Организационно-правовые основы управления иностранными делами
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра административного права и административно-служебной
деятельности ОВД
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник кафедры
полковник полиции
Н.М. Тюкалова
« »_________2012
РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ
Тема № 14. Административно-правовое регулирование в сфере иностранных дел
Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
031001.65 – «Правоохранительная деятельность»
030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Профиль подготовки:
- уголовно-правовая (предварительное следствие в органах внутренних дел);
- оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (деятельность оперуполномоченных уголовного розыска);
- административная деятельность органов внутренних дел
Квалификации (степени) выпускника:
Специалист.
Юрист.
Хабаровск
Рабочая лекция обсуждена на заседании ПМС « »______2012 г. № ___.
Составитель:
доцент кафедры АП и АСД ОВД, к.ю.н., подполковник полиции А.С. Шиенкова.
Цель лекции сформировать у курсантов и слушателей общее представление об особенностях административно-правового регулирования в сфере иностранных дел.
Обозначенные в лекции вопросы излагаются на основе действующего законодательства и положений современной науки административного права, научных трудов ведущих ученых-правоведов и специальной литературы.
© Дальневосточный юридический институт МВД России, 2012
П Л А Н
Введение............................................................................................................. | ||
1. | Организационно-правовые основы управления иностранными делами…. | |
2. | Правовой статус Министерства иностранных дел Российской Федерации и его компетенция……………………………………………………………. | |
3. | Посольства и консульские учреждения Российской Федерации………. | |
Заключение…………………………………………………………………… |
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ.
2. Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.).
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»
5. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями).
6. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»
7. Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества».
8. Приказ МВД РФ и Федеральной миграционной службы от 12 октября 2009 г. № 758/240 «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства».
ВВЕДЕНИЕ
Иностранные дела Российской Федерации - это область внешнеполитической деятельности государства, связанная с осуществлением разнообразных внешних связей страны с иностранными государствами и международными организациями, и представляющая собой комплекс мер политического, дипломатического и иного характера, осуществляемых с целью обеспечения защиты общегосударственных интересов и создания необходимых благоприятных условий для решения внутренних задач.
По своему содержанию внешние межгосударственные связи могут быть политическими, экономическими, военно-техническими, научными и социально-культурными. Но все они выступают как различные формы проявления внешней политики, которая, в свою очередь, тесно связана с политикой внутренней и является ее продолжением во вне нашего государства.
Все формы проявления внешней политики направлены на решение внешнеполитических задач, сформулированных в утвержденной Президентом РФ 16 июня 1995 г. Концепции внешней политики Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В этой Концепции, в частности, говорится, что успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ДЕЛАМИ
Одной из важнейших областей государственного управления является область иностранных дел. Деятельность Российской Федерации в данной области обеспечивает ее суверенитет, упрочение позиций как одного из влиятельных центров многополярного мира, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основные полномочия в сфере международных отношений принадлежат Президенту Российской Федерации. Так, Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он определяет основные направления внешнеполитической деятельности. Совет безопасности Российской Федерации осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением.
В соответствии со ст. 86 Конституции Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, а также ведет переговоры и подписывает международные договоры России.
Президент Российской Федерации принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота - документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты. Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой государства, дипломатический представитель которого отзывается. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя; в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял. Отзывная грамота вручается Президенту Российской Федерации вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.
В сфере международных отношений широкие полномочия имеет также Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» оно осуществляет в данной сфере следующие меры:
* обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
* в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
* отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;
* осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества. С официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики государства выступают Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и Министр иностранных дел Российской Федерации, а другие лица - по их соответствующему поручению. Представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, только в соответствии с утвержденными в установленном порядке позициями, согласованными с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Официальная информация внешнеполитического характера обнародуется пресс-секретарями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, Департаментом информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также уполномоченными на то Министром иностранных дел Российской Федерации представителями Министерства.
Субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и другими законодательными актами. Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса государства федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями России. Более широкое вовлечение неправительственных организаций в сферу внешнеполитической деятельности страны отвечает задаче обеспечения максимальной поддержки гражданским обществом внешней политике государства и способно внести вклад в ее эффективную реализацию.
Вывод, таким образом в соответствии с Конституцией Российской Федерации основные полномочия в сфере международных отношений принадлежат Президенту Российской Федерации. В сфере международных отношений широкие полномочия имеет также Правительство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».