Специализированные радиостанции
· MR4-Nemzetiségi adások (вещание для национальных меньшинств, работает на хорватском, немецком, румынском, сербском и словацком, болгарском, греческом, польском, армянском, русинском, украинском и словенском и цыганском языках.);
· MR5-Parlamenti adások (радиовещание венгерского парламента);
· Dankó Rádió
Все три радиостанции вещают через интернет
Международные радиостанции
· Duna World Rádió — радиоканал для венгров проживающих вне Венгрии, вещает через интернет
· Радио Будапешт — сеть международных радиоблоков, закрыт в 2007 году
· Русская служба MR — вещала с 1960-х годов и до 1990 года выходило по внутренней радиосети СССР в рамках передачи Всесоюзного радио «Голоса друзей», а с 1990 года (с перерывом в 1993 году) вышло в эфир напрямую из Венгрии — через коротковолновые передатчики в Ясберень.
Чехия
Пресса
Газеты Чехии позволят ознакомиться с текущим положением дел в стране, с экономической и политической ситуацией, узнать новости спорта и культуры. Купить газету в Чехии можно буквально на любом углу, есть также возможность подписаться на регулярную почтовую доставку.
Одной из старейших газет Чехии является ежедневное издание, которое называется «Лидове новины». На русский язык это можно перевести как «Народная газета»
Газета под названием «Право» была создана в 1989 году сразу после «бархатной революции». В то время она называлась «Руде право» и служила печатным органом коммунистической партии Чехословакии. Сегодня эта газета Чехии не является зависимой от какой-либо политической партии.
Большая часть газет выходит, разумеется, на чешском языке, а вот второе место занимают именно газеты Чехии на русском языке. Для примера можно привести информационно-аналитическое издание «Чехия сегодня», которое выходит с 1995 года. Это серьезная газета, публикующая статьи о политической, экономической и культурной жизни страны. «Экспресс бульвар» также выходит на русском языке, это типичный представитель «желтой прессы». Очень популярна газета «Русский анонс», которая отличается рубрикой, посвященной взаимоотношению чехов и русских.
Радио
Ра́дио „Свобо́да“» (полное название — «Радио „Свободная Европа“/Радио „Свобода“», РСЕ/РС; англ. Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL) — международная некоммерческаярадиовещательная организация, финансируемая Конгрессом США через Совет управляющих по вопросам вещания (BBG). Декларирует свою миссию как «содействие демократическим ценностям и институтам посредством информационной журналистики в странах, где свобода прессы запрещена властями или недостаточно развита».
Вещание ведётся на 28 языках на 23 страны Восточной Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Помимо эфирного вещания, «Радио „Свобода“» также ведёт вещание черезИнтернет и создаёт телевизионные передачи. Штаб-квартира организации находится в Праге (до 1995 года находилась в Мюнхене), также имеются 23 региональных бюро. По данным официального сайта РС, в РСЕ/РС работают около 500 штатных журналистов (из них около 300 в Праге, остальные — в региональных бюро) и около 750 фрилансеров. По данным Newsru.com, в 2006 году в России РС имела 60 штатных и почти 200 внештатных журналистов
Телевидение
Предшественником Чешского телевидения было (с 1 мая 1953 года) Чехословацкое телевидение (Československá televize, ČST). 22 ноября 1991 года был создан федеральный совет по радиовещанию и телевидению (Federálna Rada pro rozhlasové a televizní vysílání), 5 марта 1992 года был создан Совет Чешской Республики по радио и телевидению (Rada České republiky pro rozhlasové a televizní vysílání). Чешское телевидение было основано 1 января 1992 года как национальная телесеть. Она работала на прежнем канале ČTV и производила выпуски новостей для федерального канала F1, объединенного Чехословацкого телевидения до конца 1992 года, когда Чехословакия распалась. С 1 января 1993 года по февраль 1994 ČT транслировало 3 канала в Чешской Республике, пока частота ČT 3 не была отдана новому коммерческому телеканалу TV Nova.
Новые каналы
Канал новостей ČT24 и спортивный канал ČT4 появились в эфире в 2005 и 2006 соответственно, как часть запланированного начала трансляции цифрового телевидения. ČT24 был запущен 2 мая 2005 года, а ČT4 - 10 февраля 2006. 31 августа 2009 года ČT в стандарте Česká televize существует на деньги от выдаваемых лицензий (большей частью) и от рекламы (в тех областях, где оно менее конкурентно, чем коммерческие телестанции). В течение 2004 и 2005 организация лоббировала в правительстве увеличение платы за лицензии с тем, чтобы убрать рекламодателей.
