Население России в данный период разделилось на 4 основных сословия: дворянство, духовенство, городские жители и крестьянство.

Именно дворяне продолжаю обладать большей частью лучших земель. Им принадлежит крепостное право в отношении крестьян. Именно дворяне составляют основу государственного аппарата (занимает ключевые посты, должности и определяет основу политики).

- принимается манифест "О порядке дворянских собраний" выборов в оным. Данный манифест был направлен на поддержку крупных землевладельцев. В соответствии с данным манифестом на должности в общественных дворянских организациях могли претендовать дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных. Также целью сохранения крупных дворянских землевладений.

Данный период в первой половине 19 века дворянство становится всё более замкнутым сословием, т.е. проникновение в это сословие других представителей становится всё более затруднительным.

Духовенство.

Также по- прежнему относится к привилегированным сословиям, к господствующему классу. Духовенство делится на 2 категории: белое и чёрное, также как и дворянство обладает привилегиями, а именно духовенство освобождено от налогообложения, от телесных наказаний, от военных постоев и от несения каких-либо повинностей. В первой половине 19 века данное сословие становится несколько более открытым. Вместе с тем число лиц духовного звания было ограниченно.

Городское население.

Увеличивается вдвое и активизируется процесс социальной дифференциации. Почётные граждане являлись привилегированной категорией горожан, они освобождались от подушной подати, от уплаты главного налога, от повинностей, от рекрутской повинности. В начале 19 века это были лица, получившие высшее образование. Кроме того, финансисты, им присваивалось звание почётного гражданина. Смысл введения почётного гражданства заключался в ограждении дворян от политики.

Купечество впервой половине 19 века разделяется на 2 гильдии: к первой относились оптовые продукции, ко второй - розничные.

Для ремесленников сохраняется цеховой строй, Они делятся на 2 категории: мастера и подмастерья.

Наиболее многочисленной категорией горожан являлись мещане. Большинство мещан работали в гос. учреждениях, либо служили на фабриках по найму.

Большинство населения свыше 80% составляло крестьянство. Самое многочисленное и самое бесправное население составляли помещичьи крестьяне. Крепостные крестьяне приравнивались к движимому имуществу, их статус понизился до холопов, чтобы помещики могли составлять договоры, торговать ими. Они стали объектами.

Гос-во совершает определённые действия, направленные на изменения статуса крестьян. Например 12 декабря 1801 года был издан указ, в соответствии с которым крестьянам, купцам и мещанам разрешалось приобрести землю.

20февраля 1803 года был издан указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю. В 1842 году издаётся указ об обязанных крестьян на основании которого помещикам предоставлялось право предоставлять крестьянам земли в пользование В 1816 году в Прибалтике начинается крестьянская реформа, т.е. крестьяне получают личную свободу, но в Прибалтике это произошло без наделения крестьян землёй. Также в 1816 году часть данной категории крестьянства переводится на положение военных поселенцев. В 1837 году проводится управленческая реформа, а именно учреждается министерство государственных имуществ. Население российского общества в данный период и иные категории населения (казачество - полупривилегированная категория).

Развитие буржуазных отношений и кризис феодально- крепостнического хоз-ва нашли своё отражение в изменении социальной структуры российского общества. В первой половине 19 века появляются новые сословия, идёт зарождении новых классов: класса буржуазии и рабочего класса. Формирование буржуазии идёт в верхушке городского населения и крестьянства. Буржуазия растёт: набирает экономический потенциал, но не помышляет создания организация, полит. партий и т.д.

Класс наёмных рабочих формируется из городских низов и опять же из крестьянства, поскольку некоторые помещики, заинтересованные в получении оброка, отпускали крестьян, чтобы они потом выкупали себе свободу. О наличии на данном этапе класса наёмн. рабочих в 1835 году в России принимается 1 закон, который регулировал трудовые отношения.

30. Государственный строй, высшие и местные органы власти и управления России в первой половине ХIХ века.

Форма правления остаётся прежним (абсолютная монархия). На данном этапе российский абсолютизм достигает своего апогея. В статье 1 основных законов РИ закреплялось следующее положение: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный, повиноваться в верховной его власти, не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевать".

Развитие государственного механизма России в первой половине 19 века характеризуется проведением реформ, которые коснулись преимущественно высших органов государственной власти и управления.

