Этносы самарского края. украинцы.

Введение

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков проводилась на базе этнографического музея Самарского государственного института культуры в виде этнологической практики.

Цели практики:

§ ознакомление с деятельностью учреждений культуры, связанных с сохранением и популяризацией этнокультурного наследия;

§ освоение методики сбора, обработки и анализа этнологического и фольклорного материала;

§ знакомство с особенностями проведения празднично-обрядовых мероприятий и работы центров народной культуры.

Задачи практики:

· закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения;

· знакомство с деятельностью учреждений культуры, связанных с сохранением и популяризацией этнокультурного наследия;

· освоение методологии, методов и методики сбора, обработки и анализа этнологического, фольклорного и краеведческого материала;

· изучение этнокультурной специфики населения Самарского края;

· знакомство с нормативными документами, связанными с сохранением и использованием культурного наследия.

Отчет о проделанной работе

Фамилия, имя, отчество_Цуканова Оксана Николаевна___

Название базы практики__Самарский государственный институт культуры и искусств_

Руководитель практики от учреждения - базы практики

(ФИО, должность)__Ведерникова Тамара Ивановна, кандидат исторических наук, доцент_

Руководитель практики от академии (ФИО, должность)_ Ведерникова Тамара Ивановна, кандидат исторических наук, доцент_

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Дата Содержание, объем работы Название отдела учреждения - базы практики Кол-во часов Замечания, предложения студента Замечания, предложения руководителя Подпись руководителя практики
18.01.2015 Ознакомительная лекция. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с коллективом, базой практики и видами деятельности музея Музей этнографии СГИК нет Замечаний нет
19.01.2015 Знакомство с фондами музея по русской культуре Музей этнографии СГИК нет Замечаний нет
20.01.2016 Знакомство с фондами музея по башкирской культуре Музей этнографии СГИК Очень хороший лекционный материал, но не достает визуального представления о некоторых предметах быта Замечаний нет
21.01.2016   Знакомство с фондами музея по мордовской культуре Музей этнографии СГИК нет Замечаний нет
22.01.2016   Знакомство с фондами музея по чувашской культуре Музей этнографии СГИК нет Замечаний нет
23.01.2016 Знакомство с фондами музея по татарской культуре Музей этнографии СГИК Не всем предметам музея сопутствуют таблички с описанием Замечаний нет

Индивидуальные задания

В качестве индивидуального задания выполнялся реферат на тему «Этносы Самарского края. Украинцы». Реферат представлен в Приложении 1.

Заключение

Практика по получения первичных профессиональных умений и навыков проводилась в этнографическом музее кафедры теории и истории культуры. Там собраны предметы быта народов Поволжья – русских, украинцев, татар, ухбеков, башкиров, чувашей, мордвы, а также широко представлен народный костюм каждой из национальностей. Особый интерес представляет коллекция кукол, наряженных в костюмы разных народов мира.

Таким образом можно сделать заключение, что теоретические знания , умения и навыки по предметной области в ходе прохождения практики были закреплены и расширены. Состоялось знакомство с деятельностью учреждения культуры, связанного с сохранением этнокультурного наследия – музеем.

В ходе практики была освоена методология, методика сбора, обработки и анализа этнологического, фольклорного и краеведческого материала. Значительная часть времени была уделена изучению этнокультурной специфики населения Самарского края. По мере необходимости происходило знакомство с документами, связанными с сохранением и использованием культурного наследия.

Таким образом, задачи практики по получению первичных профессиональных умений и навыков были достигнуты в полной мере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бежкович, А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян: Определитель. – М., 1959. - 254 с.

  1. Бреднев Ф.Д.. Мое село: былое. - Нефтекамск : Нефтекамский дом печати, 2012. – 152 с.

3. Громов, Г. Методика этнографических экспедиций. – М.:МГУ, 1966.

4. Итс, Р. Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие. – Изд. 2-е. – Л.: Изд. ЛГУ, 1991.

  1. Сорок пять созидательных лет: Книга очерков, публикаций, рассказов, зарисовок об истории и современности Нефтекамска. – Нефтекамск: Нефтекамская городская типография, 2008. – 368 с.

6. Татары. – М.: Наука, 2001. – 583 с.

Приложение 1

Реферат

Этносы Самарского края. Украинцы.

Доподлинно неизвестно, когда в самарских краях появились первые украинцы, но легенда передает, что на месте нашего города в 1357 году побывал сын черниговского боярина Феодора Бяконта митрополит Киевский и всея Руси Алексий.

Живописные берега Волги и впадающей в нее Самары понравились святителю, и он объявил, что со временем «будет воздвигнут тут город великий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет». Впоследствии благодарные самарцы признали Алексия покровителем города, построили в честь него часовню и основали братство, назвали его именем городскую площадь и улицу.

