Советская внешняя политика в середине 1960-хсередине 1980-х годов
Основные даты и события:1968 г. - ввод советских войск в Чехословакию; 1970 Г. - заключение договора между СССР и ФРГ; 1972 Г. - заключение советско-американских договоров по ограничению стратегических наступательных вооружений (OCB-l) и ограничению систем противоракетной обороны (ПРО); 1975 г. - подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; 1979 г. - ввод советских войск в Афганистан.
Исторические деятели;Л. И. Брежнев; А. А. Громыко.
Основные термины и понятия:мирное сосуществование; политика разрядки; программа мира.
Работа с картой:показать Чехословакию, Афганистан, страны Варшавского договора.
План ответа:1) изменение международной ситуации к середине 60-х гг.; 2) основные цели и направления внешней политики СССР в 1965-1984 П.; 3) отношения с Западом; 4) отношения со странами социализма, ввод войск в Чехословакию; 5) отношения со странами третьего мира, ввод войск в Афганистан; 6) Хельсинкское совещание, политика разрядки международной напряженности; 7) причины нового обострения международной обстановки в начале 80-х годов.
Материал к ответу:В середине 60-х п. ситуация в мире вновь осложнилась. Начавшаяся война США во Вьетнаме надолго охладила отношения между СССР и СШл. Нападение в июне 1967 г. Израиля на соседние арабские страны едва не привело к началу прямого военного столкновения между СССР и Западом. Начавшиеся ранее идеологические споры с Китаем получили продолжение в выдвижении территориальных претензий с его стороны на 1,5 млн. кв. км советских земель в Приморье, Приамурье, Забайкалье, Средней Азии. Это резко осложнило двусторонние отношения, а в 1969 г. привело к масштабному вооруженному конфликту на острове Даманский. Если критика сталинизма способствовала охлаждению отношений КПСС с компартиями Китая, Албании, Кореи, то начавшаяся «реабилитация» сталинизма оттолкнула от нее крупнейшие европейские коммунистические партии, в первую очередь французскую и итальянскую.
Вместе с тем к концу 60-х П.Советскому Союзу удалось добиться стратегического паритета с США в ракетно-ядерных вооружениях. Причины, по которым на это пошли обе стороны, были различными. СССР считал эти шаги проявлением слабости со стороны Запада. США же полагали, что политические режимы в СССР и союзных ему странах сохраняют свою силу лишь в условиях жесткого военного противостояния, и потому надеялись, что мирное сосуществование вызовет их падение. Тем не менее начался десятилетний период, получивший название «эпохи разрядки». Летом 1968 г. бьш подписан договор о нераспространении ядерного оружия. В 1969 г. ведущие страны Запада поддержали предложение СССР о проведении общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству. Летом 1970 г. был подписан договор
между СССР и ФРГ, по которому признавались послевоенные границы в Европе._ Позже такие договоры ФРГ заключила с Польшей и ЧехословакиеЙ. В 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение (СССР, США, Англия и Франция) по Западному Берлину, определившее статус этого города. В 1972 г. состоялось взаимное признание ГДР и ФРГ. Отсчет нового периода в отношениях Восток-Запад начался с первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву в мае 1972 г., когда были подписаны ключевые договоры, определившие отношения между двумя странами (об основах взаимоотношений, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений). Этот успех был закреплен в 1973· г. в ходе визита Л. И. Брежнева в США, где было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. Все это вело к тому, что впервые за долгие годы начал меняться климат международных отношений. Апогеем эпохи разрядки стала встреча в Хельсинки летом 1975 г. глав государств и правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. Они собрались дmi подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем были закреплены принципы, на основе которых страны Европы обещали строить взаимоотношения друг с другом: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и его основных свобод. Были созданы постоянно действующие структуры для контроля за соблюденцем этих принципов. Но, как выяснилось, СССР и Запад по-разному оценивали значение Совещания и интерпретировали его итоговый документ. Советские лидеры считали главным обеспечение нерушимости послевоенных границ. Их западные коллеги делали акцент на соблюдении прав человека в странах социализма.
Вскоре фундамент разрядки дал первые трещины. Запад стал обвинять СССР в нарушении прав человека и преследовании инакомыслящих. Советское руководство начало размеще...: ние на территории ГДР и Чехословакии ядерных ракет средней дальности, что формально не было запрещено, но меняло стратегическое равновесие в Европе. Попытки вновь договориться были безуспешными. Подписанный летом 1979 г. в Вене договор ОВС-2 так и не был ратифицирован из-за ввода советских войск в Афганистан. С первыми залпами советских орудий в этой стране эпоха разрядки закончи.лась. Начиналась пора нового жесткого противостояния между Востоком и Западом.
