Тематика сравнительных исследований
Во многих отношениях общая направленность вопросов, которые изучает сравнительная политология, оставалась практически неизменной на протяжении поколений, а возможно, и столетий. Чем отличаются политические режимы? Что определяет стабильность режима и что ведет к его изменению? Какая форма правления «наилучшая»? В каждом поколении политологов внимание к этим вопросам с течением времени то возрастало, то убывало. Последний всплеск интереса к ним связан с новой волной демократизации (Diamond, Planner, 1993). Появилась масса работ о переходе к демократии, создании новых политических структур и формировании политических институтов11. Действительно, именно этот возродившийся интерес к изучению процессов де-
8 См., например, точку зрения Р. Родса на формирование государственности в Великобритании, которая сводится к яростной защите монографического метода,как позволяющего делать обобщающие выводы (Rhodes, J994).
9 Таков, например, глубокий анализ, способности правительства осуществлять государственную политику, проведенный Ф. Шарпфом (Scharpf, 1988).
'" См., например, использование Дж. Цебелисом «гнездовой» теории игр в подробном анализе деятельности активистов британской лейбористской партии, бельгийских «консоциативистов» и французских коалистов, объединяющихся во время избирательных кампаний (Tsebelis, 1989. р. 119-234).
" Хорошей иллюстрацией этого является вдумчивый анализ дискуссии об относительных преимуществах президентской и парламентской форм правления X. Линца, А. Лейпхарта, Дж. Сартори, А. Степана и К. Скеча (Lmi, Valenwela, 1994, р. 3-136). Действительно, можно сказать, что это один из лучших образцов сравнительной политологии, который служит идеальным контраргументом против тезиса о превращении сравнительной политологии в «залежалый товар».
мократизации и поиску общих моделей и прогнозов может вернуть к жизни глобалистский дух сравнительной политологии, так как именно в этом контексте исследователи развивающихся стран на новой основе находят взаимопонимание с теми, чья область исследований ограничивалась развитыми западными странами, а опыт экспертов по «второму» миру, наконец-то стал сопоставим с основными направлениями развития сравнительной политологии.
Но эта тематика составляет классику, некое «непреходящее» содержание сравнительной политологии. Стоит выйти за эти рамки, как становится очевидным, что произошли важные изменения в других исследовательских интересах этой субдисциплины. Так, например, в недавнем обзоре современного состояния сравнительной политологии Р. Роговский выделил пять тенденций, проявившихся с начала 80-х годов, которые определили новую тематику исследований: «Значительно большее внимание уделяется экономическим аспектам политики... Растет интерес к международному контексту внутренней политики и функционирования политических институтов... Заостряется внимание к группам интересов... Возрождается интерес к изучению государственных структур и их деятельности... [и] продолжается изучение национализма и этнических конфликтов» (Rogowski, 1993, р. 431). Понятно, что это лишь один из возможных перечней вопросов. Но вполне возможно, что через пару лет кто-то из политологов решит отложить в сторону изучение, скажем, групп интересов и отдаст предпочтение процессам перехода к демократии и ее функционированию. Независимо оттого, как оценивать данный перечень, стоит обратить внимание на тот акцент, который сделан в нем на результатах и на последствиях политических процессов и институтов, т.е. акцент на реальной политике, трактуемой скорее в качестве независимой, нежели как зависимой переменной. Иными словами, здесь ударение ставится на воздействии, оказываемом политикой на общество, а не на факторах, определяющих политический процесс (Weaver, Rockmen, 1993). Именно этим объясняется поворот к политэкономии, равно как и к государственным структурам и институтам, описываются ли они в рамках традиционного дискурса или в терминах, относящихся к «новому» институционализму (Lijphart, 1994a; Hall, 1986; Evans et al, 1985).
