Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Одной из самых ярких страниц летописи ВОВ является битва за освобождение Беларуси
Одной из самых ярких страниц летописи ВОВ является битва за освобождение Беларуси. Предпосылкой освобождения Беларуси, как и всей Европы, стал коренной перелом в ходе ВОВ. Одержав победу в Курской битве, Красная Армия начала наступление на обширном фронте. Осенью 1943 г. она вступила на территорию Беларуси. 23 сентября был освобожден первый районный центр БССР – Комарин. Осенне-зимнее наступление советских войск принесло освобождение Гомелю и Мозырю.
С весны 1944 г. развернулась тщательная подготовка к наступлению. В условиях секретности концентрировались силы. Осуществлялись мероприятия по введению противника в заблуждение. Белорусская наступательная операция «Багратион» началась утром 23 июня 1944 г. в сразу нескольких направлениях, неожиданно для врага, через труднопроходимые болота и леса. Уже на 3 день наступления был освобожден Витебск. После освобождения Бобруйска развернулись бои на Минском направлении.
Фашистское командование постаралось укрепить оборону Минска. Однако бои за освобождение столицы, начавшиеся на рассвете 3 июля 1944 г., успешно завершились к концу этого же дня. На восток и юго-восток от Минска было завершено окружение более чем 100-тысячной группировки противника. Часть сил группы армии «Центр» оказалась в Минском «котле». Было убито 70 тыс. и взято в плен 35 тыс. гитлеровцев. 16 июля освободили Гродно. В ходе дальнейшего наступления советские войска 28 июля освободили Брест. Немецко-фашистские захватчики были изгнаны с белорусской земли.
Немаловажную роль в освобождении Беларуси сыграли партизаны и подпольщики. Они активно помогали наступающим частям Красной армии. После вступления Красной Армии на территорию Беларуси перед партизанскими отрядами и подпольными организациями была поставлена задача усилить удары по тылам противника. Совместно с партизанами Прибалтийских республик они осуществили второй этап «рельсовой войны». Они захватывали мосты и переправы через водные преграды, создавали плацдармы и удерживали их до подхода советских войск, освобождали вместе с частями Красной Армии Минск, областные и районные центры БССР. Подпольщикам Минска удалось раздобыть план укрепленных и заминированных объектов города. Весь белорусский народ продемонстрировал безграничную преданность своей Родине.
16 июля 1944 г. в Минске состоялся партизанский парад, посвященный освобождению столицы.
41. ХХ съезд КПСС. Противоречивость «оттепели».
После смерти Сталина 5 марта 1953 г. внутриполитическое положение в стране начало понемногу изменяться. Начался пересмотр дел незаконно осужденных. Был отменен обязательный минимум выработки трудодней в колхозах. Но осуществлялось это медленно и с ограничениями. Одним из инициаторов преобразований выступил Н.С. Хрущев, избранный в сентябре 1953 г. Первым секретарем КПСС. Значительным событием на пути к смене сталинского курса явился ХХ съезд КПСС в 1956 г. В конце работы съезда на закрытом заседании заслушали доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях». Хоть доклад не был опубликован, его общая направленность стала известной обществу. Началась частичная реабилитация. Вторую половину 1950-х – первую половину 1960-х гг. называют периодом «оттепели», определявшимся десталинизацией общества. Десталинизация была направлена на преодоление последствий культа личности Сталина и связана с демократизацией общественно-политической жизни, восстановлением доброго имени и прав невинно осужденных.
Однако десталинизация проходила непоследовательно. Осуждались преступления Сталина против партии, а не народа. Смерть Сталина открыла возможность выбора: либо сменить прежнюю систему, либо ее реформировать для достижения настоящей демократии. Характер политической системы при Сталине был признан репрессивным, а культ его личности осужден. Но коренной ломки системы не произошло. Были сделаны попытки реформ с целью перехода к форме власти, основанной на демократии. Поскольку сохранялась однопартийная система, возможности для полной демократизации общественно-политической жизни в стране оставались ограниченными. В этих условиях пост руководителя Компартии Беларуси в 1956 г. занял К.Т. Мазуров. Усиление влияния партии на жизнь республики обеспечивалось ростом ее членов. Регулярными стали встречи партийного и государственного руководства с населением. Обязательными были отчеты руководителей парторганизаций перед рядовыми членами. Все это осуществлялось для укрепления роли партии, а не расширения демократии в стране. Исполнительным органом государственной власти являлся Совет Министров БССР, который действовал под руководством ЦК КПБ. Довольно влиятельной организацией был комсомол. Комсомол Беларуси принимал участие в решении практически всех народнохозяйственных задач. Демократизация общественной жизни после ХХ съезда партии затронула и профсоюзы. Расширились производственно-экономические функции профсоюзов, что отвлекало их от главной задачи – социальной защиты трудящихся. Тем не менее, роль профсоюзов в годы хрущевской «оттепели» значительно возросла. Они с большей активностью стали следить за исполнением законов о труде. Большое значение имел запрет на увольнение работников без согласия профкомов.
Реформы затронули и экономику, создали более благоприятные условия для индустриального развития БССР. Среди функций законодательной власти особенно важной являлось утверждение государственного бюджета. Он представлял собой сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. В период «оттепели» БССР стала одним из центров машино-, станко- и приборостроения, электроники, химического производства и нефтепереработки. Сельское хозяйство БССР развивалось на основе мелиорации, механизации и электрификации. За счет успешного развития всех отраслей экономики улучшилось благосостояние трудящихся. Однако попытки социальной переориентации экономики и реформирование носили преимущественно поверхностный характер.
