При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ
Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.
Человек и природа
Хорошо известно, что, увеличив власть над природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны…
Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать, сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность» Земли явно не безгранична, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете…
Совершенно очевидно, что физические и психологические возможности человека тоже имеют свои пределы. Люди сознают, что, увеличивая свое господство над миром, человек в стремлении к безопасности, комфорту и власти обрастал целым арсеналом всякого рода приспособлений и изобретений, утрачивая при этом те качества, которые позволяли ему жить в своей первозданной девственной природной среде обитания, и что это, возможно, ослабило его физически, притупив биологическую активность. Можно с уверенностью сказать, что чем более «цивилизованным» становится человек, тем меньше он оказывается способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждается в том, чтобы защищать свой организм и здоровье с помощью всякого рода медикаментов, снадобий и великого множества других искусственных средств.
С другой стороны, не подлежит сомнению, что параллельно с этими процессами повышался культурный уровень человека, шло развитие интеллектуальных способностей, которые приводились в соответствие со сложным искусственным миром, сотворенным человеком. Однако в последнее время равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно. Так что существующая ныне степень умственной и психической, а возможно, даже и физической адаптации человека к неестественности и стремительным темпам современной жизни весьма далека от удовлетворительной.
(А. Печчеи)
1. Автор полагает, что вмешательство человека в природу имеет свои пределы. В чем, по мнению автора, заключаются «внешние» и «внутренние» пределы человеческого вмешательства в природу? Приведите два авторских суждения раскрывающие его позицию.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены авторские суждения: 1) в качестве внешних пределов приведено суждение о небезграничности «пропускной способности» Земли, существовании биофизических пределов, или расширении не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете; 2) в качестве внутренних пределов отмечается ограниченность физических и психологических возможностей человека, ограниченность возможностей человека действовать в стремительно меняющейся культурной среде. Могут даваться иные формулировки приведенных суждений. | |
Приведены оба суждения. | |
Приведено одно суждение. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
2. Автор считает необходимым для человека осмысление пределов своего существования на Земле. Приведите, с опорой на текст, три причины, обосновывающие подобный авторский вывод.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Названы, с опорой на текст, следующие причины, например: 1) человек хищнически эксплуатирует природу, нарушая естественный баланс; 2) рост комфорта человеческого существования притупляет биологические свойства человека, его сопротивляемость внешним воздействиям; 3) человеку крайне трудно адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, что вызывает психологический и физический дискомфорт. Могут быть названы другие причины. | |
Указаны три причины. | |
Указаны две причины. | |
Указана одна причина ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
3. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами из жизни современного человечества слова А. Печчеи о беззащитности цивилизованного человека перед «трудностями суровой внешней среды».
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены примеры: 1) катастрофические последствия землетрясения на Гаити, разрушившего города и селения и приведшего к гибели около 200 тысяч людей; 2) широкое распространение среди людей различных болезней, вызванных гиподинамией, сидячей работой, отсутствием свежего воздуха; 3) эпидемии сезонных заболеваний (весна, осень) по-прежнему остаются проблемой современного человечества; 4) неспособность современного человека выживать в тяжелых экстремальных условиях, переносить лишения, голод и холод. Могут быть приведены другие примеры. | |
Приведены три примера. | |
Приведены два примера. | |
Приведен один пример. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
4. Автор полагает, что в последние десятилетия «равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно». Выскажите свою оценку авторскому суждению. Подтвердите свой ответ двумя аргументами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) мнение выпускника: согласие или несогласие с приведенным суждением; 2) приведены аргументы: в случае согласия с приведенным мнением может быть указано, например: – на появление принципиально новых видов деятельности и связанных с ними этических проблем, пока не разрешимых для человека (проблема клонирования, трансплантологии, эвтаназии и т. п.); – соотношение современной научной и религиозной картины мира; трудности человека в столкновении с информационной, виртуальной средой; – в случае несогласия с приведенным мнением может быть указано, например: – на расширение биофизических возможностей человека в связи с достижениями современной науки; – на повышение качества жизни людей в связи с развитием современной техники; – на освобождение сил и времени человека для реализации его духовных потребностей. Могут быть приведены другие аргументы. | |
Приведено мнение и два адекватных аргумента. | |
Приведено мнение и один адекватный аргумент ИЛИ мнение приведено в неявном виде, но приведены два адекватных аргумента. | |
Приведено мнение ИЛИ один аргумент. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, развитие общества от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например: – «Общественный прогресс нелинеен, в нем есть элементы циклического и попятного движения». – «Наиболее сложно определить прогрессивный характер изменений внутреннего духовного мира человека». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
6. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами взаимосвязь и взаимодействие между сферами общества.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны присутствовать элементы: Приведены примеры, допустим: 1) Голосование в парламенте по Закону о бюджете иллюстрирует взаимосвязь между политической и экономической жизнью общества; 2) Формирование институтов гражданского общества, общественных движений и инициатив в основном представителями средних слоев, обладающих экономической независимостью и достатком иллюстрирует взаимосвязи между экономической, социальной и политической жизнью общества; 3) Снижение уровня жизни общества и, следующее за ним уменьшение интереса к культуре, к культурному наследию прошлого иллюстрирует связи между социальной и духовной сферами общества. Могут быть приведены другие примеры. | |
Приведены три примера. | |
Приведены два примера. | |
Приведен один пример. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
7. Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесенное около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любых ценности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сформулировано понимание слов автора, например: – Автор связывает развитие общества, процветание стран с возрастающей активностью человека, способной преодолеть даже неблагоприятные природные факторы, например, отсутствие полезных ископаемых; – свертывание освоения новых месторождений и т. д. 2) определен основной вектор общественного развития, например: – развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей. 3) указаны две ценности современного общества: - инициативность человека, свободная реализация его запросов; - динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации; - рационализм, научность, технологичность Могут быть указаны и иные адекватные ценности. | |
Правильно сформулировано понимание слов автора, определен вектор развития, указаны две ценности. | |
Правильно сформулировано понимание слов автора, определен вектор развития, указана одна ценность ИЛИ, правильно сформулировано понимание слов автора, вектор развития не определен, но указаны две ценности ИЛИ Правильно сформулировано понимание слов автора, определен вектор развития, ценности не указаны ИЛИ понимание слов автора сформулировано неявно, определен вектор развития, указана любая одна ценность. | |
Правильно сформулировано понимание слов автора ИЛИ определен вектор развития ИЛИ указаны одна-две ценности | |
Ответ неверный. | |
Максимальный балл | 3 |
8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Угрозы и вызовы современного человечества. 2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу. 3) Особенности терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных электронных сетей и средств. 4) Проявления террористической деятельности. 5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. | |
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа. | |
Максимальный балл | 2 |
9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Философия | «Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить». (Т. Эдисон) |
Философия | «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека). |
Философия | «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе» (Книга Екклесиаста). |
Философия | «Дело не в том, что мы не знали, как изобрести машины, но наши предки понимали, что если мы изобретем их, то станем рабами, утратим свой нравственный облик. После долгого размышления они решили, что мы должны трудиться только с помощью своих рук и ног» (М. Ганди). |
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. | ||||||||||||||||||||||||||||
|
Пример эссе
«Общество – это свод камней, который разрушился бы , если бы один не поддерживал другого»- Сенека.
Главная проблема, затронутая автором в этом высказывании, - это проблема взаимодействия в обществе, проблема общественной солидарности. Для каждого общества характерны свои определенные признаки ( целостность, тесная взаимосвязь, наличие общих задач и целей) без которых невозможно его существования.
Я выбрал эту тему для своего эссе, так как считаю эту проблему очень актуальной для нынешней ситуации в нашей стране и в мире в целом. На человечество обрушились многочисленные беды, катастрофы, катаклизмы кризисы. И все это связано прежде всего с тем, что люди ставят в прерогативу свои локальные интересы , пытаются извлечь выгоду лишь для себя, не задумываясь о последствиях своих действий. Доказательством к этим словам служит огромное количество экологических проблем, финансовый кризис, неконтролируемость ядерных вооружений и многие другие глобальные проблемы. Казалось бы что возможно сделать в такой ситуации? Ответ на этот вопрос очень прост: люди должны забыть про свои локальные интересы и консолидироваться для решения этих вопросов.
Позиция Сенеки по этому вопросу заключается в том, что он видит общество в качестве многочисленных маленьких частиц, которые составляют единое целое. Он заостряет внимание на тесной взаимосвязи этих частиц и указывает на то, что общество достаточно зыбкая структура, которая разрушится, если в ней не будет взаимопонимания и единства.
Я не могу не согласиться с позицией автора, так как считаю её единственно верной и непоколебимой спустя столетия. Существует множество примеров из истории показывающих, что только когда общество едино, оно способно существовать. Во-первых это период смуты в нашей стране, когда России могла вполне потерять свою суверенность и ее спас только объединившийся народ , создавший народные ополчения. Во-вторых это яркий пример из зарубежной истории 70-ых годов, когда в Испании после смерти диктатора Франко состоялись первые выборы в состав парламента (кортесы); две враждующие партии, абсолютно разной направленности, коммунисты и франкисты набрали поровну голосов, однако не смотря на свои разногласия они приняли решение не расходиться до тех пор пока не примут конституции. Как не странно, эта конституция практически без изменений работает и по сей день.
Закончить свое эссе я хотел бы замечательной фразой Жан Жака Руссо: «Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе».