Тема 10. международное уголовное право
Уровень и формы сотрудничества в борьбе с преступностью зависят от того, в какой мере преступления затрагивают интересы международного сообщества. В этом плане выделяют международные преступления, преступления международного характера, общеуголовные преступления.
Международное преступление – международно-противоправное деяние, возникшее в результате нарушения государством такого обязательства, которое имеет основополагающее значение для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества (агрессия, рабство, геноцид, апартеид, экоцид и др.).
Преступления международного характера – это такие преступления, которые посягают на национальный правопорядок и в то же время затрагивают интересы международного сообщества (терроризм, незаконный оборот наркотических средств, незаконный оборот оружия, подделка денежных знаков и др.).
Общеуголовные преступления не посягают на международный правопорядок и не затрагивают интересы международного сообщества, но иногда отправление правосудия по ним невозможно без помощи других государств (к примеру, лицо, совершившее преступление в одной стране, скрывается в другой).
Формами сотрудничества государств в борьбе с преступностью являются:
Заключение международных соглашений о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера и оказании правовой помощи по уголовным делам (многосторонних, региональных и двусторонних)
Использование международных организаций (ООН, его специализированных учреждений, Международной организации уголовной полиции).
Интерпол – название этой организации происходит от английского словосочетания international police. Основные направления деятельности Интерпола:
- уголовная регистрация международных преступников и преступлений, носящих международный характер,
- международный розыск преступников,
- розыск подозреваемых,
- розыск лиц, пропавших без вести,
- розыск похищенных предметов.
Правовая помощь по уголовным делам – это процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиций иностранных государств в соответствии с международным договором.
Виды правовой помощи: вручение документов, установление адресов и других данных, осуществление уголовного преследования (возбуждение уголовного дела, задержание подозреваемого и др.), розыск лиц, взятие лица под стражу для обеспечения выдачи, производство обысков, наложение арестов на корреспонденцию, производство экспертиз, передача предметов (орудия преступления, вещи, имеющие значение доказательств по делу), допросы свидетелей, потерпевших, экспертов и др. участников процесса, вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, уведомление об обвинительных приговорах, передача лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.
Выдача (экстрадиция) произошло от слова exctradition - выдача. Институт выдачи – акт правовой помощи одного государства другому в целях привлечения преступников к уголовной ответственности или приведения в исполнение в отношении их приговора, а также в целях уголовного преследования.
Основаниями выдачи являются:
- совершение лицом деяния, предусмотренного международным договором в качестве основания выдачи,
- просьба соответствующего государства о выдаче преступника.
Территория в современном международном праве – это весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.
По видам прав режима территория подразделяется на 3 основные категории:
- государственная территория
- международная территория общего пользования
- территория со смешанным режимом
Государственная территория – это территория, принадлежащая определенному государству, которое осуществляет в ее отношении и в ее пределах свое территориальное верховенство.
В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Антарктика, космическое пространство, включая Лун и другие небесные тела, то есть все эти объекты открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с нормами м/п, и никакое из государств не может себе присвоить эти объекты.
Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, но действием в нем норм прибрежного государства (прилежащая зона – морской район, прилегающий к территориальному морю шириной в 24 морских миль, исключительная экономическая зона – 200 морских миль, в пределах которых прибрежное государство обладает полным правом разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, континентальный шельф – право на разведку в 200 морских миль природных ресурсов и недр морского дна).
Государственная территория состоит из сухопутной территории, включая ее недра, водной и воздушной. Внешние пределы государственной территории определяются государственной границей.
Сухопутная территория – тот объем суши, который расположен в пределах установленных государственных границ.
Водную территорию государства составляют внутренние воды и территориальное море. Внутренние воды – это реки, озера, каналы, водоемы, расположенные в пределах сухопутных границ государства. Территориальное море – это полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль.
Недра, находящиеся под сухопутной и водной поверхностями государств не имеют каких-либо ограничений по глубине.
Воздушная территория государства замкнута в пределах вертикальных линий, проецируемых от границ государства на его сухопутной и водной поверхностях до границы с условным «космическим пространством» на высоте 100-110 км над уровнем моря.
Соответственно границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные. Государственная граница – это обозначенная на картах и закрепленная путем маркировки на местности линия, определяющая внешние пределы государственной территории.
Делимитация границы – договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Демаркация границы – обозначение линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации, то есть установление специальных пограничных знаков.
Редемаркация границы – совместная проверка и восстановление на местности демаркированной линии государственной границы, а также замена разрушенных и установка новых пограничных знаков.