Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются вценностной установке
Ценностная установка ―это предрасположенность целостного отношения субъекта к определенному объекту оценки (предмету, явлению, событию, человеку и т.д.). Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и общения поколения в процессе социализации, обучения, воспитания и т.д. Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности, направляют ее и стимулируют. Осознание индивидами содержания ценностных установок образуют мотив (то есть внутреннее побуждение)деятельности и общения.
Социализация ―процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ―трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.
Воспитание ― 1)в педагогике ―это специально организованное, целенаправленное и управляемой воздействие семьи, коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных институтах и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; 2)в социальном аспекте ―этосоздание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В процессе воспитания призваны участвовать все институты социальной системы общества; чем более скоординирована их совместная деятельность, тем более успешным является этот процесс. Качество воспитания определяется его целями. Высшей целью воспитания является формирование целостной, экогуманистичной, гармонично развитой личности.
***
Г) Культура(от лат. cultura, возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие; cultura было произведено от colo, colere ―взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием) ―применительно кдействительности социального бытия ― 1)система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие «тело» культуры, представлены всем многообразием знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества и присущей ему предметной среды, для его социальных связей и типов личности ― всего, что составляет реальную ткань социума на определенном этапе его исторического развития; 2)общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от стадии «дикости» к стадии «цивилизация»; 3)особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д.; 4)общая система ценностей и представлений того или иного общественного слоя (субкультура); 5)духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности; 6)категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания (артефакты) и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия. В этом понимании культура ―духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом (Ерасов Б.С.).
NB!Противопоставление феноменов материальной культуры (орудий труда, техники, предметов быта и т.д.) и духовной культуры (произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т.д.) необходимо признавать относительным, поскольку любые феномены культуры являются семиотическими (знаковыми) образованиями. Необходимо помнить, что предметы материальной культуры выполняют в человеческой жизни двоякую роль: служа практическим целям, они в то же время выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации. Только во второй своей функции они становятся феноменами культуры. (Ю. Лотман). |
В процессе познания сфер общества курса «Обществознание» содержательно раскрываются ценностные смыслы культуры в их предметной реализации:
• культура корпоративная― сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях;
• культура личности ―системная характеристика меры универсальности человека, с которой он взаимодействует с окружающим миром и самим собой. Культура личности как полиструктурная система на психологическом уровне включает в качестве основных элементов структуры: а) знания и убеждения, которые составляют центральное звено мировоззрения; б)потребности и интересы, преобразующиеся в ценности; в)волю, умения и навыки, образующие способности личности. Они развиваются и реализуются в процессе творческой деятельности. На деятельностном уровне принято выделять интеллектуальную, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, мировоззренческую, художественную, профессиональную и иные виды культуры личности. Основные сферы жизнедеятельности человека включают производственно-трудовую, научно-познавательную, общественно-политическую, бытовую, досуговую культуру личности;
• культура личности нравственная ―уровень освоения и присвоения господствующих в обществе моральных ценностей (норм, принципов, оценочных представлений, идеалов) и степень их реализации в поступках, поведении личности. Культура личности нравственная ―единство культуры индивидуального нравственного сознания (культура этического мышления и культура нравственных чувств) и культуры поведения(поступка).
Культура поведения подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя культура основывается на мировоззрении и воплощает результаты воспитания. Внешняя культура проявляется в соблюдении этикета как совокупности правил поведения, регулирующих внешние выражения человеческих взаимоотношений (формы обращения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежды, правила учтивости, вежливости, такта и т.д.).
Мировоззрение― совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нем человека, его историческое происхождение и назначение. В форме мировоззрения общественное сознание в целостном виде воздействует на индивида, интегрируя все стороны его деятельности и поведения в способ жизнедеятельности, в смысловую жизненную позицию.
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1)Познавательный ― базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т.д. На основе этих знаний складывается конкретно-научная и универсальная картина мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.
2)Ценностно-нормативный ―включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные программы и т.д., выполняющие функции социальных регуляторов общественного и индивидуального поведения.
