Кузнецов, Павел Александрович. 3 страница
Интересным примером благодарности является публикация через газету некой Ярошинской благодарности зубному врачу Моншеевину, который вставил ей искусственную челюсть:
Я обратился к зубному врачу Моншеевину и он мне вставил искусственную челюсть, которая заменила мне в совершенстве настоящую челюсть, я не ощущаю никакой неловкости при разжевывании пищи, за что изъявляю ему искреннюю благодарность. Ярошинская3.
Сейчас сложно сказать, было ли это действительно публичной благодарностью (т.е. социальной рекламой) или особенной формой коммерческой рекламы. Хотя, учитывая простоту пореформенной рекламы, вполне можно предположить, что данное сообщение было инициировано врачом Моншеевиным от имени реального клиента.
Адреса в дореволюционный период являлись традиционной формой обращения нижестоящих чинов к вышестоящим, начиная еще со времен земских соборов. По тематике адреса носили самый различный характер, касаясь как разработки решений наиболее острых общественно-государственных вопросов, так и выражения личного отношения к получателю адреса.
Например, в № 20 Пензенских губернских ведомостей за 1888 г. содержалось такое сообщение:
Нас просят напечатать следующий адрес, поднесенный волостными старшинами бывшему Пензенскому уездному предводителю дворянства Дмитрию Ксенофонтовичу Гевличу: Ваше Превосходительство, Дмитрий Ксенофонтович! Движимые беспредельными к Вам
1 Волжский вестник. 1894. № 9. Л. 1. Об. 2. Л. 2. Об. 1.
2 Хотя в этом смысле уместно говорить о социальной рекламе с элементами поли
тической рекламы. И если в настоящее время персонифицированные публичные
поздравления, например глав партий, можно считать политической рекламой, то
в дореволюционный период говорить о политической рекламе не уместно, так
как отсутствовала серьезная политическая оппозиция.
3 Пензенские губернские ведомости. 1880. № 11. С. 2. Об. 2.
уважением и почтительностию, мы сочли священной обязанностью выразить Вам свои чувства глубокой к Вам благодарности и любви, а еще более наше искренне сожаление об утрате, в лице Вашем, до-браго, справедливого и незаменимого для нас Начальника За время деятельности Вашей по управлению крестьянским учреждением мы настолько привыкли к Вашим отеческим отношениям, что с утра-той их, поистине считаем себя осиротевшими Ваше сочувствие, с каким относились Вы к нуждам и потребностям нашего крестьянского быта, навсегда неизгладимо останется в памяти нашей и в будущем составит отрадное для нас воспоминание Воспринимая близко к сердцу, в чем только заключались наши интересы — как бы они ничтожны не были — Вы никогда не отказывали нам в Вашем добром слове, добром совете и доброй помощи, руководя нас в исполнении служебных обязанностей и даже в частных делах1
Как видим, данный адрес является своего рода благодарностью волостных старшин бывшему Пензенскому уездному предводителю дворянства Дмитрию Ксенофонтовичу Гевличу Были вполне допустимы и иные варианты адресов
В адресе, поднесенном Казанским епархиальным съездом духовенства председателю управления Казанского епархиального свечного завода протоиерею Николаю Константиновичу Миловидову содержалось следующее
Ваше Высокопреподобие, Глубокоуважаемый Отец Протоиерей, Николай Константинович' Казанский епархиальный съезд в заседании 20 июня сего 1885 года учредил комиссию для обрезервирова-ния операций епархиального свечного завода Комиссия, внимательно обозревая деятельность управления завода и видя блестящий результат, выразившийся в приобретении заводом более 68 000 рублей за первые пять лет его существования, убедилась что в такое состояние завод приведен, благодаря настойчивости, энергичной и неутомимой деятельности и безукоризненной честности Вашей, почему предложила съезду выразить Вам как председателю управления завода глубокую благодарность епархии поднесением адреса от лица епархиального съезда Подлинный подписали председатель епархиального съезда и 40 депутатов»2 На означенном адресе последовала от 4 июля сего года резолюция Его Высокопреосвященства дозволяется «напечатать в Епархиальных Известиях
Интерес представляет речь, сказанная при освящении церкви в деревне Александровке, которой РПЦ пыталась также придать общественный резонанс
1 Пензенские губернские ведомости 1888 № 20 С 1 Об 2
2 Известия по Казанской епархии 1892 № 17 Л 10 Об 2 Л 11 Об 1
Возлюбленные о Христе братья и сестры! Днесь совершилось в вашей веси чрезвычайно важное и радостное событие: освящение церкви — школы. Нет сомнения, что сердца Ваши в настоящие минуты преисполнены великою духовною радостью. Да и как не радоваться? Дети Ваши в сей школе будут получать образование и приобретать такие познания, которые существенно необходимы для каждаго христианина. Разве это не отрадно!1
