Римское общество в период развитой республики
В экономическом отношении Рим III в. до н.э. представлял собой аграрное государство; Принадлежавшие ему земли делились на две основные категории: государственный фонд (ager publicus) и частный фонд. Подобное разделение свидетельствует о полисном характере государства. Однако при наличии государственного земельного фонда, составлявшего, по-видимому, значительную часть всей земли, не существовало государственного экономического сектора. Частные лица могли арендовать государственные земли за определенную плату. Taкиe арендаторы назывались поссессорами. Постепенно поссессоры превращаются в фактических собственников земли, хотя верховная собственность государства продолжала сохраняться. Иногда беднейшие граждане наделялись небольшими участками в 2—7 югеров и освобождались от налога.
В структурном отношении господствовало мелкое крестьянское землевладение. До середины III в. до н.э. процесс концентрации земельной собственности еще не зашел далеко Государство, как это явствует из законов Лициния — Секстин, стремилось к поддержанию характерного для полиса относительного экономического равновесия. Рабство ещё не приобрело больших масштабов. Основными культурами были зерновые, виноград и оливки, а также фрукты и овощи. Вследствие низкой техники хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя крестьяне все же нуждались в торговом обмене. Поэтому в городах, прежде всего в Риме, появляются рынки. Каждые восемь дней устраивались базары, реже — крупные ярмарки.
Сведения о появлении профессиональных ремесленников относятся ещё к периоду царей.
Присоединение Этрурии и греческих городов юга Италии способствовало подъему ремесла. Среди археологических находок встречаются изделия высокого качества. Частые войны стимулировали развитие оружейного производства, которое велось местными силами. В IV в. до н.э. в Риме ведется крупное государственное строительство: город восстанавливается после галльского нашествия, прокладывают Аппиеву дорогу (312г. до н.э.), сооружают многочисленные храмы и т. д. В Риме функционировал водопровод. Немалую роль в ремесле играло производство предметов роскоши.
Хотя Рим имел большой внутренний и внешний рынок, торговля никогда не была основным источником дохода. Основной целью хозяйства было удовлетворение собственных нужд, а не производство товаров. В римской иерархии ценностей земледелие всегда стояло выше торговли.) Ремесленное же производство в первую очередь ориентировалось на нужды сельского хозяйства и военного дела.
Римское общество теперь делилось на три сословия: сенаторы, всадники и плебс, однако сословная принадлежность автоматически не наследовалась. Существовал цензовый критерий и критерий общественного положения в государстве, который в конечном счете и был решающим. Поэтому сын сенатора мог не принадлежать к сословию отца, а сын плебея теоретически имел право стать сенатором.
Высшим сословием было сенатское, к которому принадлежали только члены правительственного органа — сената. Имущественного ценза для них не существовало, хотя, как правило, сенаторы были богатыми людьми. Важнейшим условием вхождения в сословие было занятие магистратурьт. В ранние времена низшей должностью, дающей право входить в сенат, была претура (преторы были помощниками консулов главным образом с судейскими функциями) ; во II — I вв. до н.э. в сенат стали входить лица, отслужившие должности и более низкого ранга — квестора, эдила(Это была должность, связанная с внутригородскими делами.), народного трибуна. Акт включения в сенатский список осуществлялся консулом, а позже — цензором. Раз в пять лет цензоры производили ревизию списка сената и могли вычеркнуть тех, кто не оправдал высокого доверия, но практически звание сенатора было пожизненным.
Фактически сенат был в руках небольшой группы патрицианских и плебейских родов, которые получили название нобилитета. Формально нобили не имели, никаких особых прав, а идеологическим обоснованием их особого положения было не происхождение, а заслуги (действительные или мнимые) на поприще государственной службы.
Второе сословие римской республики называлось всадническим. Первоначально в пего входили самые богатые граждане, несшие службу в кавалерии и голосовавшие в 18 всаднических центуриях. К III в. до н.э. всадничество утратило свой военный характер. K этому сословию принадлежали лица, обладавшие цензом в 400 тыс. сестерциев(Эта цифра показывает огромный рост товарности производства со времен ранней древности вместе с соответствующим падением цены на серебро и увеличением частных состояний.) и выше, однако, чтобы стать римским всадником, недостаточно было богатства.
Это был почетный титул, который давало государство в лице цензору) Вместе с титулом всадник получал лошадь и деньги на ее содержание. Каждые пять лет цензоры устраивали «переаттестацию» всадников, причем некоторые могли лишиться этого звания.
В новейшей литературе установилось представление о том, что всадничество представляло собой торгово-финаисовую элиту в противовес сенатской земельной аристократии. В последнее время эта точка зрения подвергается пересмотру. Выяснилось, что значительная часть всадников состояла из землевладельцев. Конечно, всадники активно участвовали в деловой жизни общества, однако в основном они играли роль крупных банкиров. Сенаторы также активно участвовали в деловой жизни. Массу же торговцев и владельцев производств составляли лица из низших сословий.
Все остальное население считалось плебсом. Он представлял собой разнородную группу, включавшую как сравнительно богатых людей, так и неимущую массу.
Плебс делился на городской и сельский. Если первый постепенно превращался в неимущий люмпен-пролетариат, то второй был по преимуществу сословием мелких землевладельцев.
Несмотря на отсутствие правовых барьеров, римские сословия оставались довольно замкнутыми, и выходцы из низов были практически лишены возможности войти в высшее сословие.
Особую категорию римских граждан составляли вольноотпущенники. Получив свободу, раб обретал и ограниченные права гражданства. Ограничены были и права его детей, либертинов. Обладая этим комплексом «социальной неполноценности» и не имея возможностей для государственной карьеры, либертнны активно участвовали в производительной жизни общества. Их роль в ремесле и торговле была весьма значительна.