Действующий Генеральный Менеджер Чешского телевидения - Иржи Янечек (Jiří Janeček), который был избран на срок в 6 лет Советом Чешского телевидения Rada České televize.
ČT является членом Европейского вещательного союза и акционером Euronews.
Словакия
Пресса
Národná obroda была создана по инициативе правительства Словакии в 1990 году. Газета печаталась в Братиславе. Газета публиковалась в формате листовки.
Татьяна Репкова была в качестве издателя и главного редактора. 15 ноября 1996 года она была удалена с обоих постов. Некоторые из журналистов также оставили газету в знак протеста против ее увольнения. В этот период владельцем газеты была экспортная фирма, VSZ металлургический завод.
Весной 1999 года Národná obroda была приобретена компанией NO Publishing. После реорганизации газеты насчитывалось около 130 000 читателей, в августе 1999 года, была также изменена частота выхода газеты. Оно теперь не публиковалась семь дней в неделю, до октября 1999 года, после она начала выходить ежедневно, кроме воскресенья.
В начале 2000-х годов Národná obroda был близок к альянсу с партией Новых граждан.В 2003 году стала одним из десяти ведущих ежедневных газет в стране и имела тираж 18000 экземпляров. Издателем была компания Výhra.
Národná obroda прекратил публикацию 31 мая 2005 года и перешла на электронный формат.
Телевидение
Государственным вещателем является Радио и телевидение Словакии, которое с 2008 года отвечает за национальное и региональное телевещание. В стране насчитывается два государственных телеканала: Jednotka (общественно-информационный) и Dvojka (развлекательный). До 2011 года был спортивный телеканал Trojka, закрытый из-за банкротства. С учётом всех региональных телеканалов в стране в 2008 году было 35 телестанций. Телезрителями являлись 2,62 миллиона человек в 1997 году.
40 процентов домов имеют многоканальное кабельное или спутниковое телевидение с 2008 года. С 2004 по 2012 годы в Словакии состоялся переход от аналогового формата к цифровому: появились четыре общенациональных мультиплекса и множество региональных.
Язык вещания - словацкий
Дата начала вещания - 1 января 2011
Владелец - Правительство Словакии
Руководители - Вацлав Мика
Слоган - Вместе для Вас (словацк. Spolu pre Vás)
Сайт - rtvs.sk
Радио и телевидение в Словакии общественно-правовые. Телевидение ведет передачи на двух каналах — СТВ-1 иСТВ-2. На основе лицензии идут передачи на третьем канале — ВТВ (Ваше телевизионное вещание), передачи которого транслируются через спутник. Совет по радио и телевидению выдал 60 лицензий региональным и местным компаниям. Компания Маркиза покрывает 60% Словакии с помощью распространения кабельных программ. Словацкое радио вещает па пяти программах. Первая программа — информационно-публицистическая, вторая ведет передачи о литературе и искусстве, а также посвящена региональному вещанию и вещанию на иностранных языках, молодежному вещанию в сотрудничестве с Обществом Rоск-FМ и Радио С01, которое является словацкой программой на немецком языке для австрийских радиослушателей.
Радио
Государственным вещателем является Радио и телевидение Словакии, которое с 2008 года отвечает за национальное и региональное радиовещание. В стране насчитывается 20 частных радиостанций (на 2008 год), радиослушателей в 1997 году было 3,12 млн. На июнь 2012 года самыми популярными радиостанциями были:
Rádio Expres — 19,5% аудитории
· Rádio Slovensko — 17,0% аудитории
· Fun Rádio — 12,3% аудитории
· Jemné Melódie — 8,2% аудитории
· Rádio Europa 2 — 7,7% аудитории
· Rádio Regina — 6,3% аудитории
· Rádio Viva — 5,4% аудитории
Румыния
Пресса
Evenimentul zilei (перевод с рум. «событие дня») - одна из ведущих газет в Румынии. Издаётся в Бухаресте, на румынском языке. Ежедневный продаваемый тираж 110000.
Первый выпуск газеты был выпущен 22 июня 1992 года. Газета стала первым ежедневным таблоидом Румынии.
Газета была основана сразу после падения коммунизма в Румынии, и как многие газеты в годы ранней румынской журналистики, фактически придумывала статьи. Иногда газета печатала совсем причудливые истории, например, такие как «Контрабанда безголовых кошек».