В речах, относящихся к власти и властным структурам, церковь часто обличала социальную несправедливость и несовершенство общественного мироустройства. Так, в речи перед дворянскими выборами, сказанной в Казанском кафедральном соборе 16 января 1884 г. Высокопреосвященнейшим Палладием, архиепископом Казанским и Свияжским, владыко призывает праведный суд судить:
Не судите на лица, но праведный суд судите» (Иоанн. 7, 24). Евангельское это наставление относится и к вам, мужи благородные! Вам предлежит совершить суд над вами самими и вашими собратьями. Предстоящими своими выборами Вы произнесете решительный приговор о всех тех лицах, которых изберете или отвергнете, и от вашего суда, правого или неправого, от вашего выбора много будет зависеть и то, какими окажется впоследствие избранные вами общественные деятели. Не судите же на лица, но праведный суд судите2.
Выделим далее основные черты социальной рекламы досоветского периода с учетом специфики ее форм. На рис. 2.1 обозначена устная и письменная формы социального информирования. Собственно говоря, устная и письменная формы между собой были тесно взаимосвязаны. Это выражалось, например, в том, что после произнесения устной проповеди она часто публиковалась в печатных источниках, как светских, так и религиозных. Многие проповеди фиксировались в различной отчетной документации, хранящейся ныне в региональных и центральных архивах.
Устные проповеди, нигде не зафиксированные, отследить не представляется никакой возможности. Устное же социальное информирование, дублируемое письменным образом, проанализировано в специфике источников социальной рекламы досоветского периода. Обратим теперь особое внимание на графическое социальное информирование, которое во второй половине XIX в. получило особенно интенсивное развитие.
В самом общем виде можно выделить два больших блока графической социальной рекламы.
1 Пензенские епархиальные ведомости. 1894. № 20. С. 19. Об. 1.
2 Православный собеседник. Издание Казанской Духовной Академии. Казань:
Типография Императорского Университета. 1884. Л. 1. Об. 1.
К первому блоку графической социальной рекламы мы отнесем имиджевую социальную рекламу, которая была представлена в виде двух основных типов.
1. Имиджевая социальная реклама, исходящая от государства как носителя императорской власти. Ее целью было поддержание существующего державного и социального порядка, прокламация идей православия, самодержавия и народности.
Примером такой рекламы являются, скажем, плакаты и листовки, получившие широкое распространение в связи с празднованием 300-летия императорского дома Романовых (1613—1913 гг.). На плакате (илл. 2.1) можно видеть графические изображения представителей императорского дома, а также их даты.правления в хронологическом порядке.
Интересно также и то, что имиджевая социальная реклама, исходящая от государства, имеет много общего с политической рекламой. Однако сегодняшнее понимание политической рекламы другое. В то время отсутствовала борьба между политическими партиями, различными политическими элитами, поэтому на плакате лишь представление императорского дома. Все это позволяет считать такую рекламу именно имиджевой и именно социальной.
2. Имиджевая социальная реклама, исходящая от различных государственных структур, служб и ведомств. Примером такого социального информирования является плакат «Почта, Телеграф, Телефон», на котором написаны следующие слова: «Как мы стремимся
Передавать быстро Ваши вести, так и Вы всегда отзывчивые, хгомо-II) а- быстрее заполнить наши кружки на нужды русских чудо-■огатырей» (илл. 2.2).
Как видим, суть данной рекламы сводится не только к тому, чтобы создать репутацию службам по почтовой, телеграфной и телефонной связи, но к тому, чтобы помочь русским воинам в тяжелой кровопролитной борьбе. При этом такая реклама, несмотря на призывы, все равно является имиджевой, так как поддерживает существующий имидж служб связи.
Ко второму блоку графической социальной рекламы относятся различные типы благотворительного социального информирования. Мы уже рассматривали ранее примеры благотворительных воззваний в периодической печати и говорили о том, что таких обращений к публике (обществе) было достаточно много. Графическая же социальная реклама, призывающая к благотворительности, также является наиболее большим и емким блоком социального информирования. В свою очередь, она может быть поделена на подгруппы.
