Западноевропейское и постсоветское пространства; сравнительные характеристики.
После 2МВ лидеры европ. гос-в выбрали путь сотрудничества и экономической интеграции как единственную возможность для избегания конфликтов между ними. Основные ценности, кот. придерживались гос-ва при строительстве единой Европы - обеспечение мира, единства, равенства, свободы, солидарности, экономической и социальной безопасности. В настоящее время ЕС является одним из основных экономических центров современного мира, превосходя по совокупности ВВП США и Японию. ЕС — самая "продвинутая" и эффективная экономическая группировка государств, где успешно решаются задачи по достижению поставленных целей (конечно, есть кризис еще сейчас…но тем не менее,ЕС самый интегрированный мир).
СНГ, созданное на основе подписанных в Вискулях и Алма-Ате договорах, постоянно ориентировалось на идеи и опыт Европейского экономического сообщества (Европейского союза позже). Многие органы СНГ создавались по подобию действующих институтов ЕЭС.
Об этом свидетельствуют и неоднократные заявления руководителей государств СНГ. Президент Казахстана Н.Назарбаев - "самым лучшим для стран СНГ было бы, приняв за основу опыт Западной Европы, идти по пути евразийской интеграции". Первый Президент Кыргызской Республики А.Акаев в интервью, данном "Независимой газете" 24 декабря 1996 г., отмечал: "Дальнейшее развитие Содружества мне видится в разумном использовании мирового опыта — не стоит изобретать велосипед. Мне, например, импонирует последовательность, продуманность и четкость создания Европейского союза".
Но насколько то,что хорошо западноевропейцу покатит в матушке России и ее соседях?? Интересно? Мне тоже нет….но надо…пьем чай и читаем дальше
Есть принципиальные различия условий интеграции стран ЗапЕвропы и постсоветских государств. ЕС создавался гос-вами с развитым промышленным потенциалом и устоявшейся рыночной экономикой, гос-вами, чья история охватывает достаточно длительный период развития национальной государственности, традиций рыночного хозяйствования. Различия в уровне развития этих государств были сравнительно невелики. Вокруг не было других экономически и технологически более привлекательных партнеров, чем участники ЕС. В создаваемой экономической группировке было несколько примерно одинаковых по силе государств (Германия, Франция, Италия), что обусловливало полицентрическую структуру объединения.
В Европе процессы интеграции происходили постепенно и поэтапно. Начинались они в угольной и металлургической промышленности, являвшихся в 50-е гг. базовыми отраслями. За семь лет после подписания в 1951 г. по инициативе Франции и Германии Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) был создан общий рынок угля и стали, отменены экспортные и импортные пошлины и количественные ограничения для этой продукции. Из фондов ЕОУС выделялись бабосики на модернизацию сталелитейных заводов, закрытие нерентабельных шахт, переобучение персонала. В 1957 г. были заключены договоры о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе по атомной энергии (ЕвроАтом).
Через еще 11 лет - свобода передвижения товаров (таможенный союз). Координировать валютную политику они начали через 15 лет, в 1972 г. Общий рынок, или единое экономическое пространство, когда свобода передвижения товаров дополняется свободой передвижения услуг, капиталов и лиц, появился в 1992 г. (через 35 лет). К созданию валютного союза с коллективной денежной единицей и общей экономической и валютно-финансовой политикой Европейский союз перешел только с 1999 г., да и то не в полном составе.
То есть экономическая интеграция европейских государств осуществлялась поэтапно, от простых форм к более сложным. Простейшая форма экономической интеграции — ЗСТ, при которой государства-участники отменяют барьеры во взаимной торговле, сохраняя при этом собственную политику в отношении третьих стран. Следующий этап — таможенный союз — предполагает уже единую торговую и таможенную политику (ЕВТТ) его участников в отношении третьих стран. Потом — создание единого внутреннего рынка, когда снимаются национальные перегородки на пути движения не только товаров, но и всех факторов производства: капитала в его производительной и ссудной формах, всех видов услуг, рабочей силы и граждан вообще. И поскольку единый рынок может нормально развиваться лишь при условии согласованной, совместной государственной экономической и валютной политики, возникнет потребность в следующем этапе интеграции — в создании экономического и валютного союзов.
Факторы успеха западноевроп. интеграции:
1. Четкое осознание целей интеграционного развития и определение общих долгосрочных приоритетов. Интеграционные процессы на основе выверенной стратегии, с определением механизмов и инструментов их достижения. Принятию любой значительной программы всегда предшествовала работа групп экспертов. Итоговый доклад публиковался (!), чтобы рядовые граждане могли оценить плюсы и минусы предлагаемого проекта.
2. Поэтапность развития. восхождение от низших ступеней интеграции к высшим: от ЗСТ к таможенному союзу и единому внутреннему рынку, далее к экономическому, валютному и политическому союзам. В настоящее время проводится согласованная политика не только в сфере экономики. Осуществляется координация общей внешней политики и политики безопасности, введение европейского гражданства, сотрудничество в области внутренних дел и правосудия, социальной и других сферах.
3. Усиление роли межгос. институтов при постепенной передаче им наднациональных полномочий в различных сферах деятельности. Все более частое применение принципа субсидиарности — когда решения должны приниматься на том уровне, где это возможно сделать с наибольшей эффективностью.
4. Принятие политических решений на основе экономических предпосылок, заинтересованности реальных субъектов хозяйствования, крупного бизнеса.
5. Преемственность интеграционной политики. В государствах Европейского экономического сообщества, а затем и Европейского союза, несмотря на смену правительств, их различную политическую ориентацию, приверженность общим целям интеграции сохранялась.
6. Поиск взаимоприемлемого баланса интересов и нахождение согласия. В интеграционной политике исключительно важна роль компромиссов. Выработка коллективных решений на основе взаимных уступок, согласования интересов различных сторон.
7. Тесное взаимодействие права ЕС и национального права. Становясь внутренним правом государств-членов, право ЕС формирует единое правовое пространство. Право и Суд ЕС становятся определяющими при разрешении возникающих споров.
8. Подготовка необходимой нормативно-правовой базы интеграции, тщательность и детальность разработки интеграционных документов и механизмов их реализации.
9. Опора на общественную поддержку. Внимательное отношение к общественному мнению. Разъяснение целей и предполагаемых результатов тех или иных интеграционных шагов для рядовых граждан.
Конечно, опыт ЕС — не догма, тем более, что у СНГ есть своя специфика и особенности. В СНГ входят государства, находящиеся на самых разных этапах перехода от централизованно управляемой к рыночной экономике. Постепенно уменьшается их экономическая взаимозависимость и увеличивается ориентация экономических связей на развитые государства Европы, Азии, Америки. Становление сотрудничества в рамках Содружества происходит на фоне социально-экономического кризиса, национально-государственного размежевания, становления самостоятельных рыночных хозяйств и др. Плюс никто не хочет быть жертвой «империалистических замашек» России. Все это значительно усложняют задачу интеграции участников СНГ, тк речь идет не о механическом воссоздании прежнего единого пространства на территории СССР, а о развитии сотрудничества на принципиально новой рыночной основе.