3)Эмоционально-волевой ―социально-психологические установки индивида и общества, формирующиеся на основе интериоризации (перехода извне внутрь), превращения в личные взгляды, убеждения, верования, знания, ценности, идеалы, нормы того или иного сообщества, народа, эпохи.
4)Практический ―выражающийся в актуализации обобщенных знаний, убеждений, верований, ценностей, идеалов и норм, реальной готовности человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельства;
• культура мышления ― 1)высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. Культура мышления представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач; 2)совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека. От их усвоения и применения зависят процессы социализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения.
Культурному, то есть ясному, четкому и последовательному, мышлению противостоит хаотическое, путаное, алогично-иррациональное мышление. Культура мыслиявляется синонимом бытия человека в качестве существа разумного, способного рационально ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи, давать адекватную оценку самому себе и всему окружающему. И, наоборот, иррационально-хаотическая мысль свидетельствует либо о психическом расстройстве личности, либо об ее подверженности воздействию бессознательных страстей и эмоций, либо просто об отсутствии эмоциональной культуры.
Наличие культуры мышления необходимо соотносить со следующими признаками человеческого ума:
― последовательность движения мысли, соблюдение законов и правил логического следования;
― мысль должна двигаться по логике рассматриваемого предмета, постигая его закономерность. В этом случае достигается совпадение логики нашего ума с реальными характеристиками предмета (как следствие, необходимо избегать одну из классических ошибок как в устной, так и в письменной речи ― подмены понятий!). Такое достижение предмета дает диалектика как содержательная логика;
― мысль должна двигаться по противоречию в сущности предмета. В таком случае мысль обнаруживает проблемный, творческий характер. Такое движение обеспечивается категорией как формой содержательного мышления.Способность мыслить категориями (понятиями) сосредоточена в диалектике ― методе мышления, основанный на законах: а)единства и борьбы противоположностей, б)отрицания отрицания, в)непрерывной изменчивости природы, и постигающий действительность в ее противоречивости, цельности и развитии. Мышление категориями и достижение творчества ― очень важный признак культурного мышления;
― культурная мысль должна подняться над частными точками зрения и отдельными парадигмами ума. В этом случае мысль становится способной двигаться в межпарадигмальном пространстве и формировать основы любой теоретической позиции. Подобную способность называют рефлексией и ею, в первую очередь, обладает философское мышление. [Парадигма(греч.paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе. Изменение парадигм является научной революцией, исследованию которых, в частности, посвящена фундаментальная работа Т. Куна «Структура научных революций»];
― культура мышления должна включать в себя нравственные измерения. Неясность жизненной позиции дает неясность ума (!), проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены и логически (!);
• культура общения― разновидность человеческой деятельности, направленной на формирование между людьми оптимальных отношений, в основе которых должны быть принципы гуманизма и социальной справедливости.
Культура общения предполагает знание культурных моделей поведения (общих образцов, этикетных предписаний, стратегий) и умение их адекватно применить в конкретной ситуации. Базируется на принципах: равенства, уважения, доброжелательности, доверия, толерантности, альтруизма, тактичности, деликатности;
• культура речи― умение человека открыто и сознательно использовать в публичном выступлении (речи) те элементы единой системы языковых средств, которые позволяют ему наилучшим образом обеспечивать в каждой конкретной ситуации достижение цели выступления (речи). Ошибочно отождествлять понятие «культуры речи» с понятием «правильность речи, или «нормативность языка», потому что абстрактной правильной речи, пригодной для любых ситуаций, для всех случаев жизни, быть не может. Речь есть проявление сиюминутного, непосредственного взаимодействия людей. Поэтому она всегда связана не только с целью высказывания и его содержанием, но и с теми конкретными условиями (временем, местом, обстоятельствами), в которых происходит речевое общение людей. Не следует забывать, чтоотношение речи к мышлению есть отношение формы к содержанию. Сказанное предопределяется правилом, согласно которому построение речи определяется законами грамматики, а процесс мышления ― законами всеобщих связей (!);
• культура труда― качественная характеристика деятельности человека, создающего новые или воспроизводящего существенные материальные или духовные ценности, отличающиеся высоким профессиональным уровнем;
• культура экологическая― совокупность способов деятельности людей, направленных на сохранение и улучшение природных условий существования общества. Культура экологическая по своей направленности является прежде всего способом воссоединения общества и природы с целью преодоления экологического кризиса и сохранения человечества во всей его природно-исторической целостности как явления многомерного;
• культурная антропология(от греч. antropos ― человек и logos ― слово, понятие, учение) ― отрасль обществознания, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Ближе всего соприкасается с этнографией (энтологией), исследующей характерные, традиционные черты культуры народов. Широко использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические этапы.
Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный человеку способ жизни, включающий в себя: а)сознание, б)язык, в)изготовление орудий, г)социальность, д)использование знаков и символов, е)закрепление созданных ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах. Культура рассматривается при этом не сама по себе, а в контексте поведения и взаимоотношений людей, как инструмент адаптации к среде, воздействия на нее, коммуникации, познания, актуализации сущностных сил человека.
Адаптация(от лат. adapto ― приспосабливать, прилаживать, устраивать; в средневековой латыни ― adaptatio ― приспособление) ― термин, обозначающий в биологии процесс приспособления живого организма к условиям существования посредством изменения строения и функций, а также реально возможного изменения некоторых условий среды. В физиологии обозначает процесс физиологической настройки организма (органа) соответственно изменениям внешней среды.
Адаптация социокультурная― взаимодействие личности или социальной группы со своей социальной средой, в качестве которой выступают другие личности, социальные группы, социальные институты, общество в целом, характеризуемые своими культурными чертами. В ходе этого взаимодействия личность (группа) усваивает действующие в обществе культурные нормы, правила, образцы, ценности и стереотипы, традиции, обычаи и нравы и т.п., меняя свой менталитет и приспосабливаясь к актуальной культуре, входя в нее (см. социализация).
Культурная антропология помогает осознать единство и многообразие человечества, обобщить и систематизировать опыт различных народов, связанный с решением хозяйственных, медицинских, педагогических, экологических проблем;
• политическая культура ―представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического полведения всех членов общества.
Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы:
1) познавательный элемент, включающий в себя: политические знания, политическую образованность и способы политического решения;
2) нравственно-оценочный элемент, состоящий из: политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей;
3) поведенческий элемент: политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-поведенческой деятельности, политическое поведение;
• правовая культура― социальное явление, характеризующее качественное правовое состояние личности и общества и выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в уровне правового развития субъекта, степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура ― разновидность социальной культуры, представляющая собой сложное многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры общества и правовой культуры личности:
1. правовая культура общества― уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения.
Как часть общей культурыправовая культура характеризуется следующими чертами: а)состоянием правосознания; б)эффективностью деятельности правовых институтов-норм и институтов-организаций; в)уровнем совершенства законодательства и состояния законности в стране; г)степенью развитости юридической науки и юридического образования; д)соотношением общечеловеческого и национального в праве;
2. правовая культура личности― знание и понимание права. Правовая культура личности тесно связана и опирается на правосознание ― совокупность представлений, взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву.
Основные элементы правовой культуры личности: а)правосознание человека; б) правомерное и законопослушное поведение; в) правовая активность личности.
Анализ правовой культуры необходим для выделения и описания правовых ценностей, идеалов и образцов, к которым должны стремиться законодатель, правоприменитель, гражданин и общество, для поиска путей и средств достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека;
• управленческая культура― совокупность ценностей, знаний, умений, отношений и норм права в сфере менеджмента.
К основным элементам управленческой культуры относятся:
а)управленческие знания (теория управления), а также соответствующее сознание, чувства, настроения;
б)общественные отношения, прежде всего управленческие и организационные, в которых материализуются знания, нормы, ценности общества и которые в процессе социализации личности становятся достоянием культуры каждого;
в)нормы и установления (приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения);
г)творческий характер управленческой деятельности, позволяющий переводить нормы и ценности общества в мотивы личностного управленческого поведения, в формирование личности как самостоятельного субъекта управления;
• экономическая культура общества ― это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.
Экономическая культура общества предполагает:
― уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;
― непринятие настроение уравниловки;
― создание и развитие социальной среды для предпринимательства и др.