В этом тоже просматривается различие подходов нового поколения компаративистов и тех, чей творческий расцвет пришелся на конец 50-х—начало 60-х годов. И это не случайно, поскольку (хотя бы частично) именно отказ от универсализма и глобализма расчистил почву для более релевантных тем. Процесс происходил в два этапа. Вначале, как отмечено выше, ограничение масштабов сравнения позволило уделить больше внимания институциональным особенностям, что само по себе способствовало постановке вопроса о значении политики как таковой. Затем уменьшение объектов сравнения позволило задаться вопросом о границах действия политических факторов. Это оказалось эффективнее, чем сопоставление «трех» миров, поскольку дало возможность учитывать различия в уровне экономического развития и политической культуры отдельных стран, что нередко оказывается важнее, чем собственно политические различия (Castles, 1982). Действительно, как только сравнение ограничено сходными случаями, как, например, при анализе развитых индустриальных демократий, где уровни экономического развития, модели политической культуры или социальной структуры имеют общие параметры, исследователь почти неизбежно обращается к изучению различий политических
структур и процессов12. И именно потому, что возможные «детерминанты» политики — на уровне экономики, (современной) культуры или общества — в этих схожих случаях различаются настолько мало, что варьирующиеся политические структуры и процессы все больше приобретают статус объясняющих, нежели объясняемых, и тем самым привлекают внимание к исследованию результатов и последствий политики. Как бы то ни было, сравнительная политология сейчас намного больше, чем раньше, озабочена тем, к каким последствиям приводит политика, нежели вопросом о том, какие факторы на это влияют. Иными словами, сталкиваясь с множеством институциональных структур и политических процессов, современные ученые сейчас стремятся оценить влияние такого многообразия. Раньше (особенно в конце 50-х—начале 60-х годов) их в первую очередь интересовало, почему возникли эти различия. В этом состоит главный сдвиг в исследовательских интересах сравнительной политологии.
Он отражен не только в перечисленных выше новых тенденциях, которые выделил Роговский, но и почти в любой из современных работ (Кетап, 1993а). Интересно посмотреть, как этот сдвиг проявляется в работах отдельных ученых и научных школ. Можно привести в качестве примера одного из крупнейших авторитетов — А. Лейпхарта. В его трудах отчетливо прослеживается перемещение с течением времени интереса от исследования причин, вызывающих появление определенных типов демократии, к исследованию их результатов и последствий. В своей первой значительной работе по сравнительной типологии демократических режимов Лейпхарт выделял различные типы демократии (отметим особо консоциативную, или сообщественную демократию), на основании двух ключевых факторов — степени конфликтности или сотрудничества элит, с одной стороны, и уровня фрагментарности или однородности политической культуры — с другой. Последняя тесно связывалась с идеей социальных различий и социального плюрализма (Lijphart, 1968). В этом контексте интересно, как изменялся подход Лейпхарта, он настолько модифицировал эти идеи, что специфическая социальная сторона равенства становилась все менее значимой, а в работе 1984 г. он отошел от обсуждения вопроса о социальных детерминантах политических структур (Lijphart, 1984; Bogaards, 1994). Десять лет спустя смена акцентов стала еще более зримой, интерес ученого переместился в сторону функционирования различных типов демократии, вопрос о детерминантах уже почти не затрагивался (Lijphart, 1994a).
Подобные сдвиги произошли и в других исследовательских школах. Литература о процессах демократизации представляет самый яркий пример того, как объяснительный принцип сместился от «объективных» социальных и экономических условий демократии (Lipset, 1959) к самому процессу принятия решений элитами, «волюнтаризму» и типам политических институтов и структур. Поиск ответов на вопросы: «может ли демократия возникнуть?» и «может ли она быть устойчивой?» сегодня политологи меньше всего связывают с социальным и экономическим развитием, но считают, что судьбы демократии зависят от политического выбора, «мастерства» политиков, а также от результатов рациональных действий и информированности общества (Rustow,
12 Равно как и, все чаще, к изучению исторических традиций, в которых особую роль играет специфика политической культуры данной страны (Castles, 1989; 1993; Katynstein, 1984, p. 136—190; Putnam, 1993). Но в таком повороте к акцентированию исторических традиций есть, тем не менее, опасность, которая может привести к объяснениям исключительности данного случая или даже его предопределенности.
1970; Di Raima, 1990; Przeworski, 1991). Как это формулирует Т. Карл, «способ, каким теоретики сравнительной политологии стремились понять демократию в развивающихся странах, изменился; исследование предпосылок демократии уступило место контингентному выбору, ориентирующему исследователя на процесс» (Karl, 1991, р. 163; гл. 14 наст. изд.). Похоже, проблема укрепления и устойчивости новых демократий теперь также рассматривается больше в связи с особенностями исследуемых институтов (Lint, Valenzuella, 1994). В этой области сравнительной политологии так же, как в других, внимание ученых сосредоточено в большей мере на том, что политика делает, чем на том, что делает политику таковой, какова она есть. Сегодня можно сказать, что через два с лишним десятилетия после первого призыва к такому сдвигу (Sartori, 1969), компаративные исследования, наконец, больше склоняются в пользу политической социологии, нежели социологии политики.