Формирование и роспуск, внутренняя организация палат в парламентах зарубежных стран

Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избира­ются обычно на 4—5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (в настоящее время в Китае). Часть членов парламента может избираться косвенными выборами (Бутан, Свазиленд и др.). В некоторых странах резервируются места для сторонников опре­деленных религий и национальностей, а также для женщин. Иногда в однопалатные парламенты президент может назначить неболь­шое число лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством (например, не более 10 человек в Египте). В Бутане, Тонго, Брунее в однопалатных парламентах значительное число мест занимают лица по должности — находящиеся на службе у короля, и представители знати.

Верхняя палата формируется различными способами: путем пря­мых и косвенных выборов, назначения, по наследству, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по два сенатора от штата), в Японии, Путем косвен­ных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную колле­гию в каждом регионе. В Испании сочетаются прямые и косвенные выборы: часть сенаторов избирается непосредственно гражданами, а часть — предста­вительными органами автономий. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе (во многих из них генерал-губернатором — пред­ставителем короны Великобритании). Большинство членов верхней па­латы назначается в Малайзии. В Германии члены верхней палаты назна­чаются правительствами земель. Несколько членов верхней палаты (5 в Италии, 12 — в Индии) могут назначаться главой государства. В Вели­кобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона, с 2004 г. вводится система пэрства (пожизненные пэры и пэрессы), назначаются Королевой по представлению Кабинета с пожалованием титулов в силу заслуг.

Порядок формирования Германского Бундесрата. Состоит из членов правительств германских земель.

Своеобразно избирается верхняя палата в Норвегии, Исландии: ее избирают из своего состава члены нижней палаты (1/4, 1/3 состава). В федерациях верхняя палата либо формируется на паритетной основе, т.е. от определенных регионов избирается, назначается, делегируется одинаковое число сенаторов, либо представительство в ней зависит от числа жителей в субъектах федерации (в Германии — от трех до шести членов верхней палаты от каждой земли, в Индии — от 1 до 34 от штата). В унитарном государстве число сенаторов также зависит нередко от чис­ленности населения региона.

Смешанная система (Бельгия) 1/3 избирается народом, 1/3 провинциальными советами, 1/3 избранными сенаторами.

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы изби­раются на более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1 /3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1 /3 через три года). Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша и др.).

Прекращение полномочий палат и органы, замещающие парла­мент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе (в некоторых стра­нах — после присяги депутатов). Он может быть распущен досрочно. Очень редко главой государства распускаются обе палаты (например, Италия). Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалат­ный парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты (например, в Польше). Если верхняя палата избрана на более длительный срок, чем нижняя, то после избра­ния новой нижней палаты верхняя возобновляет свою деятельность. Бы­вает и так (хотя редко), что верхняя палата вправе осуществлять свои полномочия в отсутствие нижней и даже в какой-то мере замещать ее, давая (или не давая) согласие на издание президентом временных актов с силой закона.

Роспуск однопалатного парламента или нижней паласячты ограничен рядом условий. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение нескольких месяцев до окончания срока его полномочий или после начала заседаний вновь избранного парламента, а также не может быть распущен президентов за несколько месяцев (как правило, за шесть) до окончания срока полномочий президента. Ограничивается число роспусков (например, в Румынии парламент может быть распущен в течение года лишь один раз). В редких случаях до роспуска парламента президент должен провести по этому поводу референдум (Египет).

Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям:

ü при выражении недоверия правительству по инициативе парламента;

ü при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если пар­ламент не может сформировать правительство в определенный срок

ü если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока;

ü если он неоднократно лишал доверия пра­вительство в течение установленного срока (в Венгрии — четыре раза в течение года).

В перечисленных случаях глава государства может распустить парламент, но не обязан делать это. Он может, например, отправить в отставку правительство или при не утверждении бюджета ввести в действие бюд­жет прошлого года.

Если парламент не функционирует (парламентские каникулы, меж­сессионный период, роспуск), его могут замещать, хотя и не полностью некоторые другие высшие органы государства. В странах тоталитарного социализма ими являются государственные советы, постоянные комите­ты, президиумы, избираемые парламентом. В Испании для этой цели члены парламента избирают особый орган — постоянную депутацию, в Мексике — постоянную комиссию, в Германии (правда, только в чрезвы­чайных обстоятельствах) — совместный комитет. В Швейцарии парла­мент в определенной степени замещает правительство.

Виды органов парламента.

Руководство. Парламенты возглавляются председателями, в англосаксонских странах – спикерами. Председатель избирается на весь срок работы парламента, на 1 год – в Швейцарии. Председатель зачастую приостанавливает своё членство в партии, спикер не голосует (только когда голоса разделились поровну, обладает правом решающего голоса). Бывает «сильный» и «слабый» председатель. «Сильный» (Великобритания, Индия) определяет способы голосования, определяет какая поправка к закону будет обсуждаться, назначает председателей комитетов и комиссий, применяет санкции к депутатам. Решения окончательны. «Слабый» (США) не руководит заседаниями.

В Германии – Президент + 2 секретаря образуют Президиум Бундестага. В Испании в каждой палате избирается бюро. В ряде стран в составе руководства имеются секретари (изб из состава депутатов)

Комитеты и комиссии. Делятся на постоянные и временные. К внутренним органам парламента следует отнести и партийные фракции – объединения депутатов, принадлежащих к одной фракции.

В парламенте и его палатах формируют­ся различные органы. Одни из них имеют определенную компетенцию, предусмотренную в конституциях, другие представляют собой вспомо­гательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента (например, хозяйственные органы). Кроме того, парламент создает от­дельные органы, которые занимаются определенной сферой деятельнос­ти, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламен­та, отчитываются перед ним (например, Счетная палата, Уполномочен­ный по правам человека, Генеральный контролер в Колумбии, Комиссия гражданской, т.е. публичной, службы в Индии). Парламент может в любое время обновить состав этих органов, сместить их членов или долж­ностных лиц. Они иногда формируются (избираются, назначаются) на определенный срок, что служит им определенной гарантией (например, центральные избирательные комиссии в ряде стран).

Наши рекомендации