Эволюция организационной и корпоративной культур

Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Организационная культура Корпоративная культура
Тейлоризм. Начало XX века «Человеческие отношения». 30 - 50-е годы «Социальная система» 50 - 70-е годы «Постэкономическая система». 70-е годы и настоящее время
Естественно научная парадигма инструментальной организации как хорошо отлаженной машины (приоритет внутренней среды) Парадигма превращения организации в инструмент для человека (приоритет внутренней среды) Парадигма организации как инструментальной системы: части под чинены функционированию целого (релевантная внешняя среда) Парадигма организационной постинструментальной (субъективной) системы: целостность сочетается с автономностью частей (приоритет интересов общественности вне и внутри организации)
Жесткая, бюрократическая организация Штабная (линейная) организация Матричная и проектно-ориентированная организация Свободно связанные организационные сети (дивизионная организация, вертикально-интегрированная корпорация - ФПГ, ТНК, холдинг и т.п.)
Разъединение экономического и социального факторов Обращение к социальному фактору Соединение экономического и социального факторов Социально этический менеджмент и маркетинг
Экономический рационализм любой ценой Экономический рационализм с учетом человеческого фактора Экономический рационализм за счет масштабов организации Экономический рационализм на основе высоких технологий
Специализация труда Производственное взаимодействие всех работников Профессиональная квалифицированность Творчество, активность на рабочем месте
Жесткая технологическая кооперация и координация («работник винтик») Использование неформальных структур как активной силы Коллективные переговоры работников (профсоюзы) с управляющими (согласие, сотрудничество) Соучастие, принятие работниками ответственности (социальное партнерство) за состояние дел в организации
Управление качеством (шаблоны, инспекция, штрафы) Управление процессами: контрольные карты, предупреждение дефектов, усложнение мотивации Всеобщее управление качеством в организации (стандарт, сертификация, мотивация) Менеджмент, ориентированный на качество, охрана окружающей среды (гарантирование качества продукции и безопасности)
Работа с общественностью: пропаганда, реклама Работа с общественностью: пресс-служба, институциональная реклама Работа с общественностью: воздействие с учетом обратной связи Работа с общественностью: двусторонняя модель, консультирование, кризисные ситуации
         

Новизна концептуальной установки заключается в том, что организационная культура рассматривается в качестве отправной основы последующих трансформаций культурного пространства нового качества постиндустриального общества. Поэтому она выступает исходной точкой (базой) исследования корпоративной культуры с учетом имманентной динамики — порождения новых социокультурных феноменов по ходу исторического времени. Реализация данного концептуального подхода послужила теоретико-методологическим приемом их смыслового разграничения и снятия неопределенности в понимании корпоративной культуры.

Организационная культура. Организационное развитие (organization development) в первой половине XX в. было связано с особым вниманием к социокультурным факторам, обусловливающим динамику наращивания потенциала организационного поведения[23] и повышения его роли в трансформации индустриально-капиталистического общества. Соответствующее им понятие «организационная культура» прочно вошло в научный и управленческий лексикон и не нуждается в подробном разъяснении. Данная форма культуры исследована в ряде специальных работ[24], и в содержательном плане целесообразно ограничиться лишь общей констатацией. В этом аспекте отметим, что организационная культура является продуктом высшей фазы индустриально-промышленного капиталистического общества первой половины XX в. и фактором развития рыночной экономической системы с приоритетной ролью инструментальных, экономических организаций и рынка производителя. Для них характерна приоритетная ориентация на экономические задачи и на производственно-технические проблемы: преобразование экономических ресурсов в желаемые конечные результаты с преимущественно количественными показателями. Культурное поле данного рода организаций базируется в основном на ценностях консервативного толка: иерархия, централизация управления, дисциплина, власть, интеграция и подчинение интересов работника интересам собственника и менеджмента, философия контракта и т. п. Эволюция организационной культуры в исторической динамике включает эпохи «научного менеджмента» — начало XX в., «человеческих отношений» — 30-50-е годы, «социальных систем» — 50-70-е годы. По преимуществу она направлена на обеспечение эффективности производственно-хозяйственной и другой деятельности за счет приоритетного совершенствования регламентированной организационно-управленческой сферы и технического оснащения в деятельности людей-работников как рабочей силы («человек экономический»). При этом сохраняется достаточно жесткая зависимость структурных единиц (подсистем) от системы: их набор, предназначение и функционирование подчинено поддержанию целостности системы. В конечном счете, именно она достаточно конкретно предписывает (исключает), какие действия (образцы поведения) должны совершать люди-работники и их руководители в рамках целого - единой цели.

