Семиотические основы коммуникативной деятельности
План:
1. Роль знаковых систем в человеческой деятельности.
2. Знаковая теория и разделы семиотики.
3. Семиотические принципы коммуникативной деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
1.Проанализируйте с семиотической точки зрения мысль владельца автомобиля:
John: В настоящее время я езжу на Commodore. Это ничего вам не говорит, поскольку это всего лишь шестицилиндровая машина. Мой любимый автомобиль был мой Falcon (досл. ‘сокол’), с двигателем Cleveland 302. У него очень насыщенный, вызывающий удовлетворение, басовый гул - из тех звуков, которые не просто слышишь, но и чувствуешь. И это говорило многое об автомобиле, о его мощности, о поездке на нем.
2. Известный исследователь из Великобритании, Дэниел Чэндлер (Daniel Chandler) считает, что семиотика помогает глубже понять обыденность, то, с чем мы обычно свыкаемся и о чем обычно не говорим, воспринимаем как данность. Она помогает нам, в частности, задуматься о тех вещах, отсутствие которых значимо для нас. Она также помогает нам понять, что мы живем среди условностей, что, например, новости или фотографии, являются не отражением мира, а способом построения определенной картины мира. Приведите свои собственные примеры знакового анализа предметов и событий, текстов и изображений.
3. Проанализируйте с семиотической точки зрения судьбу политических символов в истории (диахрония) и в современности (синхрония):
4. Приведите примеры различной интерпретации значения символа в политической коммуникативной сфере. От каких системных факторов это зависит?
5. Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: шорты, мини-юбка, вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, галстук, пионерский галстук.
6. Проанализируйте название магазина: Second Hend Люкс. Возможно, полезно напомнить интертекст из Булгакова: осетрина бывает только первой свежести. Какую систему названий можно построить, исходя из этого? Какие сдвиги в плане содержания произошли после заимствования системы Second Hand в коммуникативной среде российской торговли?
7. Используя дополнительную литературу, изучите семиотические особенности коммуникации в таких сферах, как: реклама, архитектура, кино, фотография, изобразительное искусство, музыка, театр, политика. Приведите примеры знаков из этих коммуникативных сфер.(Задание выполняется письменно).
8. Какой тип знаковых отношений представленный в следующих строках:
Сивые сосны сухо скрипели: «Сын суки, сын суки…»
Бараны, бараны, бьют в барабаны! Сычи-трубачи трубят!
9.Проанализируйте следующее сообщение с точки зрения семиотики:
Один итальянец так оценил российские слова в ассоциативном эксперименте: любовь, дружба,друг – жесткое , суровое, ; телятина – ласковое, нежное, возможно обращение к женщине.
10. Ассоциации звука и смысла имеют неестественное, а скорее языковой, условное происхождение: во-первых, подобные ассоциации не совпадают в разных языках, во-вторых, есть слова, значение которых явно противопоставляют ассоциациям со звуками, их составляющими. Проанализируйте строчки стихотворения Артюра Рембо Voyelles «Гласные», их перевод русским и украинским языками и стихотворением, написанным участником группы, которая исследовала российские ассоциации гласных (В. Шапиро):
A noir, E blanc, I rouge, U vert, O bleu : voyelles, Je dirai quelque jour vos naissances latentes :
A, noir corset velu des mouches éclatantes Qui bombinent autour des puanteurs cruelles.
(Arthur Rimbaud)
А - черный; белый - Е; И - красный; У -зеленый.О - синий: тайну их скажу я в свой черед,
А - бархатный корсет на теле насекомых,Которые жужжат над смрадом нечистот.
(перевод А. Кублицкой-Пиоттух)
А – красная рубуха палача,
А – ахает толпа, на казнь взирая.
Ы – чёрный бык, мычащий по ночам.
О – осень: крона клёна золотая.
Е – это свежесть молодого лета,
Зелёный переплёт Есенина и Фета.
И – птичий свист над синею рекой.
У – это грустный свет зелёно-синих
Очей её глубоких, как пучина.
У – это гулкий цвет волны морской.
(перевод В. Шапиро)
А чорне, біле Є, червоне І, зелене
У, синє О, — про вас я нині б розповів:
А — чорний мух корсет, довкола смітників
Кружляння їх прудке, дзижчання тороплене;
Є — шатра в білій млі, списи льодовиків,
Ранкових випарів тремтіння незбагненне;
І — пурпур, крові струм, прекрасних уст шалене,
Сп’яніле каяття або нестримний гнів;
У — жмури на морях божественно глибокі,
І спокій пасовищ, і зморщок мудрий спокій —
Печать присвячених алхімії ночей;
О — неземна Сурма, де скрито скрегіт гострий,
Мовчання Янголів, Світів безмовний простір,
Омега, блиск його фіалкових Очей.
(Переклад Г. Кочура)
Практичка №6