B. Установление полного контроля
Установление полного контроля в республике стоило Рамзану значительных усилий и в определенной мере — репутации. После гибели отца он начал устранять одного за другим многих профедеральных командиров и серьезных политических фигур, некогда бывших соратниками Ахмата. Так, в 2005 году он выдавил из республики экс-мэра Грозного, вице-премьера Бислана Гантамирова и, как утверждается, отобрал у него бизнес[31]. Гантамиров настаивал, что его проблемы начались из-за отказа платить Кадырову, который, в свою очередь, назвал его пособником боевиков и заявил, что полиция действовала в рамках закона[32].
В 2006 году был расформирован очень небольшой профедеральный военный отряд «Горец» под руководством Мовлади Байсарова, базировавшийся в селе Побединское и частично входивший в состав Федеральной службы безопасности (ФСБ). Это произошло после того, как Байсаров отказался подчиняться Рамзану, а тот обвинил его в преступлениях. Байсаров отправился в Москву, где дал ряд интервью с критикой режима, в том числе заявил, что люди Кадырова направляются в Москву, чтобы его убить[33]. Пять дней спустя чеченские милиционеры застрелили Байсарова в центре города; по официальной версии — он оказал сопротивление при задержании. Сторонник Байсарова в Госдуме публично возложил за это ответственность на Адама Делимханова (родственник Рамзана, его ближайший соратник и тогдашний вице-премьер республики). Делимханов все отрицал; предложение провести парламентское расследование было отвергнуто, а следствие пришло к выводу, что чеченские полицейские действовали в рамках закона[34].
Затем Рамзан взялся за оперативно-розыскное бюро МВД России (ОРБ-2), которое было печально известно пытками, а кроме того, возбудило уголовные дела против кадыровцев. Москва отказалась выводить бюро из Чечни, но в 2007 году Рамзану удалось заменить его начальника лояльной фигурой[35]. В том же году многочисленную охрану Рамзана не пустили в здание ФСБ в Грозном вслед за ним; на следующий день все входы в здание были заварены. Сообщалось, что для разблокирования входов потребовалось вмешательство директора ФСБ, а через сутки руководителем УФСБ по Чечне стал соратник Кадырова Александр Сулимов[36].
На выдавливание семьи Ямадаевых — сильнейшей группировки после Кадыровых — ушло больше времени. Ямадаевы контролировали Веденский и Ножай-Юртовский районы и части равнины; один из братьев, Сулим, командовал батальоном МВД России «Восток»[37]. Противостояние вспыхнуло в апреле 2008 года, когда кортеж другого брата отказался уступить дорогу кортежу Рамзана. На следующий день силовики, подконтрольные Рамзану, заблокировали базу «Востока», потребовав от его бойцов примкнуть к силам Рамзана[38]. В сентябре 2008 года в центре Москвы был убит депутат Государственной Думы РФ от Чечни Руслан Ямадаев. В ноябре батальон «Восток» расформировали, несмотря на военные заслуги в Южной Осетии. В марте 2009 года в Дубае был убит Сулим Ямадаев. За убийство Сулима был осужден на 25 лет лишения свободы конюх Кадырова, иранец, а МВД на какое-то время объявило в международный розыск Делимханова, который отрицал свою причастность[39].
