Смутное» время на Руси: причины, суть, последствия

Прекращение династии Рюриковичей. Начало цар­ствования Бориса Годунова.Иван Грозный умер в марте 1584 г. Наследником престола стал его второй сын Федор, бывший слабым и болезненным человеком. Между прибли­женными к престолу началась борьба за власть и влияние на слабого царя. После смерти (в 1586 г.) царского дяди по материнской линия боярина Никиты Романовича Захарьи­на на первое место выдвигается царский шурин Борис Федо­рович Годунов — умный, способный, энергичный и честолю­бивый боярин. При Грозном он упрочил свое положение женитьбой на дочери любимого царского опричника Малюты Скуратова-Вельского, а затем царевич Федор женился на его сестре Ирине, и Борис стал, таким образом, близким к царской семье человеком. Преодолев сопротивление старой знати, Годунов фактически становится при царе Федоре пра­вителем государства.

Правительство Годунова стремилось укрепить автори­тет России и царской власти. С этой целью уже в 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Русская церковь окончательно стала самостоятельной — автокефальной. В царствование Федора последняя жена царя Ивана Гроз­ного Мария со своим малолетним сыном (наследником престола) Дмитрием и со своими братьями была удалена из Москвы в Углич, данный «в удел» Дмитрию. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным во дво­ре угличского дворца. После смерти в январе 1598 года царя Федора династия потомков Ивана Калиты оконча­тельно прекратилась.

Земский собор избрал на царство Годунова, однако по­ложение нового царя было непрочным, бояре плели про­тив него закулисные интриги. Являясь первым в русской истории выборным монархом, Годунов зарекомендовал себя не столько самодержцем, сколько популистом-временщи­ком, не уверенным в себе и боящимся открытых действий. Годунов добивался расположения дворянства, раздаривая незаслуженные привилегии и давая самые громкие обеща­ния, в то же время упорно укрепляясь у власти посред­ством методов тайного надзора и доносительства, а также неафишируемых репрессий, то есть за счет тех же беззако­ний, что были присущи опричнине.

Начало царствования Бориса складывалось относитель­но удачно. Он выступил защитником прочной морали, зап­ретив частную торговлю водкой. Внутренняя политика на­правлялась на социальную стабилизацию в стране. Поощ­рялись колонизация новых земель и строительство городов в Поволжье и на Урале. Были некоторые достижения и во внешней политике.

В то же время, в правление Бориса Годунова происходит постепенное прикрепление крестьян к земле: им запреща­лось уходить от своих помещиков. В качестве одной из при­чин этого запрета выступало стремление предотвратить запустение центральных уездов страны вследствие расширяю­щейся колонизации и оттока населения на окраины. С дру­гой стороны, запрет был проявлением сословной политики, охранявшей интересы помещиков и не считавшейся с инте­ресами крестьян. В целом, введение крепостного права, бе­зусловно, способствовало усилению социального напряжения в стране. В комплексе с династическими проблемами, боярс­ким своеволием, иностранным вмешательством в русские дела оно благоприятствовало назреванию социально-политичес­кого кризиса, который впоследствии назвали Смутой.

В 1601 г. в результате неурожая разразился голод. Он продолжался три года. В стране, разоренной опричниной и войнами, не оказалось достаточного количества продоволь­ственных ресурсов, которые позволили бы пережить голод­ное время. Хлеб подорожал в сто раз. Попытки Бориса огра­ничить рост цен успеха не имели. Светские землевладельцы и монастыри прятали хлеб и спекулировали им. Годунов приказгш открыть для голодных царские амбары, но на всех хлеба не хватило, тем более что, заслышав об этих раздачах, люди со всех концов страны потянулись в Мос­кву, бросив свои скудные запасы. В Москве голод был особенно страшным. Свыше 120 тыс. человек умерли здесь голодной смертью. Голод подорвал авторитет Бориса. В массовом сознании человека эпохи русского Средневеко­вья только «добрый» царь был законным. Поскольку при Годунове начались бедствия, он перестал быть «добрым», а, следовательно, его власть утратила законный характер. То, что Годунов не являлся прирожденным царем, лишь укрепляло людей в уверенности, что происходящее — Божья кара за неправедное овладение престолом.

Начало гражданской войны. Лжедмитрий. В 1603 г. Россия впервые была охвачена крупным выступлением со­циальных низов — крестьян и холопов под руководством Хлопка. Восставшие разбили высланные против них войс­ка. Подавить бунт удалось лишь после того, как царь пообе­щал простить и освободить участвовавших в нем холопов. Восстание Хлопка явилось прологом Гражданской войны, охватившей вскоре всю Россию.

В 1602 г. из России в Польшу бежал монах Кремлевско­го Чудова монастыря Григорий Отрепьев — выходец из дворянского рода, позднее — холоп бояр Романовых, В Польше он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Прося помощи в овладении московским пре­столом, Лжедмитрий обещал польскому королю уступить ему Чернигово-Северские земли и ввести в России католи­цизм. Официальной помощи самозванец не получил, но король разрешил польским шляхтичам вступать в его вой­ско. Деньгами поддержали Лжедмитрия польские магна­ты, особенно Юрий Мнишек, дочь которого стала невес­той «царевича». Охотно присоединялись к самозванцу и русские, особенно казаки, по разным причинам (из-за го­лода, опасаясь преследований после восстания Хлопка и т.д.) бежавшие в Польшу. Осенью 1604 г. Лжедмитрий вторгся в Россию, имея всего около 4 тыс. казаков и поля­ков. Несмотря на неудачи в первых столкновениях с пра­вительственными войсками, его силы быстро выросли за счет притока недовольных. Служилые люди переходили на его сторону, города без боя открывали ворота.