Коллегии (созданные при Петре 1) к началу 19 века были уже практически упразднены. При Екатерине 2 функционировало только 3 коллегии. Император Александр 1 с самого начала своего правления занялся реформами гос. управления. Был сформирован Негласный комитет (приближённые к императору лица).

8.09.1802г. Подписан был манифест "об учреждении министерств" в соответствии с которым создавалось 8 первых министерств в структуре государственного механизма Российской империи. Министрам предоставлялось право законодательной инициативы. Учреждение министерств стало лишь этапом министерской реформы.

Местные органы управления в 1-ой половине 19 века почти не подвергались изменениям. В 1837-1838 гг. было упорядочено управление государственными крестьянами; в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах – окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления.

Судебные органы. В начале 19 века были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д.

Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического государства – держать в повиновении и подавлять протест угнетенных масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России. Армия строилась в основном на организационно-правовых началах. Усилились палочная дисциплина и муштра.

Полиция. В связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава.

Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. В 1801 году Тайная экспедиция была упразднена, но в 1802 году создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных адм-полицеских учреждений.

Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков.

Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав Росии, находились на разных ступенях соц-экономического развития. В конце 18 века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами.

Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в 1-ой половине 19 века. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие в общим уровнем централизации гос аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода.

31. Систематизация российского законодательства под руководством М.М. Сперанского.

Все изменения в праве России, в первой половине 19 века производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютические порядки. В силу этого, изменения в праве были невелики.

Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации.

Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства составившая целую эпоху в его истории.

Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г.

К началу 19 в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в слухах.

Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II отделение Собственной канцелярии его императорского величества. В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник – соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг. Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.(1832)

Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствии, ПСЗ дополнялось текущим законодательством.

После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Кроме того, уже при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые законы.

В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод – уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими.

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питей-ном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.

После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его. Но, трезво оценивая ситуацию, он понимал, что нужно пойти на определенные уступки, чтобы не потерять всего.

Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса.

Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.

32. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.: общая характеристика.

Разработка Уложения велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии, оно введено в действие с 1 мая 1846 г. Содержало более 2 тыс. статей, впервые содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона.

Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, хотя граница была проведена не слишком четко. Так, по Уложению преступлением или проступком признавалось нарушение или неисполнение установленных законом предписаний. Разграничение преступлений и проступков проводилось по объекту посягательства, хотя и не очень четко.

Уложение делило преступления и проступки на умышленные и неумышленные, различало умысел двух степеней: заранее обдуманный и «по внезапному побуждению». Неосторожность как форма вины не была отражена в виде общего определения, однако в целом неосторожная вина влекла применение значительно более мягкого наказания.

Достаточно определялись стадии совершения преступления: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и «совершившееся» преступление. Четко для того времени был сформулирован институт добровольного отказа от совершения преступления.

Подробно регламентировался институт соучастия, именовавшийся «участием в преступлении». Выделялись 2 формы соучастия – без предварительного согласия и по предварительному согласию, при этом виды соучастников разграничивались в зависимости от формы соучастия. Регламентировались также пределы ответственности соучастников.

Уложение устанавливало определенные обстоятельства, «по коим содеянное не должно быть вменяемо в вину». К таковым относились: невинность деяния; малолетство; безумие, сумасшествие и припадки болезни; добросовестное заблуждение; принуждение; необходимая оборона.

Основаниями уголовной ответственности Уложение признавало «несомненную доказанность преступного деяния и виновность».

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления. При этом формулировки отличались громоздкостью и казуистичностью, поскольку законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений. Так, наказание за убийство предусматривалось 24 статьями Уложения.

Система наказаний по Уложению 1845 г. была чрезвычайно сложной и громоздкой. Она представляла собой так называемую лестницу наказаний, в которой было установлено 12 родов наказаний, разделенных на 38 степеней, начиная от смертной казни и кончая внушением. Наиболее суровыми были наказания уголовные: смертная казнь, ссылка на поселение в Сибирь или Закавказье, бессрочная или срочная (от 4 до 12 лет) каторга. К исправительным наказаниям относились: ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, денежные взыскания. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ.

33. Основные черты гражданского права в первой половине ХIХ века.

Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских. Принятый в первой половине 19 в. Свод законов гражданских во многом не удовлетворял требованиям развивающегося буржуазного общества.

Отсталость Свода гражданских законов, пестрота источников права, отсутствие единства требовали новой, уже буржуазной кодификации гражданского права. В рассматриваемый период большую роль в приспособлении гражданского права к требованиям буржуазного производства начинает играть Сенат.