В условиях военно-стратегического паритета военное противостояние было перенесено на региональный уровень. С середины 60-х п. СССР почти десять лет оказывал широкомасштабную помощь Вьетнаму, боровшемуся с агрессией США. Победа вьетнамского народа в 1975 г. бьша воспринята в СССР как собственная. Когда летом 1967 г. началась война Израиля щ~отив Египта, Сирии и Иордании, СССР не только разорвал дипломатические отношения со страной-агрессором, но и направил в арабские страны большие партии оружия и военных советников, а в Средиземное море вывел военно-морской флот, готовый применить ядерное оружие в случае разрастания конфликта. Агрессия была прекращена лишь после прямого обращения к президенту США главы советского правительства А. Н. Косыгина, пообещавшего применить силу. В 70-е начале 80-х гг. советское оружие и военные советники использовались как главный инструмент противостояния США в Лаосе, Кампучии, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, Эфиопии, Сомали, Южном Йемене, Никарагуа. На эти акции были истрачены десятки миллиардов долларов. Предполагалось, что эти страны встанут на путь социализма. '
Особые надежды советское руководство возлагало на Афганистан, где весной 1978 г. к власти пришли прокоммунистические группы. Вскоре между ними разгорелась ожесточенная борьба за власть, вьшившаяся в гражданскую войну. Афганское правительство неоднократно просило ввести советские войска для «поддержания стабильности в регионе». Каждый раз Брежнев отвечал отказом. Лишь после того, как его сумели убедить в том, что если в Афганистан не будут введены советские войска, туда войдут американские солдаты, Брежнев согласился на отправку «ограниченного воинского контингента» из СССР. 25 декабря 1979 г. советские войска вошли в Афганистан. Это была роковая ошибка - с приходом советских войск гражданская война здесь приобрела новое качество: теперь обе стороны боролись не столько друг с другом, сколько с советскими солдатами. Участие наших войск в этой войне длилось почти десять лет. По официальным данным, в ней погибло около 14 тыс. советских солдат и офицеров, 35 тыс. было ранено, свыше 300 человек попали в плен или пропали без вести. Афганскому народу она обошлась в почти 1 млн. убитых и несколько миллионов беженцев. Афганская война нанесла непоправимый удар по международному авторитету СССР. ДЛЯ нашей страны она стала «советским Вьетнамом».
Мировая социалистическая система в эти годы вступила в полосу затяжного кризиса. Вслед за Венгрией в 1968 г. на
путь демократических пере мен попыталась вступить Чехословакия. Новый лидер ее компартии -' А. Дубчек - провозгласил проведение экономической реформы, предусматривавшей поощрение рыночных механизмов и самоуправления предприятий при сохранении традиционной модели экономики. В политической сфере предполагалось ввести алылернативные выборы, расширить доступ граждан к информации, реформировать правящую партию. В руководстве ЧССР не все поддержали эти. планы. Часть его членов обратилась в Москву с просьбой об оказании срочной помощи. В итоге в августе 1968 г. в ЧССР бьши введены войска СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии. Эта попытка «сплотить социалистическое содружество» на деле привела к противоположным резулылатам, ускорив его раскол. Албания вышла из Организации Варшавского Договора, еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия, Северная Корея. После «пражской весны» СССР предложил изменить характер сотрудничества со своими союзниками. Бьша принята про грамма социалистической экономической интеграции, значительно увеличившая роль СССР в содружестве и ограничившая суверенитет стран социализма. Эти меры на Западе стали именовать «доктриной Брежнева». Но и они не уберегли социалистическое содружество от грядущего распада. В 1970 г. в Польше начались рабочие волнения, завершившиеся созданием первой в социалистическом лагере независи.моЙ общественно-политической силы - профсоюза «Солидарность». С каждым годом выступления рабочих в Польше набирали силу. В 1981 Г. здесь пришлось объявлять военное положение для предотвращения смены власти. В 1979 г. между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом вспыхнула война, в которой СССР поддержал вьетнамцев. Все это говорило о том, что мировая социалистическая система доживает последние годы.
Ввод советских войск в Чехословакию еще более углубил противоречия между руководством КПСС и лидерами других коммунистических партий. Попытка Брежнева созвать международное совещание коммунистических и рабочих партий для поддержки своего курса (1969) хоть и завершилась его проведением, но выявила серьезные противоречия. Силовые действия СССР в различных регионах, особенно война в Афганистане, отдалили от КПСС ее недавних союзников-коммунистов И;J Франции, Англии, Италии, Бельгии, Испании, Японии и др. Начался массовый выход из парторганизаций. Он несколько приостановился лишь когда из программных документов коммунистических партий стали исчезать главные
марксистские установки - о диктатуре пролетариата, мировой революции, атеизме, демократическом централизме как основе строительства самих партий, и появились важнейшие компоненты либеральной доктрины - о свободе личности и правах человека, плюрализме собственности, демократии и т. п.
