Назначение выборов
ТЕМА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
План.
1. Стадии избирательного процесса.
2. Назначение выборов
3. Формирование избирательных округов
4. Образование избирательных участков
5. Составление списка избирателей
6. Образование избирательных комиссий
7. Выдвижение и регистрация кандидатов
8. Порядок проведения голосования и определения результатов выборов
Стадия избирательного процесса — это обособленная во времени совокупность избирательных действий и процедур, объединенных собственной самостоятельной целью и направленных на достижение предусмотренного процессуальной нормой избирательного права результата, обеспечивающего достижение общей цели избирательного процесса, и характеризующаяся особым кругом субъектов и оснований их (действий и процедур) совершения. Закон об основных гарантиях 2002 г. содержит упоминание более 30 различных избирательных документов.
Каждая стадия избирательного процесса заканчивается составлением процессуального документа. Исключение составляет стадия предвыборной агитации
Выделяют пять обязательных стадий избирательного процесса:
1) назначение выборов;
2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий (в целом - организационная стадия);
3) выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов);
4) информирование избирателей и предвыборная агитация;
5) голосование и определение результатов выборов и их опубликование.
Процессуальная стадия складывается из процессуальных действий и процедур, совершаемых в рамках данной стадии.
Процессуальное действие - это действие, направленное на достижение определенного правовой нормой промежуточного результата в рамках стадии. Процессуальные действия разделяют на необходимые и возможные. Необходимые процессуальные действия являются объектом закрепленных законом обязанностей соответствующих субъектов.
Возможные процессуальные действия предусмотрены законом без требования обязательности их совершения. Это, однако, не означает, что с ними не связывается наступление правовых последствий. Такими действиями являются, например, выдвижение кандидата и голосование избирателя. Основная часть этих диспозитивных действий связана с осуществлением гражданами своего активного и пассивного избирательного права.
Процессуальные действия складываются в процессуальные процедуры. Процессуальную процедуру как составляющую стадии процесса можно определить следующим образом: процессуальная процедура - это совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных промежуточной целью и направленных на достижение определенного правовой нормой промежуточного результата в рамках стадии, который невозможно достичь совершением одного процессуального действия.
Назначение выборов
Цель данной стадии - дать начало избирательному процессу, путем издания субъектом права назначения выборов (уполномоченным на то органом или должностным лицом) акта, в котором определяется дата голосования.
Так, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указом Президента Российской Федерации не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы. Для решения вопроса о выборах Президента Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации и ст.5 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Советом Федерации принимается постановление в сроки не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Зная, что днем голосования является первое воскресенье (2 декабря 2007 года) месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва, можно определить, что период с 14 августа по 3 сентября 2007 года принимается указ Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.
Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.
Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье (2 марта 2008 года).
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти, (п. 3 ст. 5). Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются представительными органами в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Именно после издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур: формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, обновление регистра избирателей, подготовка списков избирателей, образование избирательных участков и формирование избирательных комиссий, действующих на непостоянной основе (окружных, участковых), выдвижение кандидатов и т.п.