Шло время. В 1586 году была воздвигнута самарская крепость, а в 1670 ее жители открыли ворота отрядам Степана Разина, уроженца казацкой «малороссийской» станицы Зимовейской. В войске атамана служило много украинцев. Один из них, Алексей Хромый, известный как Леско Черкашенин, стал побратимом и ближайшим сподвижником Разина. Отряд Черкашенина некоторое время находился в Самаре, а сам он был избран городским атаманом. Предание повествует, что после поражения Разина под Симбирском в 1670 году 50 украинских казаков ушли на реку Большой Кинель, основав первое украинское поселение. Официальной же датой появления украинцев в тех местах принято считать 1744 год, когда была построена Черкасская слобода (ныне село Кинель-Черкассы).

Здесь обосновались около 40 семей из большой партии украинцев, навербованных российским правительством для освоения оренбургско-самарского края. Свое название слобода получила от употреблявшегося в России наименования украинцев и украинских казаков – черкасы (вероятно, по городу Черкассы – центру украинского казачества). Широко употреблялось и другое название украинцев – малороссияне.

Примерно в те же годы правительство пригласило на Волгу для транспортировки соли с озера Эльтон украинских чумаков, занимавшихся торгово-перевозным ремеслом. Они основали несколько поселений – слобод, в том числе Пестравку (ныне райцентр Самарской области) и Покровскую слободу, ставшую столицей волжских украинцев (сейчас город Энгельс Саратовской области). К 1816 году в Поволжье насчитывалось 17 слобод солевозов, в которых проживало более 26 тысяч человек. Рачительные хозяева, украинцы смогли быстро наладить свой быт и достигнуть немалого благосостояния. Наблюдательные современники отмечали их материальный достаток, добродушный, общительный нрав, внушительность основанных ими поселений.

В 1773 году в Поволжье заполыхала крестьянская война под руководством казака той же «малороссийской» Зимовейской станицы Емельяна Пугачева. И в его армии было немало украинцев. Повстанческий отряд создается в Кинель-Черкасской слободе, к пугачевцам присоединяется около 900 покровских украинцев. Значительная часть волжских украинцев, однако, отказалась принимать участие в кровавой гражданской войне ХVIII века.

Следующее столетие ознаменовалось интенсивным переселением украинцев в Среднее Поволжье. На свободные земли двинулись крестьяне из густонаселенных Киевской, Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний, украинцы из-под Воронежа и Курска. Основанным селам и хуторам зачастую даются «говорящие» названия: Киевский, Черниговский, Харьковка, Новая Полтава, Черкасский, Новая Волынь... К концу ХIХ века в Самарской губернии насчитывалось около 120 тысяч украинцев, которые проживали почти в 300 селах, деревнях, слободах и хуторах. Пальму первенства держали Николаевский и Новоузенский уезды – соответственно 94 и 83 поселения. Далее следовали Бугурусланский, Бузулукский и Самарский уезды. В Бугульминском было всего 5 населенных пунктов, где проживали «малороссияне», а Ставропольский так и остался в стороне от украинской колонизации. Городское украинское население было немногочисленным.

Любопытно, что в 196 случаях украинцы предпочитали жить обособленно от других этнических групп, в 79 – допускали соседство с русскими. Эту характерную особенность пометили и авторы капитального географического описания России: «Малоруссы живут частью отдельными слободами, частью вместе с великоруссами, но почти никогда с другими народностями». Показательна и запись в церковной летописи села Николаевки (ныне Волжского района): «Живут, как истые малороссы, с великороссами не мешаются, т.е. не вступают в брак с великоросиянами, если и берут некоторые на воспитание детей у земского благотворительного заведения, они в среде воспитывающих их становятся истыми малороссами».

О быте и общественной жизни самарских украинцев имеются свидетельства авторов ХIХ – начала ХХ веков. Им нравились трудолюбие, честность и живой ум «малороссиян», их приверженность традициям дедов и отцов.

Сохранялся устойчивый интерес к Украине и украинской культуре. Так, покровцы в 1900 году организовали два драматических кружка, которые быстро освоили репертуар украинской классической драматургии. В губернии проходят гастроли украинских артистов и театральных трупп, в самарском театре играла талантливая украинская актриса М.К. Заньковецкая.

