О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации
Принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта Федерации происходит в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»[173]. Согласно этому закону принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется на добровольной основе. В ходе данной процедуры должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.
Принятие нового субъекта в Российскую Федерацию. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.
В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.
Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора выступает иностранное государство. Президент Российской Федерации уведомляет о данной инициативе Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и проводит с ними соответствующие консультации.
Международный договор, заключаемый между Российской Федерацией и иностранным государством по поводу вхождения последнего или его части в состав России, может предусматривать следующие моменты:
а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации;
б) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;
в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;
г) действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
д) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.
После того как Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор конституционным, договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, в котором определяются наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Федеральный закон о ратификации международного договора и федеральный конституционный закон принимаются палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном для принятия подобных актов.
Изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации. Предложение, направленное на имя Президента Российской Федерации, должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:
а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;
в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;
г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.
Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации, назначение, подготовка и проведение которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Федерации о референдуме.
Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта не получил хотя бы в одном из заинтересованных субъектов одобрения, то повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год.
Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации.
Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Проект указанного закона, вносимый Президентом Российской Федерации, должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации, заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:
а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;
б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;
в) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями;
г) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта Российской Федерации;
д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
е) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в соответствующем порядке. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
В 2003-2007 гг. в Российской Федерации были осуществлены пять объединительных проектов, затронувших сложносоставные субъекты Федерации. В ходе референдумов, состоявшихся на территории соответствующих субъектов, были приняты решения об их объединении.
Таблица 1.
Результаты объединительных референдумов в Российской Федерации[174]
Дата проведения референдум | Новый субъект | Объединившиеся регионы | Явка избирателей, % (по субъектам) | Голоса «за объединения (по субъектам), % |
07.12.2003 г. | Пермский край | Пермская обл., Коми-Пермяцкий АО | 62,4 65,64 | 83,81 89,69 |
17.042005 г. | Красноярский край | Красноярский край, Таймырский АО, Эвенкийский АО | 62,69 62,9 79,92 | 92,43 69,95 79,87 |
23.10.2005 г. | Камчатский край | Камчатская область, Корякский АО | 55,74 76,71 | 84,99 89,04 |
16.04.2006 г. | Иркутская область | Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский АО | ||
11.03.2007 г. | Забайкальский край | Читинская область, Агинский Бурятский АО | более 80 более 90 | свыше 90% свыше 90% |