Швейцария перед Реформацией. В начале XVI в. в состав
Швейцарской конфедерации входило 13 кантонов и несколько союзных земель с населением около 850 тыс. человек. Каждый кантон обладал полной автономией. Общие дела конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы составлялись из ополчений отдельных кантонов. По уровню социально-экономического развития и характеру политического устройства отдельные группы кантонов весьма различались. Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг и Люцерн — были сравнительно отсталыми, со значительными пережитками патриархальных отношений. Населявшие их свободные крестьяне-общинники занимались большей частью примитивным скотоводческим хозяйством. Община уже заметно разложилась. Подавляющая масса крестьян превратилась в малоземельных и безземельных и подвергалась эксплуатации со стороны зажиточных общинников и землевладельческой аристократии. Политическая власть в лесных кантонах сосредоточивалась в руках землевладельческой знати, эксплуатировавшей крестьян и зависимое население подвластных кантонам союзных земель и фогтств.
По-иному развивались городские кантоны — Цюрих, Берн, Базель и др. Здесь были распространены хлебопашество, виноградарство, скотоводство, ремесло и торговля. Земля принадлежала большей частью феодальным собственникам и городскому патрициату, эксплуатировавшим зависимых крестьян и арендаторов-издольщиков. Сельская община интенсивно разлагалась, и на ее долю приходилось не более 1/4 общих угодий. Главными отраслями городской экономики были ремесло и торговля. В Берне и его ок — руге находились крупнейшие в Швейцарии горнорудные и кузнечные предприятия, принадлежавшие купцам. Базель являлся крупнейшим центром транзитной торговли. Компании базельских купцов вели торговые операции в ряде стран — Германии, Нидерландах, Англии и Италии. Вместе с тем в Базеле было развито цеховое ремесло. В бумажной промышленности сложилась уже капиталистическая мануфактура. Важнейшим экономическим и торговым центром была Женева, входившая в конфедерацию на положении союзной земли. Здесь собирались ежегодные международные ярмарки и заключались крупные торговые и кредитные сделки с участием итальянских банкиров. В Женеве развивалось свободное от цеховых ограничений ремесло — ювелирное, шелкоткацкое и др.
В городских кантонах власть находилась в руках.патрицианских фамилий, владевших землями, рентой и торгово-ремеслен-
ными предприятиями. Богатые и могущественные городские кантоны стремились подчинить своему господству отсталые лесные кантоны, зависевшие от них экономически. Это вызывало столкновения и ослабляло внутреннее единство конфедерации. Только необходимость обороны от соседних государств, прежде всего от Габсбургов, заставляла отдельные кантоны, слабо связанные между собой в хозяйственном, языковом и культурном отношении, сохранять свой военно-политический союз.
Бедствием для Швейцарии и ее населения являлось широко распространившееся к тому времени наемничество. С тех пор как швейцарцы одержали победу над рыцарским войском Габсбургов, их начали вербовать в наемные войска разных государств. Правящая аристократия использовала вербовку наемников как источник наживы. Требование покончить с позорной торговлей кровью стало одним из основных требований цвинглианской Реформации в Швейцарии.
Ульрих Цвингли и его Реформация. Реформация в Швейцарии, как и в Германии, проходила в условиях политической раздробленности и охватила только отдельные кантоны. Центром Реформации стал Цюрих, один из крупных городских кантонов, претендовавший на лидерство в конфедерации. Основоположником швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484—1531). Он родился в зажиточной крестьянской семье. После окончания университета в Вене Цвингли занимался преподавательской деятельностью в Базеле и примыкал к кружку базельских гуманистов. Как и Лютер, он принял духовный сан. В 1515 г. Цвингли в чине полкового священника участвовал в битве при Мариньяно, в которой швейцарские наемники миланского герцога потерпели жестокое поражение от французских войск. Это сделало его непримиримым противником наемничества. Цвингли одновременно с Лютером начал борьбу против индульгенций и обосновал тезис об оправдании верой. После выступления Лютера он стал его горячим приверженцем. Однако вскоре они разошлись в трактовке догмата о пресуществлении. Если Лютер говорил о «реальном присутствии Христа» в таинстве причащения, то Цвингли придавал этому таинству только символическое значение.