В апреле 1605 г. неожиданно умер царь Борис Годунов. Его 16-летний сын Федор вскоре был свергнут и убит. В июне 1605 г. в Москву вступил «царь Дмитрий Ивано­вич». Взойдя на трон, Лжедмитрий повел себя необычно для русского царя. Он лично принимал челобитные, в оди­ночку разгуливал по городу, убеждал бояр в необходимос­ти просвещения народа, предлагал отправлять дворян за границу для получения образования, не соблюдал степен­ных дворцовых обычаев, одевался в европейское платье. Своими действиями новый «царь» оттолкнул от себя все влиятельные политические силы. Он не выполнил обеща­ний королю: ни о территориальных уступках, ни о введе­нии католицизма и речи не было. Православное духовен­ство опасалось царя, пренебрегающего православием, нося­щего европейское платье, женатого на католичке. Служи­лые люди были обижены близостью к царю поляков и каза­ков. Крестьяне обманулись в своих надеждах на восстанов­ление Юрьева дня. В мае 1606 г., вскоре после свадьбы с Мариной Мнишек, Лжедмитрий, в свою очередь, также под­вергся насильственному свержению с престола и казни.

Царствование В.И. Шуйского. Восстание Болотнико­ва. Новый Лжедмитрий. Земский собор избрал царем боярина Василия Ивановича Шуйского, возглавлявшего заго­вор против самозванца. Вступая на престол, В.И. Шуйс­кий впервые присягнул подданным — дал «крестоцеловаль­ную запись», обещав не накладывать опалы без боярского суда, не слушать ложных доносов, не преследовать род­ственников опальных. Правовые гарантии распространя­лись не только на бояр и дворянство, но даже на черных людей. «Крестоцеловальная запись» отражала ослабление царской власти в связи с прекращением законной динас­тии, возросшую зависимость от «земли» — общества. Пос­ле вступления на престол нового царя — В.И. Шуйского — ситуация в стране не изменилась: царская власть не смог­ла предотвратить нарастания гражданской войны. Каза­ки, многие крестьяне, посадские и даже служилые люди отказались присягать новому царю, веря в новое чудесное спасение «Дмитрия»» Особенно широкое распространение таких настроений имело место на южных окраинах, насе­ление которых боялось мести В. Шуйского за то, что по­могло Лжедмитрию I овладеть Москвой.

В 1606 г. вспыхнуло восстание, которое возглавил быв­ший военный холоп князя Телятевского Иван Болотни­ков. В социальном плане войско Болотникова было нео­днородным: в него входили крестьяне, казаки, холопы, служилые люди. Всех их объединяла вера в законного царя Дмитрия. Однако собственные интересы этих людей не со­впадали, а нередко были прямо противоположными. За­няв Калугу и Каширу, Болотников подошел в конце ок­тября к Москве и начал ее осаду, расположившись лаге­рем в селе Коломенском. Осада длилась больше месяца. За это время руководители дворян-повстанцев убедились в том, что Болотников выступает от имени самозванца. К тому же в лагере восставших нарастали противоречия меж­ду казаками и служилыми людьми. Все это привело к пе­реходу дворян на сторону Шуйского. В решающем сраже­нии под Коломенским в декабре 1606 г. Болотников был разбит и вынужден отступить к Калуге. В конце концов, восставшие заперлись в тульской крепости, которую оса­дили войска Шуйского. Осада продолжалась более трех месяцев. Восставшие капитулировали лишь после того, как правительственные войска соорудили плотину на реке Уне и затопили Тулу.

В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец — Лжедмитрий II. Он был направлен поляками в лагерь Бо­лотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстан­цев в «царя Дмитрия». Однако соединиться с Болотниковым он не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозвали его «тушин-ским во­ром», В Тушинском лагере были казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Однако главную роль играли поляки, от которых новый самозванец, в отличие от своего талантливого предшественника, всецело зависел. Раз­бои казаков и поляков оттолкнули население от «тушинско­го вора». Крестьяне стали создавать партизанские отряды для борьбы с тушинцами. Однако правительство Шуйско­го не имело сил для их разгрома. В этих условиях царь был вынужден попросить о помощи Швецию, что дало Польше повод для открытой интервенции в Россию, так как в это время Польша и Швеция находились в состоя­нии войны.

Польская интервенция.В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. Король Си-гизмунд отозвал всех поляков из тушинского лагеря, кото­рый после этого распался. Лжедмитрий П бежал в Калугу, где вскоре был убит. Войска польского гетмана С. Жолкевского приближались к Москве. В сражении у деревни Клушино под Можайском царские воеводы были разбиты. В этой обстанов­ке летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В.И. Шуйского отречься от престола и постричься в мо­нахи. Власть перешла в руки «семибоярщины». Не желая вновь выбирать царя из боярской среды и стремясь при­мириться с поляками, семибоярщина обратилась к С. Жолкевскому с предложением призвать на русский престол сына польского короля Владислава. В русско-иольском дого­воре подтверждалась крестоцеловальная запись, гарантиро­валось соблюдение русских обычаев. Владислав должен был перейти в православие. Однако король не утвердил договор, не пожелав, чтобы его сын изменял католицизму.

Наши рекомендации