Рецензенты: Шнитенков А.В., Жовнир С.А

СОСТАВИТЕЛЬ- ЗАВ. КАФЕДРОЙ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ Оренбургского института (филиала) Плотников А.И.

Рецензенты: Шнитенков А.В., Жовнир С.А.

Программа составлена на основе программы, разработанной кафедрой уголовного права Московского Университета имени Кутафина О.Е. (МГЮА). Авторы программы:

Ответственный редактор Рарог А. И.

Составители:

Клепицкий И. А., Лошенкова Е. В., Юрченко И. А.

Рецензенты: Орешкина Т. Ю., Чучаев А. И.

Программа одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии Оренбургского института (филиала) 5 июля 2013 года,

протокол № 10.

Утверждена Учёным Советом Оренбургского института Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) _____________ 2013 г., протокол №______

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения учебной дисциплины………………………………………………….5

2. Место учебной дисциплины в структуре основной

образовательной программы........................................................................................ 8

3. Структура и содержание учебной дисциплины............................................................ 8

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)....................................................... 20

3.2. Лекции..................................................................................................................... 47

3.3. Практические занятия............................................................................................ 68

3.4.Самостоятельная работа студента...................................................................... .122

4. Образовательные технологии..................................................................................... .123

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов.......................................................................... 123

5.1. Примерные темы курсовых работ для студентов

всех форм обучения …123

5.2.Задания для выполнения контрольных работ……………………………………...126

5.3. Вопросы для подготовки к экзамену................................................................. 138

5.4. Модельные задания для проведения текущего контроля

и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины . . …………………146

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………………...151

7. Учебно-методическое обеспечение............................................................................ 159

7.1. Основные нормативные акты и судебная практика………………………………149

7.2.Основная литература по всему курсу…………………………………………………………………………………….160

7.3.Дополнительная литература по всему курсу........................................................... 160

7.4.Документы и дополнительная литература по темам.............................................. 161

7.5.Программное обеспечение и электронные ресурсы................................................ 186

8. Материально-техническое обеспечение

учебной дисциплины .................................................................................................. 187

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Осваивая учебную дисциплину «Уголовное право», студент готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

— правоприменительная;

— правоохранительная;

— экспертно-консультационная;

— педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образователь­ных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

В результате он должен быть способен решать следующие професси­ональные задачи:

1) обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией норм уголовного права;

2) составление юридических документов (в части их мотивировки по вопросам материального уголовного права);

3) обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, об­щества и государства в части соблюдения и применения норм уголовного права;

4) охрана общественного порядка в части соблюдения и применения норм уголовного права;

5) предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступле­ний в части соблюдения и применения норм уголовного права;

6) защита собственности в части соблюдения и применения норм уго­ловного права;

7) консультирование по вопросам уголовного права;

8) осуществление правовой экспертизы документов в части их соот­ветствия нормам уголовного права;

9) преподавание уголовного права в образовательных учреждениях,
кроме высших учебных заведений;

10) правовое воспитание в части формирования уважительного отно-
шения к охраняемым уголовным законом интересам личности, общества
и государства.

Освоение дисциплины (в комплексе с другими дисциплинами основной образовательной программы) направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

1) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2) способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, воспри­ятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

4) способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

5) обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

6) имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, ува­жительно относится к праву и закону (ОК-6);

7) стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и ма­стерства (ОК-7);

8) способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профес­сиональных задач (ОК-8);

9) способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

10) способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информа­ционной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

11) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

12) способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

13) способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

14) способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

15) способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

16) способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной де­ятельности (ПК-5);

17) способен юридически правильно квалифицировать факты и об­стоятельства (ПК-6);

18) владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

19) готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государ­ства (ПК-8);

20) способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и за­щищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

21) способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступ­ления и иные правонарушения (ПК-10);

22) способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

23) способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

24) способен правильно и полно отражать результаты профессиональ­ной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

25) готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

26) способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

27) способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

28) способен преподавать правовые дисциплины на необходимом те­оретическом и методическом уровне (ПК-17);

29) способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

30) способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Уголовное право относится к базовой (обязательной) части професси­онального цикла (Б.3).

Требования к уровню подготовки студента (входные знания. Студент должен успешно освоить:

1) программу общего образования (в частности, историю, русский язык
и литературу, юридические и социальные дисциплины);

2) теорию государства и права;

3) историю отечественного государства и права;

4) историю государства и права зарубежных стран;

5) философию;

6) логику;

7) конституционное право.

Ко времени освоения особенной части уголовного права студент дол­жен освоить общие положения теории государства и права, гражданского и административного права.

Взаимосвязь с последующими дисциплинами

Освоение уголовного права необходимо для последующего успешного освоения уголовно-исполнительного права, криминологии, криминали­стики и иных дисциплин уголовно-правовой специализации.

Освоение общей части уголовного права необходимо для последующего успешного освоения уголовного процесса.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины — 13 зачетных единиц, 468 часов. Трудоемкость экзамена составляет одну зачетную единицу (36 часов)/

Тематический план для очной формы обучения

Наши рекомендации