В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монар­хия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.

Конституционная монархия делится на дуалисти­ческую(Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется.

Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии.

Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

· Парламентская республика

Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик — второй основной формы правления.

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская),хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:

- формирует и поддерживает его;

- издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

- вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

- осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

- критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. (Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет.)

В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку.

Хотя руково­дитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в полити­ческой иерархии.

Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его по­литический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отли­чаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.

· Президентская республика

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика.

Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

Он руководит внут­ренней и внешней политикой и является верховным главнокоман­дующим вооруженных сил.

Президент чаще всего избирается пря­мо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает чле­нов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается стабиль­ностью.

Наши рекомендации