Высшим государственным органом республики считалось народное собрание. В Риме существовало три типа, комяций: куриатные (собрания патрициев по куриям), центуриатные и трибутные. В основе цептуриатпых комиций лежало деление по имущественным классам, каждый из которых выставлял определенное число центурий(Первоначально они совпадали с военными центуриями. В период развитой республики между военными и избирательными центуриями уже не было ничего общего, кроме названия.). Всего насчитывают 5 классов. Согласно конституции Сервия Туллия I класс выставлял 80 центурий, II, III и IV — по 20, а V — 30. К ним были добавлены 18 центурий всадников, 4 центурии ремесленников и музыкантов и 1 центурия пролетариев, т.е. лиц, не обладавших низшим цензом — в 12,5 тыс. сестерциев. В период между 241 и 238 гг. распределение центурий было изменено. Каждый класс (с I по V) получил равное число центурий — по 70. Число центурий всадников, ремесленников и пролетариев осталось тем же.
Трибутные комиций возникли из сходок плебса по территориальным округам — трибам.
После 287 г., согласно закону Гортензия, их решения стали обязательными для всего народа.(Каждая триба имела один голос. Всего в Риме было 35 триб (4 городские и 31 сельская).
Строгого разделения функций между разными комициями не было, и это позволяло магистратам маневрировать. По установившейся практике в III — I вв. до н.э. основные законы проходили через трибутные комиций. Они же избирали низших магистратов (квесторов, эдилов и др.). Центуриатные комиций решали вопросы войны и мира и выбирали высших магистратов (консулов, преторов, цензоров).
Оба собрания не имели законодательной инициативы. Они могли собираться только по инициативе должностного лица и давать ответ на его предложение. Свободы дискуссии в комициях пе было. Что касается куриатных комиций, то они утратили свое значение и перестали собираться.
Текущая политика осуществлялась должностными лицами, которые назывались магистратами. Рим не знал деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Большинство высших магистратов имели так называемый империй, совокупность прав, включавшую в себя военное командование, власть в области юрисдикции, право созывать сенат и народное собрание, право издавать правовые нормы, касающиеся частных вопросов, и некоторые религиозные полномочия.
Всем римским магистратурам присущи общие черты: выборность(Кроме временной магистратуры диктатора.), безвозмездность, временность (для большинства магистратур — сроком на один год), коллегиальность(Кроме диктатора.).
Во главе республики по-прежнему стояли два ежегодно избираемых консула. Консулы были главами государства и верховными главнокомандующими с высшим империем. Их именами назывался год. Младшими коллегами консулов были преторы, избираемые на тот же срок. Они также имели империй, но основной их функцией было руководство судом. Раз в пять лет выбирались два цензора, срок власти которых длился 18 месяцев. Цензоры составляли списки граждан и проводили ревизию сената и всадничества. К числу более мелких должностных лиц относились эдилы, игравшие роль надзирателей за состоянием города и ведавшие устройством государственных празднеств и прочих зрелищ (что связывало эту должность с большими личными затратами), а также квесторы, выполнявшие функции казначеев. Особое место занимали народные трибуны, избираемые на год числом 10 человек. Они могли вносить законопроекты и налагать veto (букв, «запрещаю») надгешения всех магистратов и сената; империя трибуны не имели. Вce вышеупомянутые должности были ординарными. В особо важных случаях избирались или назначались экстраординарные магистраты, наиболее значительным из которых был диктатор, Он назначался на шесть месяцев одним из консулов по специальному решению сената и обладал всей полнотой власти. По сути дела, назначение диктатора было временной реставрацией монархии. Против него не действовало ни право апелляции, ни трибунское veto. Диктатор назначал себе помощника, именуемого начальником конницы?
К III в. до н.э. установились иерархия должностей и последовательность их прохождения.
После исполнения должностей квестора, эдила и народного трибуна (для плебеев) можно было выставлять свою кандидатуру на должности претора и консула. Из бывших консулов избирались цензоры и при случае назначались диктаторы.
Доставленный из бывших магистратов сенат формально считался консультативным советом при магистратах. Тем не менее, поскольку ни лишенное инициативы народное собрание, ни постоянно меняющиеся магистраты не могли эффективно осуществлять повседневную политику, сенат превратился в правительство. Его власть основывалась не столько на законах, сколько на существовавшей практике. Сенат монополизировал финансы, внешнюю политику и дела, связанные с культом. Он ведал также организациой военных действий. Вскоре сенат присвоил себе роль арбитра в случае конфликтов между магистратами. Это был постоянно действующий орган.
Списки сената составлялись цензорами. В период республики число сенаторов равнялось приблизительно 300.
Роль сената увеличивалась благодаря ещё одному обстоятельству. Рим не имел писаной конституции. Она слагалась из различных правовых норм, принятых в разное время. В такой ситуации велика была роль неписаных правил и практики. Контроль сената над политической жизнью общества усиливался еще и тем, что из числа его членов избирались судебные комиссии.
Римскоe общество и государство были сильно милитаризованы. Агрессивные войны привели к тому, что в Риме, по сути дела, существовала всеобщая воинская повинность.
Любой гражданин от 18 до 60 лет мог быть призван в легионы. В периоды максимального военного напряжения Рим мог выставить несколько сот тысяч солдат, чего не способен был сделать ни один из его противников.
Огромные ресурсы Рима и были одной из основных причин последовавших в III—II вв. до н.э. крупных завоеваний.