Призыв к помощи в борьбе с болезнями — распространенное явление в системе социального информирования. Однако если в настоящее время призывы о помощи встречаются не так часто по сравнению с различными иными типами социальной рекламы, то в досоветский период такой тип рекламы встречался сплошь и рядом. Начиная с 1911 г. в Российском империи ежегодно стал проводиться так называемый День белой ромашки (или День белого цветка). Весенним днем 1911 г. на улицы Москвы, Петербурга, Кишинева, Минска и других больших и малых городов России
тысячи людей вышли на День борьбы с одним из самых распространенных и опасных заболеваний — туберкулезом, называемым тогда также чахоткой.
Идея проведения Дня белого цветка родилась в Скандинавских странах, а впервые он был устроен в Швеции 1 мая 1908 г. Продажа белого цветка как эмблемы борьбы с туберкулезом привлекла внимание населения и приносила противотуберкулезным организациям доход. Из Швеции этот обычай перешел в Норвегию, Данию, Германию и другие страны Европы. Дню белой ромашки предшествовала большая работа, которая проводилась не один день и завершилась созданием Всероссийской лиги по борьбе с туберкулезом, первое заседание которой состоялось в Петербурге 20 апреля 1910 г.
Проведение массовых мероприятий такого рода закономерным образом потребовало рекламного сопровождения и поддержки. В этой связи появилось значительное количество соответствующих формату мероприятия рекламных плакатов. Так, на одном из них (илл. 2.3) изображена женщина, раздающая ромашки толпе народа. Призыв данной рекламы «Помогите бороться с чахоткой».
Особо актуален День белой ромашки стал с началом Первой мировой войны 1914—1918 гг. На одном из социальных плакатов того времени прямо говорилось: «Война чрезвычайно увеличивает число жертв туберкулеза» (илл. 2.4). Сам рекламный призыв гласил «Жертвам войны — туберкулезным и их семьям помогите».
Подписка на займы и сборы стали очень распространенным явлением в период Первой мировой войны. Исторически так сложилось, что в тяжелые военные времена государство обращалось к всевоз-
можным заимствованиям у простого населения. Известная фраза Негра Первого, сказанная купцам: «Даешь руль на войну — через год десять верну!» — тому яркое подтверждение.
Как правило, подписка на займы и сборы, представленная в форме социального информирования, примерно одинакова по композиционному построению. Обычно на такой социальной рекламе имелся примитивный визуальный ряд, сопровождаемый текстовым блоком. Например, визуальный ряд плаката с призывом «Подписы-
вайтесь на военный
ЪЧ
заем. Чем больше денег — тем больше
нарядов!» (илл. 2.5) — картинка, изображающая воюющих солдат. |
Организация благотворительных мероприятий имеет традицию с давних времен, практически с начала XIX в. Например, она была распространена в студенческой среде, когда студенты давали концерты «в пользу своих недостаточных товарищей», отдавая собранные деньги в качестве платы за обучение тех, кто не мог по каким-то причинам платить.
На рубеже XIX и XX веков социальная реклама, направленная на организацию благотворительных мероприятий, также получила широкое распространение. Одним из ее примеров является анонс концерта-балла электриков, даваемого в зале дворянского собрания 30 ноября 1902 г. Цель концерта — как раз сбор студентами средств «в пользу их недостаточных товарищей» (илл. 2.6).
Другим примером социальной рекламы, направленной на организацию благотворительных мероприятий, является анонсирование
артистических вечеров, концертов и кабаре, проводимых во всех залах российского дворянского собрания, в пользу воинов русских, черногорских и сербских, пострадавших в боях (илл. 2.1).
Призывы к иной возможной помощи предполагали публичное информирование о какой-либо общей или частной проблеме. Так, целью большого благотворительного базара кукол являлся сбор средств в пользу благотворительного общества родильных и детских приютов (илл. 2.8).
В военное время актуальными были призывы к обществу жертвовать на всевозможные военные нужды. Так, одна из подобных реклам призывала жертвовать солдату на переносные бани (илл. 2.9).