Проблема заключается в том, что основные усилия российских теоретиков и практиков сосредоточены на изучении присущей данной фазе организационной культуры, реальные достижения которой заслуживают более вдумчивой оценки, адекватной интерпретации и глубокого освоения. Все это шаги в нужном направлении, учитывающие потребности перехода к рыночной экономике. Однако нельзя забывать, что эти достижения относятся к 60-70-м годам XX в. В результате не проявилось должной заинтересованности в детальном изучении постиндустриального (отклоняющегося от традиционных построений капитализма и социализма) общества конца XX в., развивающегося на доминирующей роли знания, информации, высоких (компьютерно-информационных) технологий, человеческого ресурса и присущей ему корпоративной культуры.

Корпоративная культура. Рождению корпоративной культуры в 80—90-е годы предшествуют серьезные изменения социальных основ, организаций, менеджмента и бизнеса высшей фазы индустриального общества первой половины XX в. Они обусловили переход к новому постиндустриальному типу общества с инновационными обстоятельствами его жизнедеятельности. В 70—80-е годы XX в. одна эпоха (индустриальная) уходит, а другая (постиндустриальная) рождается и развивается.

К числу инновационных характеристик, взращиваемого «корпоративного капитализма» следует отнести: приоритет информации, знания, науки, высоких компьютерных технологий, человеческих ресурсов и переход к обслуживающей деятельности, обусловливающих первенство культурного (социального) капитала[25] по отношению к экономическому капиталу, инициирование «мягких». Социальных взаимодействий между собственниками, предпринимателями, наемным менеджментом, людьми-работниками и общественностью на основе добровольных корпоративных соглашений (договоров), консенсуальных компромиссов, новые принципы свобод и прав личности и стремление к гарантированному обеспечению разнообразными социальными благами, свободному передвижению миллионов людей и их знакомству с любыми культурами, расширение зоны демократической институциональной социальной регуляции, учитывающей интересы социальных страт и снимающей социальное напряжение, снижающей социальное неравенство, не разрушая принципов частной собственности и рыночных отношений («изменения при сохранении»).

Именно постиндустриальное общество явилось социокультурной средой, в которой конституируется самостоятельный статус корпоративной культуры, ее содержательная наполняемость и нормативно-регулятивная функциональность. При этом прежние культурные формы, в частности организационная культура, перестают быть доминирующими, а их место занимают совершенно новые. Такова логика возникновения новой формы культуры - корпоративной культуры, адекватной инновационной социально-экономической жизнедеятельности постиндустриального общества и формированию «новой экономики — постэкономики (no economic - неэкономической), образующей «постэкономическую» систему[26].

В этих социокультурных условиях, во-первых, возникает и развивается «постэкономическая система» с приоритетом неинструментальных (субъективных), постэкономических организаций рынка потребителя, учитывающих ведущую роль человеческих ресурсов в организационно-управленческой и производственно-хозяйственной сферах. В основе данной системы лежат современные корпорации-сообщества, с философией «общей судьбы», объединяющей собственников, предпринимателей, обладающих средствами производства, и наемных работников, обладающих способностью к труду, в единый социальный организм

Во-вторых, в постэкономической системе осуществляется переход к корпоративному управлению, консолидирующему функциональные группы интересов и интегрирующему усилия всех участников, так или иначе связанных с жизнедеятельностью организации. При этом создаются новые формы организационных структур и систем управления: организация на основе бизнес-единиц (холдинг), матричная структура и дивизионная схема построения компании. Они строятся с учетом децентрализации и специализации организационно-управленческой сферы корпорации-сообщества, позволяющих сочетать ее целостность с большей автономностью отдельных подразделений и степенью свободы (творческой активностью) на рабочем месте. Соответственно, формируется корпоративное управление, сочетающее социально-этический менеджмент и маркетинг с новыми канонами, средствами и технологиями, обеспечивающими решение задач внутренней интеграции персонала и внешней адаптации к среде.