Цвинглианская церковь была намного демократичнее лютеранской. Она имела республиканское устройство. Проповедники и пастыри избирались общиной. Каждая община ведала своими церковными делами, подчиняясь городскому магистрату. Учение Цвингли было горячо поддержано ремесленными гильдиями Цюриха. В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе и кантоне церковную реформу. Из церквей были убраны иконы, распятия, статуи святых, стены побелены. Вместо алтарей поставлены простые столы. Церковь стала молитвенным домом, где вместо пышной мессы с органной музыкой слушались проповеди пастыря. Отменялись многочисленные праздники, закрывались монастыри и проводилась секуляризация мона-
стырской собственности. Надзор за соблюдением реформированного вероисповедания осуществлялся городским магистратом и специально созданным судом. Вместе с тем пришедшие к власти цвинглианцы провели некоторые социально-политические преобразования.
Социально-экономические и политические взгляды Цвингли характеризовались известным радикализмом. Он порицал крепостничество, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников, был решительным сторонником республиканского строя и противником монархии.
Магистрат Цюриха был демократизирован и состоял почти целиком из представителей бюргерства, главным образом ремесленных гильдий. В городе и кантоне было запрещено ростовщичество, военное наемничество и получение иностранных пенсий.
Цвинглианская Реформация распространилась на ряд других городских кантонов — Берн, Базель, Сен-Галлен, Гларус, Шафга-узен. Протестантские кантоны создали союз и стремились распространить Реформацию по всей Швейцарии. Однако между Цюрихом и Берном происходила острая борьба за лидерство в союзе. В начавшейся войне с католическими лесными кантонами Цюрих оказался одинок и потерпел поражение. Цвингли погиб в битве при Каппеле в 1531 г. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился из Цюриха в Женеву.
Кальвинистская Реформация. Создателем наиболее последовательного реформационного учения, которое послужило идеологической основой раннебуржуазных революций, был Жан Кальвин (1509—1564). Он родился в городе Нуайоне (Северная Франция) в семье епископского секретаря; окончил юридический факультет Буржского университета и вместе с тем получил хорошую богословскую и филологическую подготовку. До 1534 г. Кальвин примыкал к гуманистам. Его переход на сторону Реформации, по собственному признанию, произошел внезапно. Начавшееся в 1534 г. гонение на протестантов заставило Кальвина вместе с другими сторонниками Реформации покинуть Францию. Он поселился сначала в Страсбурге, а затем в Базеле, где и опубликовал в 1536 г. свое основное богословское сочинение «Наставление в христианской вере», ставшее катехизисом кальвинистского вероучения.
Основным положением кальвинизма является догмат об а б -солютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения». Никакими делами или заслугами нельзя изменить это извечное предопределение. Одним это «божье избрание» дарует спасение и райское блаженство, других оно обрекает на страдание и погибель. Причем это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. Однако Кальвин не делал из этого фаталистических выводов. Он учил,что каждый верующий должен считать,
что именно он является божьим избранником, и стремиться всей своей деятельностью оправдать это избрание. Если он преуспевает, то не должен этим гордиться и пренебрегать обязанностями перед богом и общественным благом. Точно так же и тот, кто терпит неудачу и впадает в бедность, не должен поддаваться искушению и совершать бесчестные поступки. Неудачи в жизни и деятельности — показатель греховности избранного пути, непонимания божественного призвания. Другими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный смиренно нести бремя нищенской жизни. По словам Ф. Энгельса, учение «о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил».
В отличие от Лютера, Кальвин считал бога неумолимым и карающим. Страх перед его десницей должен заставить верующего покаяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа. Но из догмата Кальвина об абсолютном предопределении не следовал вывод об обреченности человека. Последователи Кальвина создали учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться на избранном поприще, быть умеренным и бережливым. Преуспевание в мирских делах объявлялось самым богоугодным делом. Благородство происхождения и сословные привилегии теряли у кальвинистов всякое значение. Таким образом, кальвинизм давал религиозное обоснование притязаниям буржуазии на руководящее положение в обществе. Этим целям служила и основанная на принципах республиканизма кальвинистская церковно-поли-тическая организация. Институт священства в кальвинистской церкви совсем упразднялся. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров (старейшин), ведавших административными делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинистской церкви была консистория в составе 12 старейшин и 5 пасторов, которая ведала не только церковными делами, но и подчиняла всю светскую власть. В Женеве, куда Кальвин прибыл в 1536 г., практически была установлена теократия. Это вызвало недовольство влиятельных буржуазных кругов, заставивших его покинуть город. В 1541 г. Кальвин с триумфом возвратился в Женеву, и кальвинистская Реформация победила окончательно. До конца своей жизни Кальвин пользовался неограниченной властью над городом и всей кальвинистской церковью, распространившейся в городских кантонах Швейцарии. Не без основания его называли «женевским папой».
' Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке». — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 308.
. Кальвин был таким же нетерпимым к инаковерию и инакомыслию, как и глава католической церкви. По его настоянию в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый-гуманист Мигель Сервет, отвергавший учение о троичности бога (антитринитаризм). Столь же жестоко Кальвин расправлялся и с анабаптистами, требовавшими упразднения насильственной власти и установления имущественного равенства. В Женеве были введены строгие по. — рядки: установлен надзор за соблюдением кальвинистских религиозных предписаний, запрещены излишняя роскошь, пышные празднества и увеселения. Высшей добродетелью объявлялись строгость нравов, бережливость и накопление.
Католическая реакция (контрреформация). В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, Шотландии и Скандинавских государствах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Это заставило католическую церковь и поддерживавшие ее реакционные феодальные силы перестроиться и перейти в наступление против Реформации и еретического движения. С этой целью был созван Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г. Он провел некоторые незначительные реформы: запретил плюрализм — сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев — и абсентеизм — получение доходов с церковных должностей лицами, не выполняющими должностных функций. Был несколько сокращен аппарат папской курии. Но на последних заседаниях собора взяли верх «ультрамонтане» — наиболее реакционные прелаты и иезуиты, выступавшие против любых изменений в догматике и организации католической церкви. Под их влиянием собор подтвердил все догматы католицизма, в том числе и принцип папского верховенства. Но попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светской властью встретили сопротивление ряда католических государей и закончились провалом.
Используя решение собора и опираясь на иезуитов, папство смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где ранее имела успех Реформация. Значительно усилились репрессивные средства католической церкви. В Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавлявший борьбу с ересями во всем католическом мире. Жертвами инквизиции стали многие тысячи инаковерующих и инакомыслящих. Был составлен «индекс запрещенных книг», в который, кроме сочинений реформаторов, заносились все сочинения, подрывающие устои религии и пропагандирующие вольнодумство.
Орден иезуитов. Боевым органом католической реакции стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1491—1556). Этот воинственный испанский идальго, лишившись после тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, посвятил себя «служению Иисусу» и борьбе с ересями. Он изучил богословие в Сорбонне и создал там «Общество Иисуса». В 1540 г. папа
утвердил устав нового ордена и взял его под свое покровительство. Орден получил строго централизованное устройство. Его генерал (первым генералом был избран пожизненно Лойола) вместе с совещательным советом находился в Риме и руководил «провинциями» ордена. Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая в «провинции» и не католические и даже не христианские страны.
Члены иезуитского ордена в отличие от других монашеских орденов жили в миру и были людьми чисто светскими, выступая в роли ловких политиков и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. Ради торжества «дела Христова», выполняя задания ордена, они пускали в ход любые средства: лесть, интриги, клевету, яд, организацию заговоров и убийств по принципу: цель оправдывает средства. Иезуитские начальники заранее давали прощение содеянных при этом грехов. Воспитанию подобных деятелей была подчинена вся иезуитская педагогика. В своем трактате «Духовные упражнения» Лойола наставлял: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны, как палка, подчиняющаяся всякому движению, как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить в свои руки все школьное образование. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры. Под влиянием иезуитов находились богословские факультеты многих католических университетов.
Бесцеремонные действия иезуитов, их причастность к заговорам и дворцовым интригам нередко вызывали ответные меры — изгнание и запрет деятельности ордена в отдельных странах. После временного закрытия ордена (1773—1814), он действует до настоящего времени. Слово «иезуит» давно приобрело нарицательный смысл, ассоциируясь с коварством, предательством, неразборчивостью в средствах.
Католическая контрреформация имела известный успех. Она упрочила пошатнувшиеся позиции папства и католицизма и укре * пила на время силы феодальной реакции в Европе.