Рецензенты: Шнитенков А.В., Жовнир С.А
СОСТАВИТЕЛЬ- ЗАВ. КАФЕДРОЙ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ Оренбургского института (филиала) Плотников А.И.
Рецензенты: Шнитенков А.В., Жовнир С.А.
Программа составлена на основе программы, разработанной кафедрой уголовного права Московского Университета имени Кутафина О.Е. (МГЮА). Авторы программы:
Ответственный редактор Рарог А. И.
Составители:
Клепицкий И. А., Лошенкова Е. В., Юрченко И. А.
Рецензенты: Орешкина Т. Ю., Чучаев А. И.
Программа одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии Оренбургского института (филиала) 5 июля 2013 года,
протокол № 10.
Утверждена Учёным Советом Оренбургского института Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) _____________ 2013 г., протокол №______
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения учебной дисциплины………………………………………………….5
2. Место учебной дисциплины в структуре основной
образовательной программы........................................................................................ 8
3. Структура и содержание учебной дисциплины............................................................ 8
3.1. Содержание дисциплины (программа курса)....................................................... 20
3.2. Лекции..................................................................................................................... 47
3.3. Практические занятия............................................................................................ 68
3.4.Самостоятельная работа студента...................................................................... .122
4. Образовательные технологии..................................................................................... .123
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.......................................................................... 123
5.1. Примерные темы курсовых работ для студентов
всех форм обучения …123
5.2.Задания для выполнения контрольных работ……………………………………...126
5.3. Вопросы для подготовки к экзамену................................................................. 138
5.4. Модельные задания для проведения текущего контроля
и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины . . …………………146
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………………...151
7. Учебно-методическое обеспечение............................................................................ 159
7.1. Основные нормативные акты и судебная практика………………………………149
7.2.Основная литература по всему курсу…………………………………………………………………………………….160
7.3.Дополнительная литература по всему курсу........................................................... 160
7.4.Документы и дополнительная литература по темам.............................................. 161
7.5.Программное обеспечение и электронные ресурсы................................................ 186
8. Материально-техническое обеспечение
учебной дисциплины .................................................................................................. 187
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Осваивая учебную дисциплину «Уголовное право», студент готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
— правоприменительная;
— правоохранительная;
— экспертно-консультационная;
— педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
В результате он должен быть способен решать следующие профессиональные задачи:
1) обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией норм уголовного права;
2) составление юридических документов (в части их мотивировки по вопросам материального уголовного права);
3) обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в части соблюдения и применения норм уголовного права;
4) охрана общественного порядка в части соблюдения и применения норм уголовного права;
5) предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений в части соблюдения и применения норм уголовного права;
6) защита собственности в части соблюдения и применения норм уголовного права;
7) консультирование по вопросам уголовного права;
8) осуществление правовой экспертизы документов в части их соответствия нормам уголовного права;
9) преподавание уголовного права в образовательных учреждениях,
кроме высших учебных заведений;
10) правовое воспитание в части формирования уважительного отно-
шения к охраняемым уголовным законом интересам личности, общества
и государства.
Освоение дисциплины (в комплексе с другими дисциплинами основной образовательной программы) направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
1) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2) способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
3) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
4) способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
5) обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
6) имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
7) стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
8) способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
9) способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
10) способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
11) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
12) способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
13) способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
14) способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
15) способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
16) способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
17) способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
18) владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
19) готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
20) способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
21) способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
22) способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
23) способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
24) способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
25) готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
26) способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
27) способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
28) способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
29) способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
30) способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Уголовное право относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (Б.3).
Требования к уровню подготовки студента (входные знания. Студент должен успешно освоить:
1) программу общего образования (в частности, историю, русский язык
и литературу, юридические и социальные дисциплины);
2) теорию государства и права;
3) историю отечественного государства и права;
4) историю государства и права зарубежных стран;
5) философию;
6) логику;
7) конституционное право.
Ко времени освоения особенной части уголовного права студент должен освоить общие положения теории государства и права, гражданского и административного права.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Освоение уголовного права необходимо для последующего успешного освоения уголовно-исполнительного права, криминологии, криминалистики и иных дисциплин уголовно-правовой специализации.
Освоение общей части уголовного права необходимо для последующего успешного освоения уголовного процесса.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины — 13 зачетных единиц, 468 часов. Трудоемкость экзамена составляет одну зачетную единицу (36 часов)/
Тематический план для очной формы обучения