Свода законов не имел раздела «Лица», традиционно открывающего гражданские кодексы буржуазных государств.

Существенно различалась правоспособность мужчин и женщин. Особенно ущемлялись права женщин в области наследования по закону.

В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных отношений выдвинуло на первый план купеческие, промышленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности: соответствие мог устанавливать Сенат, предписывающий санкции против нарушителей.

Закон разделял все юридические лица на: 1) публичные; 2) частные; 3) соединения лиц; 4) учреждения.

Вещи по закону делились на: 1) движимые и недвижимые, 2) родовые и благоприобретенные (особую группу недвижимостей составляли заповедные и майоратные земли; заповедные земли могли принадлежать только потомственным дворянам и иметь соответствующие размеры; они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться; с 1899 г. появилась новая категория недвижимости — временно-заповедные земли).

Вещи делились на: 1) главные и принадлежности: 2) раздельные и нераздельные: 3) потребляемые и непотребляемые: 4) заменимые и незаменимые: 5) тленные и нетленные: 6) изъятые из оборота и неизъятые из оборота.

Закон давал определение собственности: "Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно".

Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет.

Прекращение, права собственности связывалось с постановлением законодательного органа, с актами экспроприации или конфискации.

Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право собственности: прежде всего это были сервитуты ("право участия общего" или вещные, "право участия частного" или личные сервитуты). В 1893 г. крестьянским обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам, решением Сената 1895 г. было определено, что усадебная оседлость является не личной, а мирской собственностью.

Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших на перераспределение имуществ и капиталов. Сохранившиеся ограничения (в отношении родовых, майоратных, заповедных имуществ) существенно ограничивали свободу этого перераспределения.

При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. Супруги получали седьмую долю, сестры при братьях — четырнадцатую часть недвижимого и восьмую часть движимого имущества. Усыновленные наследователи получали только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли последующих, нисходящие — боковых, первые нисходящие (дети) устраняли от наследства вторых (внуков).

Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю — лица, приписанные к сельскому обществу. К наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Дочери допускались к наследству в равной степени, если выходили замуж и жених входил в семью невесты.

Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств.

В семейном праве более четко стал проводиться принцип раздельности имущества супругов, при этом взыскания могли обращаться только на совместное имущество.

Церковь регулировала заключение, расторжение брака и иные личные отношения в семье, государство — имущественные отношения членов семьи. Церковь осуждала смешанные браки и браки, заключенные без согласия родителей (по жалобе родителей непослушных детей можно было подвергнуть тюремному заключению, лишению наследства).

Заключению брака предшествовало обручение. Расторжение брака, возможное при наличии необходимых оснований (прелюбодеяние, лишение всех прав, безвестное отсутствие, импотенция), осуществлялось консисторией (церковным судом).

До 1904 г. сохранялось наказание за прелюбодеяние ― осуждение на безбрачие. Жена обязана была во всем подчиняться мужу, также как и дети (в явном противоречии с этим принципом находилось правило о раздельности имущества супругов и родителей и детей). При составлении рядной записи на выделение приданого дочери, она лишалась права наследования.

Основаниями для возникновения обязательств служили: договор, "как бы договор" (промежуточная форма), правонарушение, "как бы правонарушение", "прочие факты".

Практика и закон знали большое число договоров: подряда и поставки, казенного подряда, имущественного найма (допускалась аренда предприятий на срок до тридцати шести лет), займа и ссуды (допускалась шестипроцентная ссуда), товарищества (полного, на вере, на паях). В 1870 г. принимается положение об акционерных компаниях, о страховании, личном найме (правила, регулирующие этот договор, были разбросаны по разным актам), доверенности или поручительстве.

Обеспечение обязательств осуществлялось посредством: задатка, залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами, известными русскому праву, были договор запродажи и мировая сделка.

Договоры могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием "у крепостных дел" или " у дел маклерских", домашним порядком.

Сохранялось трехлетнее право выкупа недвижимости, были изъяты из оборота (на них также не распространялось обложение по взысканиям) заповедные имения. Сохранялись майоратные имения (для западных губерний империи). Право разработки недр закреплялось за всей общиной, а не за отдельными лицами

Запрещалась мена недвижимости и безвозмездные сделки с нею. Родовые недвижимости теряли свой сословно-дворянский характер: из них выделялись крестьянские наделы, на них строились фабрики и заводы.

Формулируется понятие "вечная собственность". Появляются новые виды договоров: комиссии, страхования, товарищества (новые его виды), издательский.