С самарской землей связана жизнь и деятельность многих выдающихся украинцев. В сентябре 1857 года, возвращаясь из ссылки, Самару посетил Т.Г. Шевченко. Поэт оставил запись в своем дневнике: «Огромнейшая хлебная пристань на Волге, приволжский Новый Орлеан! И нет порядочного трактира! О, Русь!..» В 1873-1875 годах в Самаре служил судебным следователем и публиковал театральные рецензии в «Самарском справочном листке» популярный впоследствии киевский фельетонист П.А. Андреевский. В 1870 годы видный украинский этнограф П.С. Ефименко работал секретарем Самарского губернского статистического комитета. В 1883 году в Самаре жил и работал знаменитый журналист В.А. Гиляровский, а писатель В.Г. Короленко в 1888 году сделал рисунок «Начало Жигулей у Ставрополя». С 1901 по 1910 год архитектором Самарской городской управы был Ф.А. Черноморченко, построивший ряд примечательных зданий города.

Первая мировая война резко увеличила численность украинского населения Самарской губернии, в результате переселения, эвакуации, размещения воинских частей число украинцев достигло 320 тысяч человек. Заметно возросло украинское население губернского центра. Февраль 1917 года, провозгласивший демократические свободы, ускорил возрождение украинской государственности, которую горячо приветствовали украинцы, проживавшие на территории России. 29 марта в зале Самарского общественного собрания была организована украинская Рада, а через месяц в Самаре появилось Украинское войсковое товарищество имени гетмана Дорошенко. Война продолжалась, и украинцы из дислоцированных в Самаре и губернии воинских подразделений добились формирования национальных частей и отправки их на фронт.

Неменьший патриотизм проявило и гражданское население. Украинская общественность Самары направила в городскую Думу заявление по поводу Самарского знамени, которое в свое время жители города послали болгарским дружинам, сражавшимся против турецких поработителей. Поскольку теперь Болгария предала общеславянские интересы и выступила на стороне Германии, украинцы настаивали на возвращении святыни в Россию. 8 октября в Самаре прошел Съезд представителей украинских организаций губернии, наметивший широкую программу культурного развития украинского населения.

Установление большевистской диктатуры и гражданская война стали общей трагедией всех народов России. Самарская украинская Рада прекратила свое существование. Зато появилась секция украинских коммунистов при губкоме РКП(б) и украинский подотдел губернского отдела народного комиссариата по делам национальностей. Они вели большевистскую пропаганду в губернии, формировали коммунистические группы из «украинцев без различия пола и национальности» для отправку на Украину и пытались даже создать Первую Червонную Днепровскую дивизию. Украинская интеллигенция отказывалась сотрудничать с коммунистами, а крестьянство украинских сел участвовало в мощных антибольшевистских восстаниях, сотрясавших Среднее Поволжье.

Ужасный голод в Поволжье жители Украины приняли близко к сердцу. Одна только Полтавщина приютила 10 тысяч детей с Волги. Многие из них так и остались потом на Украине. В 1921-1922 годах Украина направила в Поволжье и другие регионы России более 31 миллиона пудов хлеба. Кстати, организация борьбы с голодом в Самарской губернии легла на плечи тогдашнего председателя губисполкома и горсовета украинца В.А. Антонова-Овсеенко.

В 1920-1921 годах в губернии еще работали 22 украинские школы первой ступени, 3 детских дома, 32 народных дома и избы-читальни, клуб, 7 библиотек и 10 пунктов ликвидации неграмотности. В последующие годы упоминается лишь 12-15 украинских школ, которым уже был отмерен недолгий век.

В 1932 году в Средневолжском крае начали издавать газету на украинском языке «Путь к коммунизму». Успело выйти 56 номеров. В 1932-1933 годах сталинское руководство нанесло жестокий удар по украинским школам и печати в России. Волна политических репрессий, прокатившаяся по стране, окончательно сняла с повестки дня вопросы национального развития и просвещения. Из погибших безвинно военачальников назовем командующих войсками Приволжского военного округа украинцев И.Ф. Федько и П.Е. Дыбенко.

Отметим и такие факты культурной жизни Самары-Куйбышева. В 1931 году солисткой оперного театра стала выдающаяся украинская певица О.А. Петрусенко. И в том же году на должность главного хормейстера театра был принят сын основоположника украинского профессионального театра В.М. Кропивницкий. А одним из самых популярных артистов драмтеатра был украинец П.Я. Свичеревский, расстрелянный в разгар сталинских репрессий в 1938 году.

Во время Великой Отечественной войны в Куйбышевскую область поступило оборудование Первомайского, Черкасского и Одесского сахаро-песочных заводов, Очаковского кирпичного завода, в Сызрань эвакуировали Днепропетровский завод химпластмассы, в Похвистнево – Павлоградский обозостроительный завод и Киевскую фабрику головных уборов. Украинцы самоотверженно трудились на оборонных предприятиях области, находившиеся в Куйбышеве киевские художники помогали оформлять «Окна ТАСС», на куйбышевской сцене пел народный артист СССР И.С. Козловский, с пламенной речью на антифашистском митинге в феврале 1942 года выступил украинский кинорежиссер и драматург А.П. Довженко.