Как видим, начиная с рубежа XIX и XX веков различные формы графической социальной рекламы получили качественно и количественно иное воплощение. Конечно же, для развития графической социальной рекламы потребовались новые технологии цветной печати, развитие умений и навыков строить композицию рекламного обращения. И хотя по своему содержанию социальная реклама данного периода несколько примитивна, тем не менее развитие такого информирования для российского общества было заметным прогрессом в деле консолидации различных социальных сил и групп, формирования социального и политического единства общества, в частности в военное время.
Рассматривая досоветскую социальную рекламу, надо остановиться на особенностях социального информирования в период существования Временного правительства, с марта по октябрь 1917 г.
Как известно, курс Временного правительства заключался в том, что довести войну до победного конца, после чего решить вопрос о будущем государственном устройстве России. Поэтому все основные типы социального информирования не теряют своей силы, не исчезают, а продолжают развиваться. Исчезает лишь лозунг «За Веру, Царя и Отечество!».
Однако содержательные, технические и композиционные изменения налицо. В различных листовках, агитках и воззваниях встре-
чаются речи о свободе (чего раньше не было), а также начинает доминировать красный революционный цвет. Например, изображенный на листовке «Заем свободы» солдат держит красный флаг с надписью «Война до победы» (илл. 2.10).
Кризис Временного правительства и захват в октябре 1917 г. власти новой политической силой привели к качественной переоценке ценностей (в значительной степени — насильственной), и большая часть основных типов социального информирования просто исчезла.
Основное отличие дореволюционного этапа развития социальной рекламы от современного заключается не только в форме, но и эволюции содержания и подачи информации. Эволюция содержания социальной рекламы отражает общую эволюцию развития рекламных коммуникаций и рекламного дела. Если сегодня привычной формой подачи рекламной информации является рекламная константа, состоящая из заголовка, основного рекламного текста (ОРТ) и эхо-фразы (и плюс, возможно, слогана), то в дореволюционный период такой сжатой формой подачи информации представить себе невозможно. Это объясняется уровнем образования народных масс, который в тот период был явно недостаточен. Именно поэтому народу было необходимо постоянно все разжевывать и объяснять.
Работа земств, т.е. местного самоуправления, которое появилось в России после реформ Александра II, заключалась в том числе и в профилактических мероприятиях, направленных на формирование
п поддержание здорового образа жизни. Но требовавшееся социальное рекламирование проводилось не через такие СМИ, как ТВ или радио, которых тогда еще не существовало, и даже не через наружную рекламу, представленную тогда всевозможными вывесками, а через реальное общение с людьми и научение их правилам гигиены. Подобная модель социального информирования (т.е. по сути своей Именно социальной рекламы, объединенной с социальной работой) не только носила гуманистический характер, но и была эффективной, что не всегда можно сказать о современной российской социальной рекламе.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод: до революции социальная реклама в России существовала и реализовывалась как устно, так и письменно (печатно, графически). Носителями социальной рекламы были как реальные люди, государственные и религиозные деятели, ученые (а после 1864 г. и земская интеллигенция), так и всевозможные современные средства: газеты, журналы, листовки и плакаты. Традиции к последующему развитию социальной рекламы России были заложены именно в дореволюционный период.
2.2. Социальная реклама в советский период
Существование коммерческой и политической рекламы в советский период сегодня не оспаривается. Хотя коммерческая советская реклама и отличалась от западных аналогов, тем не менее она выполняла важную пропагандистскую функцию, призывая покупать какие-то определенные продукты или пользоваться какими-то определенными услугам. В свою очеред, политическая советская реклама характеризовалась прежде всего безальтернативностью, как и вся советская политическая система в целом. Но наибольший интерес в системе рекламного информирования в советский период являет собой именно социальная реклама1.
Анализ конкретных рекламных примеров такого вида рекламы позволяет сказать, что советская практика социальной рекламы не только существовала, но и создала немало хороших примеров, часть из которых, безусловно, могла бы быть адаптирована к современным российским реалиям,,
1 Говоря о советском типе информирования, его часто характеризуют как пропаганду. В современном понимании пропаганда, агитация и реклама имеют четыре различия, заключающиеся в степени убеждения принять решение или сделать выбор. В этом параграфе термины «пропаганда», «агитация» и «реклама» рассматриваются как синонимы, поскольку иной модели информирования, кроме как пропагандистской, не существовало.