Таким образом, главной предпосылкой разрядки международной напряженности в 70-е ГГ. стало достижение военно-стратегического паритета между СССР и США. Попытки обеих сторон изменить его в свою пользу привели к краху разрядки.
Экономические реформы в СССР в 1985-1991 годахОсновные даты и события:1987 Г. - проведение экономической реформы; 1990 г. - разработка программы «500 дней».
Исторические деятели:М. С. Горбачев; Н. И. Рыжков; Л. И. Абалкин; С. С. Шаталин; Г. Я. Явлинский.
Основные термины и понятия:ускорение социально-экономического развития; программа «500 дней».
План ответа:1) предпосылки экономических реформ; 2) стратегия ускорения социально-экономического развития; 3) экономическая реформа 1987 Г.; 4) причины разработки и основные направления правительственной программы перехода к рынку; 5) программа «500 дней»; 6) социально-экономическая ситуация 1991 Г.: причины и последствия.
Материал к ответу:К началу 80-хгг. неэффективность советской экономической системы становилась все более очевидна. Распьmение средств, незавершенное строительство, казнокрадство требовали наведения элементарного порядка. Но главным пороком советской экономической модели было отсутствие материальных стимулов к труду. Пере стройка экономики СССР на первых порах была лишь развитием начатого при Андропове курса. Продолжался «широкомасштабный экономический эксперимент» в легкой промыцmенности ряда реrионо в и на железнодорожном транспорте. Он предполагал внедрение элементов хозрасчета. С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об ускорении научно-технического прогресса. Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало. Как и его предшественники, М. С. Горбачев призывал активнее использовать «скрытые резервы», крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. За 1981-1984 гг. только из-
за снижения цен на некачественную продукцию страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве. Все эти шаги не дали серьезных экономических резулылатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива.
Необходима была и смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. проект был завершен. Реформа исходила из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее предполагалось внесение серьезных изменений в существуюшую экономическую модель. Я обших чертах они предусматривали: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через развитие производственной кооперации); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокрашение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равноправного сушествования на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); признание возможности закрытия убыточных предприятий; создание банковской сети.
Ключевым документом реформы стал принятый тогда же «Закон О государственном предприятии», предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства. Централизованной оставалась и систем(} снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный К0НТРОЛЬ сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности самостоятельной экономической деятельности. Тем не менее одним из немногих резулылатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот про-
цесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешал ась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребности населения. Это вело к тому, что началась легализация «теневой экономики», В которой заметное место занимали представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей.
С самого начала «перестройки» лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда; с учетом роста цен - увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы; за счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства - уравнять доходы горожан и крестьян. Началась школьная реформа, главным направлением которой должно было стать предоставление большей самостоятельности учебным заведениям. Были приняты меры по развитию сферы здравоохранения. Особое внимание намечалось уделить развитию кулылурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов кулылуры и 5,5 тыс. клубов). Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - роста заработной платы, опережающего возможности производства. Размер зарплаты увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 году. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В резулылате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу).
Со временем стало яGНО, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапны~ переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что можно было проводить их под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.
В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более трагично. Первый опыт передачи земли в аренду и создания фермер-
ских хозяйств показал, что можно в короткий срок добиться высоких резулылатов. (Например, архангельский фермер Николай Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал.) Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она бьша еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на ареНдНЫХ условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, попрежнему опутанные мелочной опекой местных властей.
Ниодно из предложенных властями экономических нововведений не работало. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей. За шесть лет золотой запас государства сократился в десять раз и составил 240 тонн. Вместо при влечения инвестиций, началась практика крупных займов за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.
Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразованиЙ. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу «500 дней». Она предполагала за этот короткий срок провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия центра. После отказа Горбачева одобрить эту программу руководство России заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Становилось ясно, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступает в решающую фазу.
Главными причинами неудач экономического реформирования в годы «перестройкю> стали: непрерывные корректировки предпринимаемых экономических реформ; промедление в осуществлении уже ПРИНЯТЫХ решений; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание проиессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической
и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность властей добиться реальных перемен к лучшему. К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.
Таким образом, советская экономика в 1985-1991 гг. прошла сложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Это означало полный демонтаж системы управления экономикой, существовавшей десятки лет. Однако прежние структуры управления оказались разрушены, а новые созданы не были. Кризис советской экономики был неизбежен.