Законодательный процесс в парламенте
Законодательный процесс - это урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомоченных субъектов по созданию закона. Важнейшим из таких субъектов является парламент. Законодательный процесс включает множество стадий: внесение законопроекта; его обсуждение; принятие закона; его одобрение второй палатой (если она имеется); промульгация закона главой государства; его опубликование; вступление закона в юридическую силу.
Внесение законопроекта в парламент или его палату осуществляется путем реализации права законодательной инициативы. Такое право принадлежит в разных странах различному кругу лиц. В президентской республике им обладают только парламентарии, а в парламентарных странах - также правительство. В ряде государств круг субъектов права законодательной инициативы включает также группы избирателей, государственные органы нижестоящего и данного уровня, внутри-парламентские органы и учреждения при парламентах и т.п.
Обсуждение законопроекта - это самая объёмная стадия законодательного процесса. Она включает работу над проектом как на пленарных заседаниях палат (чтение законопроекта), так и его обсуждение в парламентских комитетах. Обе эти формы обсуждения чередуются между собой. При этом в большинстве стран юридически значимые решения по законопроекту принимаются в результате чтений, а комитеты лишь формулируют предложения о поправках. Каждый закон обычно проходит три чтения. В ходе первого решается лишь вопрос о том, нужен ли такой закон в принципе. Второе чтение предполагает обсуждение проекта в деталях. В результате третьего чтения закон окончательно принимается данной палатой. В промежутках между чтениями закон проходит обсуждение в комитетах.
Законы принимаются путем голосования. Закон считается принятым, если за него проголосовало установленное большинство парламентариев.
Если парламент двухпалатный, следующей стадией законодательного процесса является одобрение закона второй палатой. На этой стадии законодательного процесса между палатами могут возникнуть разногласия, преодолеваемые по-разному в зависимости от того, сильной или слабой является верхняя палата. Если она слабая, ее возражения могут быть преодолены нижней палатой, за которой, таким образом, остается решающее слово при определении судьбы закона. Если же верхняя палата является сильной, то закон считается принятым парламентом лишь в том случае, когда он одобрен в идентичной редакции обеими палатами.
Санкционирование (подписание) и промульгация (обнародование) закона главой государства осуществляются в установленные законом сроки. В течение этого срока глава государства во многих государствах может отклонить закон, т.е. наложить на него вето. Такое вето имеет относительный (отлагательный) характер, т.к. может быть преодолено палатами путем повторного принятия закона в прежней редакции - как правило, квалифицированным большинством голосов. Если вето преодолено, президент обязан подписать закон и промульгировать его. Промульгация означает издание правового акта об официальном опубликовании закона.
Официальное опубликование закона осуществляется в специальных печатных изданиях.
Закон вступает в юридическую силу, как правило, в день официального опубликования или спустя некоторый установленный промежуток времени после этого.
Некоторые особенности имеет процедура принятия финансовых и органических (конституционных) законов. Так, финансовые законы, как правило, могут быть внесены только в нижнюю палату парламента. Во многих странах их внесение требует заключения правительства или вообще может быть осуществлено только правительством либо его главой (в США бюджет вносится Президентом страны). В некоторых странах установлены жесткие сроки принятия бюджета, а если они не будут выполнены, бюджет устанавливается актом правительства.
Главной особенностью процедуры принятия органических (конституционных) законов является необходимость квалифицированного большинства голосов для их принятия. Во Франции они подвергаются обязательному конституционному контролю.