Рассматривая советский опыт социальной рекламы, прежде всего необходимо сказать несколько слов об условиях существования такого рода социального информирования. Через несколько дней после Октябрьской революции 1917 года в числе первых распоряжений советской власти был издан Декрет «О введении государственной монополии на объявления»1. Декрет был подписан председателем Совнаркома В.И. Лениным, который еще ранее в статье «Как обеспечить успех Учредительного собрания» писал, что после завоевания политической власти важнейшей задачей большевиков является запрещение печатать объявления где-либо, кроме газет, издаваемых Советами в провинции и в городах и центральным Советом.
Главная цель Декрета заключалась не в стремлении дать исключительную прерогативу на объявления государству, а в том, чтобы лишить оппозиционную новой власти прессу источников дохода. Протесты с ее стороны привели к тому, что в январе 1918 г. Совнарком принял Декрет «О революционном трибунале печати», предоставлявший последнему широкие полномочия.
Борясь против оппозиционной журналистики, большевистская власть принимала одновременно меры к созданию и укреплению прессы советского государства. Для этой цели использовались перешедшие в собственность государства бумажные фабрики, типографии. В Петрограде и Москве были созданы правительственные учреждения по управлению национализированными типографиями и контролю за деятельностью частных полиграфических предприятий.
Цели политической борьбы способствовали возникновению информационного монополизма, исходящего со стороны советского государства. Таким образом, социальная реклама стала порождением политики. Поэтому здесь важно определить четкую грань между политической и социальной рекламой, существовавшими в советский период.
В начальный период существования советского государства и вплоть до его укрепления практически любая реклама, исходящая от государства, имела политический контекст, поскольку была направлена на защиту установленного порядка.
В то же время подобная реклама помогала решать важные государственные задачи, например вести борьбу с религией и церковью, с Белым движением, осуждать западный образ жизни и т.п. Таким образом, очень много оснований к тому, чтобы считать такую рекламу не социальной, а именно политической, т.е. помогающей в решении прежде всего политических задач — оперативных и стратегических.
1 Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1999. Гл. 2.
Посредством рекламы решались не сиюминутные политические цели, а очень долгосрочные. Общество приучалось к мысли, что установленный режим власти Советов — закономерное явление, предопределенное всем ходом исторической эволюции России.
Таким образом, цели в политической и социальной рекламе были Глобальнее, чем, например, в современной политической рекламе. Все это позволяет считать советскую рекламу, хотя и имеющую при-»наки политического типа информирования, социальной.
Другой характерной чертой социальной рекламы советского периода является противопоставление двух миров — советского и не-Советского. Такое противопоставление носит смыслополагающий и СМыслопредопределяющий характер в большей части рекламных продуктов советского периода.
С точки зрения создателей советской социальной рекламы, край-НС важно было перманентное акцентирование внимания на том, в каком хорошем и справедливом мире живут граждане Советского Союза и как несправедлив мир, в котором живут все остальные.
Антагонизм двух миров пришел в социальную рекламу из марксистско-ленинского учения, считавшегося тогда в нашей стране единственно верным. «Мы — они» выступает как одна из определяющих коммуникационных моделей социальной рекламы.
Проанализируем далее формы социальной рекламы, существовавшей в советский период.
При сравнении советского периода социальной рекламы с дореволюционным первое, на что необходимо обратить внимание, — увеличение и качественное улучшение форм ретранслирования социальных сообщений. Если в дореволюционный период социальное информирование реализовывалось преимущественно через периодические материалы и в меньшей степени через графические плакаты и агитки, то в советский период средств распространения такого рода сообщений стало несравненно больше. Однако роль периодических материалов в системе рекламного информирования по-прежнему велика.
Обычно, говоря о рекламе в периодических изданиях, обращаются к творчеству В.В. Маяковского, оставившего после себя богатое рекламное наследие. Маяковский писал рекламные речевки в стихотворной форме на разные темы, создавая как коммерческую, так и социальную рекламу:
Кооператор, торгуй книгой! Свет и знание в деревню двигай1.
1 Здесь и далее цит. по: Маяковский В.В. Реклама (1923—1925) // Библиотека Максима Мошкова. http://aziib.m/m/majakowskij_w_w/text_0390.shtml.
Реклама продукта у Маяковского не всегда была связана с его потребительской ценностью. Так, в рекламе текста для коробки карамели «Красная Москва», преследующей не только социально-политические, но и коммерческие цели, ни словом не упоминался сам продукт.