Однако, наиболее известной стала серия статей о курице, которая родила живого цыпленка. Оригинальная статья была опубликована 2 октября 1993 года. Так как многие читатели были заинтересованы в более подробной информации, газета продолжила публикацию статей об этом событии, имевшем место в Республике Молдова (во что действительно трудно поверить), публикуя показания предполагаемого ведущего молдавского ученого. Автор данных статей, позже сказал, что он составил их, потому что тогдашний главный редактор газеты требовал от каждого репортера писать по три статьи каждый день, и рассчитывал, что на статью не обратят внимание.
В 1993 году газета достигла своего пика ежедневного тиража в 675 000 экз.
В 1998 году газета была приобретена немецкой компанией Gruner+Jahr (которая, в свою очередь, принадлежала международному медиаконцерну Bertelsmann), которая позже, в 2003 году продала её швейцарской меда-компании Ringier, при этом представители Ringier заявили, что не будет оказываться никакого прямого или косвенного вмешательства в редакционную политику газеты.
В сентябре 2004 года более чем 50 журналистов газеты протестовали против решений принятых менеджментом Ringier. Журналисты жаловались, что иностранные хозяева, давали им указания уменьшить освещение политических событий и смягчить их негативные репортажи о правительстве. Их обеспокоенность была подтверждена различными организациями, в том числе Фондом Сороса. После этого скандала газета стала ярым борцом с коррупцией в правительстве.
В период выборной кампании 2004 года газета критиковала действующего премьер-министра А. Нэстасе, который в результате не смог переизбраться.
Через десять дней после поражения Нэстасе на выборах, компания-собственник Ringier отправила главного редактора газеты в командировку в Бакэу и начала менять редакционную политику, меняя направление газеты на таблойд - «желтую» прессу. В ответ 80 журналистов подписали протест против этого.
Телевидение
Румынское телевидение (рум. Televiziunea Română), полное название Румынская телевещательная корпорация (рум. Societatea Românǎ de Televiziune) — крупнейшая государственная телекомпания Румынии, владеющая пакетом из шести крупнейших телеканалов Румынии: TVR1, TVR2, TVR3, TVR HD, TVR News и TVRi.
Зона вещания - 99,8%
Язык вещания - румынский
Центр управления - Бухарест
Дата начала вещания - 31 декабря 1956
Владелец - Правительство Румынии
Руководители - Стелиан Тэнасе
Ранние названия 1956—1990: Радио-телевидение Румынии (рум. Radioteleviziunea Românǎ)
Родственные каналы:
· TVR1
· TVR2
· TVR3
· TVR HD
· TVR News
· TVRi
Радио
Радио Румыния (Radio România), полное название Румынское радиовещательное общество (Societatea Română de Radiodifuziune) - государственная радиокомпания Румынии.
1928 1 ноября - Общество радиотелефонного вещания Румынии (Societatea de Difuziune Radiotelefonică din România) на средних волнах запустило региональную радиостанцию Radio București.
Основные радиостанции
· Radio România Actualități
· Radio România Cultural
· Radio România Tineret
· Radio România Muzical
· Radio România Regional
· Radio Cluj (Регион Северо-Запад)
· Radio Sighet (Регион Северо-Запад)
· Radio Craiova (Регион Юго-Запад)
· Radio Iași (Регион Северо-Восток), имеет две программы:
· Radio Iaşi FM
· Radio Iaşi Clasic
· Radio Târgu Mureș (Регион Трансильвания)
· Radio Timișoara (Регион Запад)
· Radio Reşiţa (Регион Запад)
· Radio Antena Braşovului (Регион Центр)
· Radio Constanţa (Регион Юго-Восток)
· Radio București
· Radio Vacanţa
Польша
Пресса
Gazeta Wyborcza — ежедневная газета общественно-политической направленности. Создавалась как печатный орган Гражданского комитета «Солидарность» перед выборами в Польше в 1989 году, впоследствии продолжила деятельность как самостоятельно издание. Пост главного редактора с момента возникновения газеты бессменно занимает легендарный польский диссидент Адам Михник (Adam Michnik). Газета издает региональные и тематические приложения, посвященные истории, политике, спорту, культурной жизни. Редакция придерживается либерально-демократической ориентации, освещает проблемы феминизма и в целом — толерантности в польском обществе, выступает за отделение Церкви от государства. В период парламентских выборов 2007 года издание поддерживало консервативно-либеральную партию Гражданская платформа (PO), а на президентских выборах 2010 и 2015 годов — ее кандидата.
Gazeta Wyborcza регулярно занимает первую строчку в рейтинге наиболее цитируемых польских СМИ, средний ежедневный тираж, по данным на сентябрь 2015 года, составляет 236291 экземпляр (распространение на платной основе на тот же период — 170379 экземпляров).