В гражданском процессе принципы устности, публичности состязательности проявились особенно широко.

Гражданские дела начинались с подачи искового заявления, на которое ответчик мог дать свои возражения. Стороны привлекали адвокатов и законных представителей, допускалось примирение сторон.

Выдвинутые обстоятельства доказывала заинтересованная сторона.

По окончании слушания суд оглашал резолюцию по делу, а окончательное решение сообщалось в течение двух недель.

Решение могло быть обжаловано в судебную палату в течение четырех месяцев.

Дальнейшее развитие гражданского судопроизводства было отмечено возложением на него некоторых фискальных функций: в 1882 г. на суды возлагается решение дел о пошлинах с безвозмездно приобретенных имуществ, в 1889 г. — дела о пошлинах с наследства.

34. Кризис феодально-крепостнического строя, революционная ситуация 1859-1861 гг.

Социально-экономические предпосылки: к середине 19 в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. 19 в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1860-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30—40-х гг. 19 в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60—70-х гг. 19 в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. 19 в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины 19 в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.

Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

35. Общественно-политический строй в России во второй половине ХIХ века.

Крестьянское движение.

Крестьянское движение с конца 50-х гг. подогревалось постоянными слухами о готовящемся освобождении. Если в 1851—1855 гг. произошло 287 крестьянских волнений, то в 1856—1859 гг. — 1341. Глубокое разочарование крестьян в характере и содержании реформы выразилось в массовых отказах от исполнения повинностей и от подписания “уставных грамот”. Широко распространились среди крестьянства слухи о подложности “Положений 19 февраля” и о подготовке правительством “настоящей воли” к 1863 г.

Наибольшее число волнений приходится на март — июль 1861 г., когда было зарегистрировано неповиновение крестьян в 1176 имениях. Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях. В селе Бездна, ставшем центром крестьянских, вблнений, охвативших три уезда Казанской губернии, войсками был убит 91 человек и ранено 87. В 1862—1863 гг. волна крестьянских выступлений заметно спала. В 1864 г. открытые волнения крестьян были зарегистрированы лишь в 75 имениях.

С середины 70-х гг. крестьянское движение вновь начинает набирать силу под влиянием малоземелья, тяжести платежей и повинностей. Сказывались и последствия русско-турецкой войны 1877—1878 гг., а в 1879—1880 гг. плохой урожай и недород стали причиной голода. Число крестьянских волнений росло в основном в центральных, восточных и южных губерниях. Брожение среди крестьян усиливали возникшие слухи о готовящемся новом переделе земли.

Наибольшее количество выступлений крестьян приходится на 1881—1884 гг. Основными поводами для волнений были повышение размеров различных повинностей и присвоение помещиками крестьянских земель. Заметно усилилось крестьянское движение после голода 1891—1892 гг., причем крестьяне все чаще прибегают к вооруженным нападениям на полицейские и военные отряды, к захватам помещичьей собственности, коллективным лесным порубкам.

Между тем в своей аграрной политике правительство пыталось путем регламентации крестьянской жизни сохранить ее патриархальный уклад. После отмены крепостного права быстро шел процесс распада крестьянской семьи, росло число семейных разделов. Закон 1886 г. установил порядок проведения семейного раздела только с согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. Но эта мера привела лишь к росту незаконных разделов, ибо невозможно было остановить этот естественный процесс.

В том же году был принят закон о найме сельскохозяйственных рабочих, обязывавший крестьянина подписать договор о работе у помещика и предусматривавший строгое наказание за самовольный уход от него.

Огромное значение в своей аграрной политике правительство придавало сохранению крестьянской общины. Принятый в 1893 г. закон запретил закладывать надельные земли, разрешил их продажу только односельчанам, а досрочный выкуп крестьянских земель, предусмотренный “Положениями 19 февраля 1861 г.”, допускал лишь при согласии 2/3 схода. В том же году был принят закон, имевший своей задачей устранить некоторые недостатки общинного землепользования. Было ограничено право общины на передел земли, и наделы были закреплены за крестьянами. За передел отныне должно было проголосовать не менее 2/3 схода, а интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Это создавало условия для улучшения качества обработки земли, повышения урожайности. Законы 1893 г. укрепляли позиции зажиточного крестьянства, затрудняли выход из общины беднейшего крестьянства и закрепляли малоземелье. Ради сохранения общины правительство, несмотря на обилие свободных земель, сдерживало переселенческое движение.

