Тема 3. Истоки российской цивилизации. Киевская Русь
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Тема 1: Сущность, формы и функции исторического знания
1. Предмет истории и ее место в системе наук. Методы и принципы исторического познания
Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Основные направления современной исторической науки. Понятие «историческое знание».
2. Основные концепции исторического процесса
Существует ли единая мировая цивилизация? Формационный подход к историческому процессу. Концепция материалистического объяснения истории К. Маркса. Принципы единства человечества, детерминизма, прогресса. Общественно-экономические формации. Производительные силы и производственные отношения. Способ производства. Базис и надстройка. Достоинства и недостатки формационного подхода. Понятие «цивилизация». Цивилизационный подход к историческому процессу, его сущность и варианты. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. О. Шпенглер о культуре и цивилизации. А. Тойнби о цивилизациях и этапах их развития. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода.
3. Исследователь и исторический источник
Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. Русская историческая школа. Этапы развития исторической науки. Варианты периодизации истории.
Вопросы для самопроверки
1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?
2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.
3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?
4. Каковы функции исторического сознания?
5. Кто является автором теории общественно-экономических формаций?
6. Какова сущность материалистического объяснения истории?
7. В чем конкретно состоят достоинства и недостатки формационного подхода?
8. Каков исходный тезис теории локальных цивилизаций?
Основные термины и понятия:цивилизация, общественно-экономические формации, источниковедение, историография
Тема 2: Формирование основных институтов человеческого общества и древнейших цивилизаций
1. От общинно-родового строя к эпохе классообразования
Первобытная эпоха человечества. Варианты периодизации древнейшей истории. Палеолит, мезолит. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолит. Энеолит. Разложение первобытно-общинного строя. Вызревание институтов классового общества. Становление частной собственности. Зарождение эксплуатации и общественных классов (классогенез). Складывание государства и права (политогенез). Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.
2. Особенности и специфика государств Древнего Востока
Эпоха ранней древности (конец IV– конецIIтыс. до н.э.). Древнеегипетская деспотия. Шумеро-аккадский период. Ассирия и Вавилон воIIтыс. до н.э. Первые цивилизации на территории Индии и Китая. Эпоха расцвета древних государств (конецII– конецIтыс. до н.э.). Месопотамия. Персидская держава Ахаменидов. Эпоха поздней древности. Китай. Сасанидская держава. Индия. Древние индоевропейцы в Азии. Арии.
3. Цивилизации Древней Греции и Рима: государство, общество, культура
Особенности античного мира. Феномен классического рабства. Древняя Греция. Полис как социальная, политическая и экономическая система. Типы полисов. Афины – пример демократического полиса. Борьба демоса и аристократии. Спарта – пример олигархического полиса. Органы власти и разряды населения в Спарте. Особенности спартанской экономики. Борьба за гегемонию в Греции. Афинский и Пелопоннесский союзы. Греческая колонизация. Греко-персидские войны. Восточный поход Александра Македонского. Эллинистические государства.
Древний Рим. Периодизация истории Древнего Рима. Царский период. Римская республика. Борьба демоса и аристократии. Законы 12 таблиц. Классовая структура древнеримского общества. Органы власти римской республики. Римская внешнеполитическая экспансия. Кризис полисной системы. Гражданские войны. Империя. Сущность Принципата. Политическая система и социально-экономическое развитие Рима в эпоху Принципата. Кризис IIIвека. Доминат. Кризис античной цивилизации. Падение Западной Римской империи. Роль античной культуры в становлении европейской цивилизации.
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите о вариантах периодизации первобытной эпохи человечества, основных этапах развития.
2. Охарактеризуйте основные признаки общины и ее эволюцию.
3. В каких государствах Древнего Востока деспотическая форма правления получила наибольшее развитие?
4. Расскажите о развитии рабовладельческих отношений в древневосточных государствах.
5. В каком государстве были приняты первые из известных нам законов?
6. Назовите характерные черты каждого этапа истории древневосточных государств, приведите конкретные примеры.
7. Каковы место и роль античных государств во всемирной истории?
8. Охарактеризуйте античные цивилизации как зародыши всех последующих экономических формаций.
9. Охарактеризуйте формы государственного устройства Древней Греции и Древнего Рима.
10. Назовите важнейшие социально-политические и социально-экономические реформы античных государств, охарактеризуйте их значение.
Основные термины и понятия:питекантроп, синантроп, неандерталец, патриархат, матриархат, классогенез, политогенез, номы, деспотия, патриархальное рабство, классическое рабство, эллины, «минойская культура», олигархия, тиран, ареопаг, патриции, плебеи, народные трибуны, латифундии, прокуратор
Тема 3. Истоки российской цивилизации. Киевская Русь