• Экономическая культура личности ― это органическое единство сознания и практической деятельности личности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
В структуре экономической культуры личности можно обозначить наиболее важные элементы: а)знания и практические умения, б)экономическую направленность, в)способы организации деятельности, г)нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.
Основой экономической культуры личности является сознание. Экономические знания ― совокупность экономических представлений о производстве, распределении, обмене и потреблении экономических (материальных и духовных) благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.
Экономическое мышление позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.
Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементов экономической культуры является экономическая направленностьличности, компонентам и которой выступают потребность, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности. По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры личности;
• языковая культура― сознательная, целенаправленная забота о литературном языке, культивирование литературного языка с его экологией (то есть идеалом речи) и эстетикой (то есть литературными нормами).
***
Д) Технология(от греческого tekhne, обозначавшего искусство формообразования, ремесло и loqia, означившего область познания) ― в самом широком смысле ― методы обработки, то есть изменения состава, состояния, свойства и формы природных веществ или иного сырья, полуфабрикатов для изготовления, получения необходимых средств деятельности, благ и т. п.
Технологияобозначает также и систему знаний (прикладную науку) о названных методах.
Иначе говоря, технология― общий термин для обозначения прежде всего процессов, с помощью которых род человеческий создает все средства для улучшения понимания материальной среды своего обитания, для усиления контроля над этой средой и более разумного управления ею. Средства могут быть информационными (идеальными),в числе которых ― научные гипотезы, теории, методики расчета и т. п., а также материальными ― орудия, приборы, системы машин.
В антропологии технология ― корпус знаний, доступных цивилизации, используемых для формирования орудий, для реализации умений и навыков ручного труда, а также для получения и накопления различных материалов (веществ).
Технология и культура связаны самым тесным образом, неотделимы друг от друга: технология, с одной стороны, есть продукт культурного развития, а с другой стороны она выступает как основа дальнейшего развития культуры, а также и как необходимое условие ее совершенствования.
***
В науках, питающих своим содержанием и результатами все сферы общества, понятие «технология» трансформируется в понятие «метод».
Метод (греч.methodos— путь исследования, теория, учение)— способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов, операций, образа действий.
I. Общенаучные методы
Анализ— процедура мысленного расчленения изучаемого объекта с целью глубокого познания (выявляются свойства, состав, признаки, отношения, связи, структура).
Синтез— процедура соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое.
Индукция— вид обобщения, восхождение oт конкретного к абстрактному, из знания о части объекта делается вывод о всем классе объектов. Источник предположительных суждений — гипотеза. Разновидностью индукции является экстраполяция — распространение знаний о какой-то части объектов, явлений на другие части или на совокупность объектов в целом, перенос знаний о прошлых событиях на события текущего периода. Метод экстраполяции широко применяется в социологии, когда данные, полученные в результате исследования некоторой выборки, распространяются на всю генеральную совокупность.
Гипотеза— научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией; вообще — предположение, требующее подтверждения.
Дедукция — форма мышления, содержанием которой является восхождение от абстрактного к конкретному. Предполагает из отдельного общего переходить к менее общим (частным) предположениям
Идеализация— мыслительный процесс конструирования понятий об объектах, не существующих в реальности, но имеющих прообразы.
Моделирование— метод исследования объектов на их моделях (в форме мыслительного образа, описанного знаковыми средствами).
Гипотетический метод— структурный элемент научной теории, основан на гипотетико-дедуктивном суждении о законной связи явлений.
Гипотетико-дедуктивное суждение—рассуждения: а) посылками для них являются гипотезы и эмпирические обобщения; б) посылки противоречат теоретическим принципам или фактам; в) посылки противоречат принятым мнениям и убеждениям.
Системный метод— (метод системного анализа) — совокупность методологических средств, процедур, приемов, направленных на реализацию системного подхода — построения обобщенной модели сложного объекта, отображающей взаимосвязи реальной структуры объекта и его функционирования во взаимосвязи с внешней средой.
Системно-структурный метод— метод познания сложно организованных систем, например, общества. При помощи этого метода анализируются структуры общественной системы, взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов, в том числе социальных групп и человека как члена общества.
Статистический метод— изучение массовых явлений на основе количественной информации, анализируемой в неразрывной связи с их качественным содержанием.