В июле 2009 года в Подмосковье произошло неудачное покушение на третьего брата, Ису Ямадаева. За организацию покушения в федеральный розыск был объявлен Шаа Турлаев — бывший советник Рамзана[40]. Сначала Иса обвинил Кадырова и Делимханова, но позже примирился с Рамзаном. Впоследствии он обратился с заявлением в апелляционный суд Дубая, и тот сократил приговор конюху Кадырова до трех лет, а затем на основе этого заявления ОАЭ убрали Делимханова из списка разыскиваемых Интерполом лиц[41]. Шаа Турлаев с марта 2015 года подозревается еще в одном преступлении — неудачном покушении на жизнь мэра Хасавюрта (Дагестан), с которым у Кадырова — открытый конфликт[42]. Турлаев, который, по данным некоторых источников, живет, не скрываясь, у себя дома в Чечне, также подозревается в организации похищения в Вене кадыровского охранника Умара Исраилова для доставки его в Чечню. Исраилов бежал из России в 2004 году и подал жалобу в Европейский суд по правам человека, в которой обвинял Кадырова в том, что тот лично пытал его, заставляя присоединиться к своему военизированному формированию. Похищение не удалось, но Исраилова застрелили в Вене этнические чеченцы[43]. Австрийские силовые структуры подозревали, что санкцию на преступление дал Кадыров, но тот все отрицал[44]. Еще один предположительно пострадавший от пыток узник незаконной тюрьмы в родовом селе Рамзана Центорой подал на Кадырова заявление, но был задержан в Грозном в 2008 году людьми в камуфляже и исчез[45].
В 2009 году в Чечне был отменен режим контртеррористической операции, действовавший с начала второй войны, и Рамзан за несколько месяцев добился вывода значительной части контингента российских войск (около 20 тыс.). Это позволило ему еще больше укрепить свою власть. Рамзан также избавился от должностных лиц, назначаемых из федерального центра и сохранявших некоторую независимость. Последний пример — отставка главы следственного управления Следственного комитета России по Чечне Сергея Боброва, начавшего расследовать преступления, к которым, по-видимому, причастны местные силовики[46]. Всего шесть месяцев спустя Путин своим указом заменил главу Следственного комитета, а Рамзан впоследствии получил медаль Следственного комитета «Доблесть и отвага» за «содействие в решении возложенных на Следственный комитет Российской Федерации задач»[47].
Как отмечалось еще в 2010 году в докладе британского парламента, Рамзан является фактически неприкосновенной фигурой[48]. Силовые структуры верны лично ему и стали еще эффективнее и профессиональнее благодаря боевому опыту и обучению. Командование состоит из доверенных людей, которые де-факто подчиняются напрямую ему. Инструкторов готовит бывший высокопоставленный офицер российского элитного спецподразделения, который действует как личный помощник Рамзана[49].
Легальная демобилизация бойцов, воевавших как на стороне сепаратистов, так и на стороне федералов, была реализована путем их интеграции в МВД, что позволило в значительной степени сохранить местные профедеральные отряды и структуры командования. Это обеспечило Рамзану контроль и дало людям средства к существованию, но никакого отбора, который позволил бы отфильтровать уголовные элементы и профнепригодных сотрудников, произведено не было. Более того, их навыки в области незаконного насилия были востребованы во время контртеррористических операций, а привилегированный статус поддерживал чувство принадлежности к особой группе, которой позволено применять силу. Это мешает им по-настоящему интегрироваться в мирную жизнь и ставит сложный вопрос о поощрении лиц, ответственных за насилие и грубейшие нарушения прав человека.
Более эффективная реинтеграция в общество бывших бойцов, воевавших как на стороне сепаратистов, так и на стороне федералов, позволила бы снизить риск новой войны. Москве необходимо начать искать нестандартные решения лучшей интеграции правоохранительных органов Чечни с общефедеральной структурой. Варианты могут включать проверку профессионального соответствия командования чеченского МВД, слом и смешивание структур командования; временный перевод части чеченских сотрудников для стажировки в другие регионы и смешивание их с полицейскими из других регионов, организацию курсов, прививающих нормы поведения и стандарты профессионализма полиции и продвижение полицейских на руководящие посты по критериям профессиональной успешности. Следует обеспечить психологическую помощь и реабилитацию и убеждать полицейских с военными травмами пользоваться такими службами вопреки общепринятому мнению, что это признак слабости. Москве нужно рассмотреть программы амнистии и реинтеграции остальных бывших боевиков-сепаратистов, которые отбывают тюремные сроки и которые не нарушали международных норм гуманитарного права, и также включать их в процесс примирения.