Нет буржуев, помещиков нет —
нами правит наш совет.
Кого в совет выбирать от нас?
Кто защитник трудящихся масс?
— Ясно: во все советы выставь
партию трудящихся — большевиков-коммунистов.
Композиционно и стилистически реклама В.В. Маяковского часто строится на основе коммуникационной модели противопоставления двух миров. Так, даже простая реклама советских галош не может не содержать социально-политического подтекста:
Резинотрест — защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе — сидеть и плакать.
Какую бы рекламу продукта или услуги, исходящую от государства, мы ни взяли, практически в любой из них мы можем видеть социально-политический подтекст. Так, в рекламной речевке, сочиненной В.В. Маяковским для Военной академии, акцент делается на противопоставление существующего политического порядка и проклятого царизма:
Расставлять фонари на лице учились своры царевых рот. Мы учим, чтоб красный офицер защищал трудовой народ.
Помимо периодических печатных материалов и графического блока массовый характер приобретает радио, монопольное право на информационную политику которого находилось в руках государства. После Гражданской войны, начиная со середины 1920-х годов, радио получает широкое распространение, а уже в послевоенный период радио было практически в каждой семье. Радио стало мощнейшим инструментом, посредством которого государство информировало общество проводилось в выгодном ключе.
С 1950—1960-х годов, то получает развитие новый канал коммуникации — телевидение. Изначально влияние телевидения на общество было не очень значительным, поскольку сам телевизор, особенно в провинции, был большой редкостью. Иногда один телевизор был на весь дом или подъезд, а потому смотреть его как некую диковинку приходило большое количество народу.
Но постепенно, с запуском массового и серийного производства телевизоров, их количество стало возрастать, и этот канал коммуникации стал действительно массовым, а также одним из наиболее эффективных с суггестивной точки зрения. При этом социальное информирование посредством телевидения осуществлялось не в форме привычных нашему глазу рекламных роликов, а через новостные и прочие познавательные программы, которые были призваны постоянно демонстрировать преимущества советского образа жизни.
Нельзя сказать, что советская социальная реклама никак не эволюционировала за те 74 года, пока существовала советская власть. Социальная реклама, конечно же, менялась сообразно с теми политико-идеологическими потребностями, которые имело советское государство. А потому, если проанализируем ценности, например, социальной рекламы 1920-х и 1980-х годов, то увидим, что эти ценности будут совпадать не во всем, а во многом даже существенно различаться.
Сказанное предопределяет необходимость периодизации советской социальной рекламы и анализа того, как эволюционировал стилистически и композиционно данный тип рекламного информирования.
За 74 лет существования советской власти в истории рекламы можно выделить четыре периода:
• начальный советский период;
• период культа личности;
• период с середины 1950-х и до середины 1980-х годов;
• перестроечный период — начало новой России.
Хотя с точки зрения исторической науки такая периодизация и будет достаточно условной, но именно хронологический подход позволяет понять основные особенности и эволюционные аспекты советского социального информирования.
Каждый из периодов при общей базовой схожести имел ряд существенных отличий в зависимости от решаемых на данном этапе государственных задач. Проанализируем эти четыре периода в аспекте историко-политических, стилистических и композиционных особенностей.
Начальный советский период
Начальный советский период начинается с момента установления советской власти и введения монопольного права государства на объявления до формирования культа личности. Верхний рубеж здесь выделить достаточно сложно, но традиционно считается, что культ личности окончательно сформировался с 1929 г. (формально — с 50-летнего юбилея И. Сталина, отмечаемого в масштабах всей страны как государственный праздник).
Общие характерные особенности социальной рекламы для данного периода напрямую вытекают из решаемых государством социально-
политических задач. К их числу прежде всего относилась необходимость победы в Гражданской войне, которая началась сразу же после захвата большевиками власти в стране. После этого для них стало очень актуальным сохранение завоеваний революции, которое осуществлялось через прославление идей Маркса — Ленина, празднование очередных годовщин и т.п. Следующей задачей рекламного информирования стало стремление, реализуемое преимущественно насильственным путем, к формированию единой сплоченной стратификационной структуры общества, в которую должны были войти рабочий класс, крестьянство и интеллигентская прослойка. Важное место в системе рекламного информирования занимала государственная антирелигиозная пропаганда, поскольку с точки зрения основателей советского государства коммунизм и религия несовместимы. Были и иные направления социального рекламного информирования.