Украинцы-волжане мужественно сражались на фронтах, Героями Советского Союза стали Сергей Зинченко из Большечерниговского района, исаклинец Иван Зиненко, уроженец села Павловка Алексеевского района Иван Ефименко...

Через девять лет после войны в Куйбышеве, как и во всем Советском Союзе, было помпезно отмечено 300-летие присоединения Украины к России. Приветствовалось «братание» различных областей страны и подписание между ними договоров о социалистическом соревновании. Тесные производственные и культурные контакты Куйбышевская область наладила с Полтавщиной. Встречи жителей двух регионов и обмен делегациями вышли за казенно-бюрократические рамки и способствовали взаимному сближению русских и украинцев. В Куйбышев часто приезжали на гастроли театральные коллективы из различных городов Украины, здесь выступали выдающиеся украинские исполнители.

В то же время ассимиляционные процессы и государственная политика денационализации неумолимо накладывали отпечаток на жизнь украинского населения в России. Самарские средства массовой информации, анализируя областные итоги Всесоюзной переписи 1989 года, писали, что «наименьший удельный вес назвавших родным язык своей национальности – среди украинцев: 39,4%. Этот язык находится в наихудших условиях, его нет даже в школах как предмета преподавания».

Распад огромной многонациональной империи, образование Украинской державы и демократические преобразования в России благоприятствовали пробуждению национального самосознания российских украинцев. Появляются национально-культурные центры, создается объединение украинцев России, в ряде регионов открываются украинские школы.

Самарский украинский национально-культурный центр «Проминь» был создан 27 декабря 1992 года. А в мае следующего года его члены активно участвовали во встрече представительной делегации из Днепропетровска, которая подписала с руководством Самары договор о побратимстве.

24 мая 1994 года в селе Николаевке Волжского района состоялся первый областной праздник украинской литературы, в организации которого большую помощь оказали украинцы – начальник областного управления культуры С.П. Хумарьян (Белоноженко) и глава администрации района В.И. Явон. Через месяц прошла учредительная конференция Ставропольского-на-Волге украинского землячества «Днипро». И уже несколько лет в Тольятти проводятся впечатляющие шевченковские фестивали с участием артистов из Украины.

Праздники украинской культуры стали доброй традицией самарских украинцев. Назовем здесь Шевченковский март в селе Малороссы Волжского района, праздники в селе Богдановке Кинельского района и райцентре Исаклы, национальную украинскую программу в областных фестивалях национально-культурных центров, областной праздник украинской песни. Кстати, хоровой коллектив «Проминя» стал дипломантом Международного украинского фестиваля в Киеве в 2000 году и завоевал второе место во Втором всероссийском фестивале-конкурсе им. А. Кошица. В Самаре периодически проводятся встречи украинцев различных регионов Украины, проживающих в городе.

Значительными событиями в жизни украинской диаспоры были гастроли выдающихся украинских певцов Е.С. Мирошниченко и А.Б. Соловьяненко и выступления народного ансамбля песни и танца «Заграва» из города Смела Черкасской области.

«Проминь» хорошо знают в России и Украине. Самарцы были представлены на Всемирных конгрессах украинцев в Киеве и конгрессах украинцев России в Москве. Бессменный председатель «Проминя» М.И. Карпенко избран членом Совета общества «Украина», Украинского Всемирного координационного совета и заместителем председателя Объединения украинцев России. Он был приглашен на встречу с Президентом Украины Л.Д. Кучмой во время его визита в Москву в феврале 1998 года. Активную роль в установлении контактов самарских украинцев с Киевом, Москвой и украинскими организациями Уфы, Оренбурга, Казани сыграл А.В. Бондаренко, немало для популяризации «Проминя» сделали заслуженный артист России А.Я. Пономаренко и работавший первым заместителем начальника областного управления культуры С.А. Бевзенко.

В том, что «Проминь» достойно представлен в многонациональной жизни самарского региона, заслуга многих членов центра: И.А. Глитенко, А.К. Волошко, Р.М. Долгих, Т.С. Шпак, Е.Н. Ляшенко, М.М. Устиновой, М.Т. Глушец...

В архиве украинского центра бережно хранятся грамоты, дипломы, приветствия на русском и украинском языках. Одно из таких приветствий, полученное от чрезвычайного и полномочного посла Украины в Российской Федерации В.Г. Федорова, мы приведем в этом очерке: «Знаем и чтим ваши достижения. Радуемся каждому успеху на пути сплочения и духовного возрождения вашего края. Нам приятно, что эти годы не прошли напрасно, что ваш голос приобретает все более весомое значение и становится активным фактором развития многонациональной культуры вашего региона, дружбы и сотрудничества между Украиной и Россией в целом».

Наши рекомендации