Объективные законы развития общества нередко игнорировались, а собственные взгляды Хрущева становились определяющими. Однако при всей непоследовательности реформаторских действий Хрущев сделал главное – вывел страну на путь преобразований. Произошло более тесное единение власти и народа на почве повышения взаимодоверия между ними.
42. Сложности в социально-экономическом развитии БССР в к. 60-х – н. 80-х гг.
В 1964 г. в результате смещения со всех постов Хрущева к власти пришло консервативное крыло партии во главе с Л.И.Брежневым. За период 1965-1984 гг. институты государственной власти не претерпели существенных изменений. В БССР сохранялась командно-административная модель экономического развития. С целью преодоления отрицательных явлений в 1965 г. была проведена экономическая реформа. В соответствии с ней предусматривалось усовершенствовать систему планирования в промышленности. Однако изначальный успех реформы был непродолжительным. Реформа оказалась набором противоречивых мер и закончилась неудачей.
Экономическое развитие БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. было связано с дальнейшим формированием индустриального общества на основе механизации и автоматизации производства с учетом использования достижений НТР. Особенностью народного хозяйства БССР было его развитие в основном по экстенсивному пути, т.е. за счет количественных факторов, с преимуществом тяжелой и оборонной промышленности. Выпуск качественных продуктов народного потребления приобрел второстепенное значение. Возрастал дефицит товаров первой необходимости.
Развитие новых отраслей производства привело к увеличению численности городского населения. Развивались новые города. Были разработаны схемы жилищного строительства на свободных территориях. Стремление снизить стоимость жилья привело к однообразию застройки. Однако с начала 70-х гг. начали внедряться новые серии типовых проектов с высокими архитектурно-планировочными и композиционными характеристиками.
Вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х гг. были отмечены дальнейшим развитием транспорта.
Аграрная политика проходила в русле сохранения старых производственных отношений в области сельского хозяйства. В 1982 г. была принята Продовольственная программа. Разница между высокой закупочной ценой и низкой при продаже с/х продукции вела к потерям госсредств. Назревали экологические проблемы в результате проведения мелиорации и химизации с/х.
Увеличение заработной платы и размеров пенсий и льгот вело к увеличению денежных доходов населения. Однако оно происходило в условиях снижения темпов экономического развития, поэтому рост денежной массы стал обгонять производство товаров, возрос общий дефицит товаров.
На смену «оттепели» пришла эпоха «застоя». В экономике постепенно нарастали застойные явления, связанные с падением темпов роста производства и игнорированием материальной заинтересованности трудящихся.
43. Курс на социальное обновление («перестройка»). Катастрофа на ЧАЭС.
В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Наступил период реформ. Политика, начатая с 1985г., получила название перестройки. Термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Она привела к значительным переменам во внутриполитической и международной жизни. В результате противоречий и непоследовательности политики перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни советского общества.
Перестройка затронула всех и каждого в отдельности. Одним из ее реальных достижений стала гласность – принцип открытости информации о прошлом и настоящем страны, возможность выражать критическое отношение к власти и идеологии того времени, реализовывать на деле демократические свободы слова и печати.
Перестройка предусматривала лишение партийных органов государственных функций и обеспечение всевластия Советов народных депутатов. В 1988 г. был принят Закон «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни БССР». В 1989 г. впервые проводились выборы народных депутатов СССР на альтернативной основе.
В 1990 г. состоялись выборы в Верховный и местные Советы народных депутатов БССР. Однако в условиях однопартийности большинство мест получили сторонники КПБ. Вместе с тем впервые в истории Верховного Совета БССР в нем возникла парламентская оппозиция – группа делегатов, чьи взгляды не совпадали с мнением депутатского большинства. В этих условиях вместо формального единогласного утверждения законов в Верховном Совете БССР проходило их обсуждение.
Наряду с существующими стали возникать новые общественные объединения. Зарождение и формирование многопартийности в Беларуси проходило весьма сложно и противоречиво: партийное руководство отстаивало однопартийную систему, компартия Беларуси продолжала считать себя руководящей и направляющей силой общества и старалась не допустить создание новых политических партий. По мере того как в республике складывалась многопартийность, КПБ утрачивала монополию на власть.
Последней попыткой вернуть страну в доперестроечное время стал августовский путч 1991 г. Провал путча ускорил крах КПСС и КПБ. 25 августа 1991 г. Постановлением Верховного Совета БССР, действующим до 1993 г., КПБ была запрещена и отстранена от власти.
Перестройка способствовала активизации деятельности профсоюзов в защите интересов широких масс населения, а также в формировании демократического общества.
Чернобыльская катастрофа считается самой масштабной техногенной катастрофой ХХ в. Радиоактивному загрязнению подверглись 17 европейских стран. Основной удар пришелся на Беларусь, Украину, Россию. Авария нанесла Беларуси потери, равные 32 республиканским бюджетам 1985 г. От радиоактивного загрязнения пострадала пятая часть территории нашей республики. Из хозяйственного оборота было выведено 20 % земель. Расходы на реализацию программы по преодолению последствий аварии в 1986-92 гг. составили около 16 % республиканского бюджета. Правительством БССР в 1989 г. была принята Государственная программа преодоления последствий чернобыльской катастрофы. С загрязненных территорий было отселено более 135 тыс. человек. Отселение, лечение и оздоровление людей, создание надлежащих условий труда и жизни на пострадавших территориях остаются проблемой национальной экономики и в наше время.