Материалы издания публикуются на сайте wyborcza.pl и платформе gazeta.pl.
Издатель — польский медиа-холдинг Agora SA.
Польское Агентство Печати — (польск. Polska Agencja Prasowa —PAP) — государственное информационное агентство Республики Польши.
Является крупнейшим информационным агентством в Польше и основным источником информации о событиях в стране и за рубежом для всех средств массовой информации и государственных организаций. Основой деятельности агентства является поиск, обработка и публикация объективной информации, всесторонне освещающей события в стране и мире.
Польское телеграфное агентство (польск. Polska Agencja Telegraficzna) — правительственное информационное агентство, действовавшее в Польше в период с 1918 по 1939 год.
ПТА было создано вскоре после объявления создания независимого польского государства — 31 октября 1918 года группой польских журналистов на основе представительств Венского Корреспондентского Бюро во Львове и Кракове.
В 1991 г. ПТА прошло символическое объединение с Польским агентством печати
Новая Польша — ежемесячный журнал на русском языке, издаваемый в Польше. Имеет заметную популярность в среде российской творческой интеллигенции.
Профиль журнала: культура, литература, общество, история. Первый номер журнала вышел в сентябре 1999 года. Главный редактор — профессор Ежи Помяновский.
В период социально-экономической трансформации в Польше (1989—1999) пресса претерпела бурные преобразования. Так же, как и в Словакии, увеличилось количество наименований газет, активизировались дифференциация и специализация. Наибольшие изменения претерпела женская печать. Увеличилось не только количество женских изданий, но и их тиражи.
Радио
Радио Колор — варшавская радиостанция с частотой вещания 103 МГц.
Основана в 1992 году. В ротации музыка 1980-х, 1990-х и 2000-х годов. После смены формата в 2007 радиостанция стала единственной в Польше, вещающей афроамериканскую музыку (англ.). С февраля 2010 года после осуществления самого масштабного в истории радио Колор маркетингового исследования формат вещания снова стал предполагать вещание поп- и рок- музыки последних 30 лет. Тем не менее, в программе вещания станции до сих пор велика доля афроамериканской музыки.
Целевой аудиторией станции являются женщины: с 2003 года для обозначения позиционирования радио использовалась фраза «Женская частота» (польск. Kobieca częstotliwość), а в 2007 году слоган был изменён на фразу «Единственный для уверенных женщин» (польск. Jedyny dla pewnych kobiet). чтобы подчеркнуть, что программа радио Колор направлена прежде всего на женскую аудиторию.
Телевидение
Польское телевидение вынуждено было пойти по пути коммерциализации. Неэффективная рекламная политика, низкая абонентная плата не могли покрыть расходов, необходимых для существования телевидения. Необходимость финансирования расходов для выполнения общественно-политических задач подтолкнуло руководство польского радио и телевидения к поиску других путей, в том числе к привлечению иностранного капитала. В сфере электронных СМИ участие иностранного капитала с самого начала их перестройки в Польше ограничено. Первое негосударственное ТВ возникло в Польше в 1990 г., а к началу выдачи лицензий на вещание (в соответствии с Положением о радиовещании и телевидении, принятом в начале 1994 г.) насчитывалось уже 19 частных телевещательных центров, функционирующих "пиратским" образом.
До начала трансформации польское государственное радио и телевидение существовали по принципу самофинансирования, имея также право на дотации из государственного бюджета. С введением в январе 1990 г. рычагов рыночной экономики радио и телевидение были фактически лишены дотаций со стороны государства. Резко снизились поступления от абонентной платы в связи со стремительным падением уровня доходов населения.
Вывод:
Современные медиарынок Вост. Европы выстроился и структуризировался на примере западноевропейской модели, что стало важным этапом их интеграции в европейское медиапространство. В современных условиях свобода СМИ расценивается как свобода предпринимательской деятельности, а процесс европеизации политической, экономической и социальной жизни этих стран выражается в заимствовании и адаптации западных стандартов управления и регулирования СМИ применительно к национальным. Большинство трансформаций в медиасистемах стран Центральной и Восточной Европы совершались механически из-за отсутствия стабильной экономической базы, характерной для позднего капитализма. В связи с этим, западный культурный опыт накладывается на неразвитую экономическую основу, а медиакультура общества нередко сводиться к элементарному потреблению медиасодержания. Идея механических трансформаций состояла в том, что постепенно западные культурные практики смогут произвести нормальный рынок, в том числе и рынок СМИ.