Сущность, принципы и определение правового государства.
Понятие «rechtstaat» – правовое государство – появилось в первой трети XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста.
Правовое государство – это демократическое, социальное, рыночное государство, в котором неукоснительно соблюдаются основные права человека, правовые ограничения носят необходимый и обоснованный характер, правовая система основывается на верховенстве правовых законов, а государственное управление – на идеях разделения властей и связанности государства правом.
Согласно принципам международного права правовое государство (Rule of Law State) – это такое государство, где правит закон – и только закон. Все нормотворчество в государстве, именующемся правовым, должно быть посвящено созданию во всех областях жизни общества необходимых условий для обеспечения и защиты прав граждан. Закон обязателен для всех без исключения лиц и должен исполняться неукоснительно. Конституционное закрепление России как правового государства можно считать перспективной нормой, определяющей один из главных ориентиров общественного развития. Воплощение идеи правового государства - это, скорее, идеал, к которому должны стремиться все цивилизованные страны. Наличие в Основном законе страны нормы о правовом государстве имеет большое значение. Она призвана оказать определяющее влияние на весь строй отношений личности – общества – государства.
Таким образом, правовое государство – это государство, которое связано правом. Однако помимо урегулированности правом деятельности государственных органов понятие «правовое государство» также имеет и другое значение – это государство, обеспечивающее права личности. Не случайно Конституционный Суд указал, что правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в РФ как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи 1, 2, 17, 18, 19 и 45 Конституции РФ). При этом, по смыслу статей 45 (часть 1), 55 (часть 1), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ, государство обязано соблюдать и защищать не только права и свободы граждан, непосредственно закрепленные Конституцией РФ, но и производные от них другие права и их гарантии, приобретаемые на основании федерального закона.
Правовое государство – это государство, которое связано правом и , кроме того, государство, обеспечивающее права личности. Государство, которое провозглашает себя правовым, берет на себя обязательство осуществлять свою деятельность (законодательную, исполнительную, судебную, международную и др.) исключительно в рамках права, а общество берет на себя обязательство контролировать исполнение этой обязанности.
Существенным признаком правового государственного устройства является безусловное подчинение всех государственных и общественных организаций, граждан и общества в целом системе права, которая реально служит интересам граждан на принципах социальной справедливости и равенства.
Правовым называют государство, сущность, функции, правовая система, форма правления, политический режим и другие характеристики которого отвечают следующимкритериям:
1.Государство не просто провозглашает верховенство основных прав и свобод человека, но и создает благоприятные условия для их реализации и защиты. Это касается как социально-экономических и культурных прав, требующих организации определенной материальной базы для их осуществления, так и политических прав и свобод, в отношении которых главная задача государства – не мешать гражданам по своему усмотрению реализовать эти права и свободы. Человек признается высшей ценностью. Отсутствуют какие-либо формы дискриминации. Права человека определяют смысл и сущность государственного управления, деятельности всех органов и должностных лиц государственного аппарата; они реально ограничивают произвол государственной власти.
2.Государство предоставляет субъектам права значительную свободу действий в правовых рамках. Причем эти рамки максимально расширены, в чем проявляется доверие правового государства к своим гражданам. Все правоограничения являются справедливыми, обоснованными, необходимыми и, как правило, в минимальной степени затрагивают сферу частной жизни. В отношении граждан и организаций действует принцип: разрешено все, что прямо не запрещено законом. В этом смысле правовое государство иногда называют “государством свободы”.
3.Верховенство правовых законов. При этом характерно признание того, что “закон” и “право” - категории не тождественные. Иными словами, не всякий закон носит правовой характер. Требования верховенства закона и господства законности подразумевает не всякие, а именно правовые законы и правовую законность. Государство может использовать законы, как для утверждения общего блага, так и для насаждения тирании. Так, в гитлеровской Германии или сталинской России было обширное, разветвленное законодательство, однако это были государства законности, но не правовые государства. “Содержание законности составляет не само наличное законодательство, а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса”. Таким образом, правовое государство – это “объединение множества людей, подчиненных правовым законам” (И.Кант). Можно сказать иначе: правовое государство – это государство, связанное (самоограниченное) правовыми законами
4.Последовательно проводится в жизнь принцип разделения властей. Система “сдержек и противовесов” препятствует узурпации власти со стороны одного должностного лица, государственного органа или ветви власти. Причем особая роль отводится судам как органам, обеспечивающих правовую защиту граждан, организаций, государства от неправомерных действий любых третьих лиц.
5.Прогрессивная, непротиворечивая, высокоорганизованная правовая система, где нормы национального законодательства соответствуют общепризнанным нормам и принципам международного права. Право рассматривается не в качестве вспомогательного “инструмента государства”, а как самостоятельное средство защиты прав человека и ограничения недопустимого произвола любых субъектов, включая государство.
6.Демократический политический режим, обеспечивающий реальное народовластие. То есть население непосредственно участвует в политической жизни страны, прежде всего, путем прямых, равных и тайных выборов представительных органов власти. Государство осуществляет управление не в интересах узкой части правящей элиты, а для реализации общего блага всего населения. Таким образом, общесоциальная природа правового государства абсолютно доминирует над отдельными классовыми проявлениями в его сущности.
7.Развитое гражданское общество. Рыночная экономика. Высокая правовая культура и правосознание общества. Стабильность общественного правопорядка, развернутая система гарантий индивидуальной и коллективной безопасности.
На мой взгляд, правовое государство опирается на следующие принципы:
1. Верховенство правового закона предполагает, с одной стороны, его господство во всех сферах общества, с другой стороны, соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона – Конституции.
2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность их свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государства в дела гражданского общества, наряду с признанием неотчуждаемости личных прав и свобод.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».
4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Он исключает возможность монополизации и узурпации власти, а механизмы сдержек и противовесов удерживают их в рамках конституционных полномочий.
5. Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением закона. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, прокуратуры, арбитража, налоговых служб, Счетной палаты, правозащитных организаций, СМИ.
Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвязаны между собой и вытекают из его принципов:
1) Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет наций и народностей, населяющих страну.
2) Наличие развитого гражданского общества, возникающего снизу, защищающего неотчуждаемые права человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан, права присущи людям от рождения.
3) Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица (органа).
4) Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое должностное лицо и гражданин в равной степени подконтрольны суду.
5) Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы она ни исходила, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.
6) Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.
7) Сознательное и добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона.
8) Наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.