Демократизация системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширили круг интеллигенции. Российская интеллигенция — уникальное явление социальной жизни России, возникновение которого можно отнести к 30—40-м гг. 19 в. Это небольшой слой общества, тесно связанный с общественными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на довольно своеобразном восприятии западных идей. Как подметил Н. А. Бердяев, “то, что на Западе было научной теорией, подлежащей критике гипотезой или, во всяком

случае, истиной относительной, частичной, не претендующей на всеобщность, у русских интеллигентов превращалось в догматику, во что-то вроде религиозного вдохновения”. В этой среде развивались различные направления общественной мысли.

Рабочее движение

Рабочее движение 60-х гг. не было значительным. Преобладали случаи пассивного сопротивления и протеста — подача жалоб или просто бегство с фабрик. Из-за крепостнических традиций и отсутствия специального рабочего законодательства установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Со временем рабочие все чаще стали устраивать стачки, особенно на крупных предприятиях. Обычным требованием было уменьшение штрафов, повышение заработной платы, улучшение условий труда. С 70-х гг. рабочее движение постепенно нарастает. Наряду с волнениями, не сопровождающимися прекращением работ, подачами коллективных жалоб и т. п., растет число стачек, охватывающих крупные промышленные предприятия: 1870 г. — Невская бумагопрядильная фабрика в Петербурге, 1871—1872 гг. — Путиловский, Семянниковский и Александровский заводы; 1878—1879 гг. — Новая бумагопрядильня и ряд других предприятий Петербурга. Стачки подавлялись иногда с помощью войск, рабочих отдавали под суд.

В отличие от крестьянского рабочее движение было более организованным. Заметную роль в создании первых рабочих кружков сыграла деятельность народников. Уже в 1875г. под руководством бывшего студента Е. О. Заславского в Одессе возник “Южнороссийский союз рабочих” (разгромлен властями в конце того же года). Под влиянием петербургских стачек и волнений оформился “Северный союз русских рабочих” (1878—1880) во главе с В. П. Обнорским и С. Н. Халтуриным. Союзы вели пропаганду среди рабочих и ставили своей целью революционную борьбу “с существующим политическим и экономическим строем” и за- установление социалистических отношений.

Промышленный кризис начала 80-х гг. и сменившая его депрессия породили массовую безработицу и нищету. Владельцы предприятий широко практиковали массовые увольнения, понижение расценок за работу, увеличение штрафов, ухудшались условия труда и быта рабочих. Широко использовался дешевый женский и детский труд. Не существовало ограничений продолжительности рабочего дня. Охрана труда отсутствовала, .что влекло за собой рост несчастных случаев. В то же время не было ни пособий за увечья, ни страхования рабочих.

В первой половине 80-х гг. правительство, пытаясь предотвратить нарастание конфликтов, взяло на себя роль посредника между наемными работниками и предпринимателями.Прежде всего законодательно были устранены наиболее злостные формы эксплуатации. 1 июня 1882 г. было ограничено использование труда малолетних, а для надзора за исполнением этого закона вводилась фабричная инспекция. В 1884 г. появился закон о школьном обучении детей, работающих на фабриках. 3 июня 1885 г. последовал закон “О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках и мануфактурах”.

Экономические стачки и рабочие волнения начала 80-х гг. в целом не выходили за рамки отдельных предприятий. Важную роль в развитии массового рабочего движения сыграла стачка на Никольской мануфактуре Морозова (Ореховв-Зуево) в январе 1885 г. В ней приняло участие около 8 тыс. человек. Стачка была заранее организована. Рабочие предъявили требования не только владельцу предприятия (изменение системы штрафов, порядка увольнения и др.), но и правительству (введение государственного контроля за положением рабочих, принятие законодательства об условиях найма). Правительство приняло меры к прекращению стачки (более 600 человек было выслано к себе на родину, 33 — предано суду) и одновременно оказало давление на владельцев мануфактуры, добиваясь удовлетворения отдельных рабочих требований и предотвращения будущих беспорядков.

36. Крестьянская реформа 1861 года.

Подготовка реформы. В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Для выяснения мнения помещиков были образованы губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения. В январе 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по устройству сельского населения под председательством царя. С учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

§ крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;

§ помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.

§ За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

§ Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

§ Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

§ Так же определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

Повинности временнообязанных крестьян. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян. «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5% крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Выкупные платежи. Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции.

Наши рекомендации