Общественный строй Древнего Египта
Социальная структура древнеегипетского общества была типичной для раннерабовладельческих государств Востока. Господствующим классом были рабовладельческая знать и жречество. Три условия определяли социальный статус знатного человека: 1) происхождение (древность рода); 2) размер земельной собственности; 3) занимаемая должность. Последнее условие было решающим, поскольку Египет был страной рабства, и все подданные именовались «мерет» (слуги царя). Теряя должность, человек мог лишиться не только собственности, но и головы.
В конце Древнего царства центральная власть ослабевает, провинциальная аристократия добивается почти полной независимости. Наступает распад.
В период Среднего царства усиливается централизация, растет влияние царской власти при одновременном сохранении привилегий представителей номовой и родовой столичной аристократии, объединенных общим названием «серы» (егип. — именитые, вельможи). Титулы, должности и имения становятся наследственными, имение аристократа («дом отца моего») — неприкосновенным. Высоким было положение номархов, из их среды даже вышли две царских династии — XXIV и XXX. Им воздвигали статуи, для них строили роскошные гробницы, их прах покоился в дорогих саркофагах. Обладавшие значительной властью на местах, в периоды упадка власти фараонов, серы добивались расширения своих прав и полномочий, вплоть до права самостоятельно принимать законы (при X гераклеопольской династии). При усилении центральной власти фараоны стремились ограничить могущество серов, выдвигая на руководящие посты людей из низших сословий (выдвиженцы из немху при Аменхотепе IV (Эхнатоне).
С усилением социального расслоения общества растут частные хозяйства, в общинах также наблюдается расслоение и обособление мелких собственников. Постепенное усиление номов приводит к распрям внутри страны, что делает Египет легкой добычей гиксосов.
В период Нового царства усиливается власть фараона и жречества. Достигает высокого уровня государственный бюрократизм. Позиции аристократии постепенно ослабевают, и она вынуждена считаться с усилением царского деспотизма и ростом влияния жречества.
Огромную роль во всех сферах общественной жизни играли жрецы. Помимо отправления культовых функций, они занимались медициной и воспитанием молодежи, выступали в роли советников власти и прорицателей, обеспечивая себе роль защитников душ людей в царстве мертвых, руководили строительством инженерных сооружений, осуществляли тайные обряды посвящения и т.д. Жреческое звание становится наследственным, назначение на церковные должности в их руках. Однако усиление жречества вступало в противоречие с царской властью, которая, как это было в большинстве стран, стремилась к ограничению влияния религиозных деятелей на государственное управление при безусловном сохранении ее влияния на народные массы.
Влияние жречества не вполне успешно пытался ограничить Аменофис (Аменхотеп IV), царь из XVIII династии, женатый на Нефертити, вошедшей в историю в качестве одного из эталонов женской красоты. Вступив на престол молодым человеком, Аменхотеп IV предпринял религиозную реформу, суть которой заключалась в замене пантеистической традиции монотеизмом. Им было создано учение о едином боге Атоне, изображавшемся в виде солнечного диска с распростертыми для благословения руками. Аменхотеп IV перенес столицу во вновь построенный для этой цели г. Эхетатон («Светлое место Атона»), а себя стал называть Эхнатоном («Угодный Атону»). Однако, увлекшись религиозными преобразованиями, Эхнатон проглядел усиливающуюся позицию хеттов и внутреннее сопротивление своим реформам. Двое его преемников не смогли закрепить реформ, а Тутанхатон («Подобающий жизни Атон») сменил имя на Тутанхамон («Подобающий жизни Амон»), что означало отход от линии его тестя (у Эхнатона не было сыновей). Впоследствии эти фараоны были преданы анафеме как еретики, а реформа Эхнатона полностью заглохла.
Огромное значение играла сельская община. Это было связано прежде всего с трудностями ведения сельского хозяйства, что являлось главной причиной ее живучести. Община была коллективным собственником земли и различного рода угодий, управлялась общим собранием, советом и старейшиной. Особые общинные советы (джаджаты) регистрировали акты продажи, следили за состоянием каналов, рассматривали имущественные тяжбы. Семьи, входящие в общину, наделялись землей.