В-третьих, развивается система управления «человеческими ресурсами» («управление людьми») — это основа успешного ведения дела: люди-работники являются приоритетной ценностью организации и ведущей составляющей решения культуры качества товаров и услуг, получения справедливой прибыли. Человеческие ресурсы приобретают стратегическое значение и статус, выступая измерителем ее экономического успеха. При этом борьба за снижение издержек и рост прибыли сопровождается ориентацией на спрос социальной сферы — интересы общественности, клиентов. Все это способствует становлению корпоративных отношений с эталоном социального партнерства.

Данные новации инициируют появление новой культурной формы - корпоративной культуры, сопровождающееся преобразованием культуры деловой практики, качественными изменениями как в организации и управлении, так и в социально-экономических и трудовых отношениях. Основными ее признаками, задающими инновационные ориентиры, являются следующие:

1. Формирование производственных организаций как постэкономических корпораций, являющихся сообществом связанных с ней людей (предпринимателей, работодателей, работников, акционеров, общественности).

2. Увеличение заинтересованности и стимулирования к эффективному труду через развитие различных форм партисипативности «соучастия» («революция соучастия — Д. Белл») — инкорпорирование персонала в принятие управленческих решений: коллективные договоры, комитеты (комиссии) на предприятиях и др.

3. Превращение работника в «сохозяина» своего производства на основе акционирования, системы мотивирования, когда он попадает в прямую зависимость от результатов своего труда, качества продукции и роста прибыли производственной деятельности.

4. Предоставление производственным подразделениям определенной автономности, локальной самостоятельности: делегирования полномочий на возможно более низкий уровень организационной иерархии.

5. Возникновение нового типа организации ассоциативного типа деятельности — команды, разделяющей кодекс (соглашения, нормы, правила) поведения ее членов.

6. Повышение творческого потенциала работников и их социальной мобильности в обеспечении рыночного успеха: совершенствование персонала как одна из корпоративных целей руководства.

7. Целенаправленное формирование фирменного стиля, являющегося комплексом вербальных (текстовых, языковых) и визуальных (зрительных) компонентов, служащих для идентификации, создания устойчивых управляемых корпоративных имиджа (образ, типаж) и репутации организации, ее персонала, рабочих операций и продукции (услуг) в массовом сознании.

8. Новое измерение «культуры качества» на основе всеобщего менеджмента качества, связанного с активизацией человеческого ресурса («кружки качества»), улучшением качеств трудовой жизни, требований окружающей среды и безопасности продукции.

Данный подход обусловливает определение корпоративной культуры - это качественная реализация разновидностей позитивного корпоративизма на основе системы ценностей социального партнерства, разделяемых сообществом корпорации, которые определяют его поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и социально-этического менеджмента. Как система символов, корпоративных установок, мотиваторов образцов действий, образов мышления она занимает доминирующее положение в постиндустриальной цивилизации и постэкономическом обществе[27] и задает общую ориентацию и упорядоченный характер корпоративным отношениям всех участников жизнедеятельности общества, корпораций-сообществ. Корпоративная культура включает в себя социокультурную (ценности, суждения, поведенческие нормы, действия и т.п.) и средообъектную (микро-, мезо-, макроуровни) сферы. Схематично ее системную модель можно представить в следующем виде.

Факторы, влияющие на корпоративную культуру
Постэкономическая система     Позитивный корпоратизм     Национальная культура, ментальность     Культура эффективного бизнеса     Профессиональная культура     Конкурентная культура     Государственные законы. Идеология     Религиозная культура     Мода    

Корпоративная культура

Элементы корпоративной культуры
Декларация ведения и миссии     Корпоративная философия   Корпоративный дух   Корпоративные стиль руководства     Корпоративное управление Корпоративный этикет     Управление «человеческими ресурсами» Корпоративный имидж и репутация     Культура качества  

В представленной системной модели структуризация и интеграция гетерогенных элементов корпоративной культуры осуществляется не по принципу субординации, а по принципу дополнительности как гибкой формы их взаимодействия в рамках органической целостности с синергетическим эффектом[28]. Становление и эффективное функционирование корпоративной — посторганизационной — культуры дают стратегическую надежду и решающее преимущество в новой трактовке внутреннего содержания и внешних проявлений капитализма - «корпоративного капитализма» — в глобальной социально-экономической и политической тектонике. В этом качестве она взращивает атмосферу позитивного корпоративизма, ориентирует на партнерские отношения и социальную ответственность участников корпоративных отношений - капитала, труда и социального государства.

Наши рекомендации