Общинный сектор в Египте постепенно поглощаетя дворцово-храмовым хозяйством, основанном на рабском труде, а среди общинников (неджес — маленькие) намечается серьезное расслоение. Одни разорялись по мере дробления земли между наследниками, теряли землю, а вместе с тем и свободу, переходили на работу в имения знати и дворцово-храмовые хозяйства. Порой их положение приближалось к положению раба. Другие (сильные неджес) поднимались до уровня среднего достатка, сливаясь по своему социальному статусу с мелким жречеством и чиновничеством, ремесленниками, зажиточными горожанами. Они составляли основу войска. Нередко местная знать использовала их в борьбе за усиление своего влияния в противовес центральной власти, что также способствовало превращению их в представителей господствующего класса.
Категорию людей, связанных с хозяйством фараона, владевших царской землей или ее арендующих на льготных условиях, составляли хентиуше (егип. — находящиеся перед прудом-садом). Высшие хентиуше состояли в штате дворца в качестве поставщиков продовольствия, низшие населяли припирамидные поселения и выполняли функции служителей при умершем фараоне (совершали жертвоприношения и т.д.).
Остальное свободное простонародье именовалось немху (егип. — сироты). Все представители низшего (второстепенного) сословия именовались семдетами (егип. — профессия) и делились по профессиональному признаку (земледельцы, ремесленники, охотники, пастухи). В Египте существовало своеобразное кастовое деление (жрецы, воины, пастухи коров, свинопасы, мелкие торговцы, толмачи, кормчие). Хотя кастовость и не имела такого значения, как в Индии, где это был системообразующий фактор, но была заметно ощутимой. Так, свинопасы не могли вступать в брак с представителями других профессий, хотя в целом браки между представителями так называемых второстепенных сословий, а также между представителями разных каст, включая рабов, не были запрещены. Особое положение свинопасов объясняется тем, что свинья считалась нечистым животным, хотя свинина употреблялась в пищу. Особое положение было у касты воинов. Ее представители — каласирии (нубийские пехотинцы) и гермотибии (кавалеристы) не могли заниматься никакой иной деятельностью, кроме военной службы. Помимо этого, они служили телохранителями высших представителей власти. За службу они наделялись земельными участками, не облагаемыми налогами, а также получали продукты питания.
Формально свободные люди, не имевшие собственных средств производства, относились к хему несут (царским рабам). Они несли фиксированные повинности, могли быть переданы на определенный срок в храмовые и частные хозяйства, подлежали набору в войско. Как правило, эта категория людей не имела ни семьи, ни средств производства. Орудиями труда и рабочим скотом их снабжало государство, строго учитывая весь произведенный продукт. В Египте все платежи производились натурой, существовал продуктообмен, однако во времена Нового царства, появляется некое подобие всеобщего эквивалента в виде медной спирали, а затем медного кольца (дебен). Со временем вес дебена становится своеобразной единицей стоимости. В VI в. до н.э., после завоевания Египта персидским царем Камбизом, начинается чеканка серебряной монеты.
Рабов, как и иные группы населения, находившихся на положении, напоминающем крепостную зависимость, в Древнем Египте обозначали общим термином «мерет». Рабство существовало уже в период Раннего царства, но длительное время оно сохраняло патриархальные черты. Источниками рабства были война, долги, кобальные условия аренды (от 1/3 до 5/6 доли урожая). Роль рабского труда возрастала в периоды победоносных войн (например, при XVIII династии). Наибольшее количество баку (рабов) сосредоточивали храмовые хозяйства. Рабский труд использовался в строительстве ирригационных сооружений, при возведении пирамид, дворцов и других крупных трудозатратных объектов. О колоссальности рабского труда свидетельствует интересный подсчет Наполеона: на строительство трех пирамид в Гизе было использовано столько блоков, что их могло бы хватить для сооружения стены вокруг Франции высотой в 3 м и толщиной в 30 см.
В эпоху Нового царства периодически производились смотры трудового населения для насильственного назначения на работу в государственных или храмовых имениях, в ремесле и пр. Урожай земледельца подлежал строгому учету и контролю. Так, на одном из дошедших до нас рисунков изображена сцена наказания земледельца, укрывающего от власти ячмень.