Дипломатическая подготовка военной операции в Ираке. Ход и региональные последствия военной компании

Согл резолюц 687 СБ ООН, после заверш войны в Перс заливе в Ирак прибыла Спец комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракск оруж масс пораж и прекращ программ по разраб хим, ядер, бактериол оружия и ракет б дальности. Комиссия успешно выполн функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракск стороны в дальнейшем сотрудн. Другим долговрем последст войны 1991 года и резолюц 687 было введ воздушных зон, в которых запрещ полёты боевой авиации Ирака. Эти зоны были созданы на севере и юге страны для защиты курдов и шиитов, подверг репрессиям со стороны пр-ва Саддама Хусейна. Патрулир зон осуществ америк и брит авиац.

На протяж 1990-х г процесс ликвид оруж масс пораж периодич сталкив с трудн, связ с нежеланием ирак властей сотруднь со Спец комиссией. В янв 1993 года ВВС США, Великобритании и Франции нанесли два ракетно-бомбовых удара по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов на юге страны, представлявших угрозу для союзной авиации, патрулировавшей неполётную зону. В декабре 1998 года после отказа Ирака от сотруднич с междун инспект США и Великобр провели против Ирака военную операцию «Лиса пустыни».После её завершения иракская система ПВО начала регулярно обстрел американо-британ самолёты, патрулир неполётные зоны, что привод к ответным ударам. Вооруж инциденты в ирак небе происходили с декабря 1998- март 2003 года, их число выросло с сер 2002 года.

Перв предполож о возможн американ воен операции против Ирака появились после террор атак 11 сентября. Однако в первые месяцы внимание Джорджа Буша-мл. было сосредоточ на боев д-ях против движ Талибан в Афганистане. К нач 2002 года талибы потерпели воен. пораж и были отстран от власти. С серед года США начали треб возвр в Ирак междунарх инспект. Премьер Великобр Тони Блэр ещё в апр 2002 г согл на уч своей страны в будущ войне. В теч лета-осени ситуац вокруг возвращ инспекторов в Ирак приобр черты американо-иракского кризиса. Под давлением со стороны США и после принятия СБ ООН резолюции 1441 в ноябр 2002 года Саддам Хусейн дал согл на возвращ МИ в страну. Комиссия UNMOVIC прибыла в Ирак и провод поиск оружия масс пораж вплоть до начала Иракской войны, однако не обнаруж никаких следов возобновл его пр-ва.

В 2002—2003 годах америк админ предприняла усилия для того, чтобы доказ, что режим Саддама Хусейна представ опасн для междунар сообщ. Ирак обвин в возобновл разраб оруж масс пораж, в сотруд с междунар терр орг-ми, прежде всего с Аль-Каидой. Данные америк разведки говорили о прямо противополож. СБ не санкционир примен силы против Ирака. США и союзн нач вторж в наруш устава ООН. В окт 2002 года Конгресс США принял резолюц, разреш вед боев д-ий против Ирака. Одновременно шла переброска америк войск в регион Персидского залива. Одновр продолж поиски запрещ оружия инспект UNMOVIC. Противн операц были Франция, Германия и Россия. В различных странах прошли массовые антивоенные демонстрации.

Военная операция в Ираке нач утром 20 марта 2003 года.(до 1 мая) Она носила кодовое название «Иракская свобода»;. Войска нач назем наступл почти сразу, без провед длит воздуш кампании. Плацдармом для вторжения стал Кувейт. Коалиционное командов предполаг организ и северный фронт, чему значительно помешал отказ парламента Турции разрешить развёртыв америк войск в стране. Пять дивизий США и Великобритании(207 тыс) не встретили серьёзного сопротивления со стороны 23 дивизий Ирака. Иракские ВВС полностью бездейств. 22 марта- брит воен заняли нефт вышки к север-зап от Басры. Ожесточ бои прошли только в окрест Кербелы и Наджафа.9 апреля иракская столица взята. Продолж двигаться в северном направл, 15 апреля американские войсказавершили боевые действия. Реш о примен воен силы против Ирака поддерж 45 гос-в мира. Воин континг выделили 32 государства(основа США и Вб). Вооруж устаревшей советской техникой, иракская армия не могла противостоять хорошо оснащенным американским и британским войскам. Огромную роль в войне сыграла авиация. Ирак был поделен на оккуп. зоны., созд врем коалиц администр, иракск армия и полиция распущены, начинается партизанск война с нападением на силы коалиции,13 дек арестован Саадам Хуссейн.

  1. Проблемы национальной консолидации и государственного строительства в Ираке (2003-2010 гг.).

По конституции 2005 года(15 октяб 2005 г.-референдум), Ирак — федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трёх основных этнорелигиозных общин иракского народа: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов. При режиме Саддама Хусейна сунниты в значительной степени руководили страной, а после его свержения оказались в оппозиции. В выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 2005 года участвовали практически одни арабы-шииты и курды. Арабы-сунниты выборы бойкотировали. Учредительное собрание: шииты+ курды, сунниты исключены из полит жизни. Осенью 2005 суннитские партии призвали своих сторонников отвергнуть проект новой конституции, выносимый на референдум 15 октября. Сунниты заявляли, что новая конституция подрывает гос и тер единство страны. По их мнению, федерализация Ирака, закреплённая в проекте, предостав возможность курдам на севере и шиитам на юге фактически монопольно распоряжаться доходами от добычи нефти. Благодаря вмешательству ЛАГ, крупнейшее суннитское объединение — Исламская партия Ирака — соглас поддержать проект конституции. Шииты и курды пообещали создать парламентскую комиссию для доработки спорных пунктов документа.

На выборах в парламент — Национальную ассамблею(Совета представителей, избир по партийным спискам. Верхняя палата (Совет Союза) пока не сформир)., состоявшихся 15 декабря 2005 года, победу одержал шиитский Объединённый иракский альянс (140 депутатских мандатов в 275-местном парламенте), суннитскиепартии - 18 мест, а Альянс курдских партий — 75. Остальные места распределились между более мелкими партиями различной этнической и религиозной принадлежности. На последних выборах, прошедших 7 марта 2010 года неожиданно победила бывшая суннитская оппоз. Блок «Государство закона», лидер- бывший пр-м Айяд Аляви, получил 91из 325 мест в парламенте страны. Блок действующего главы правительства Нури аль-Малики завоевал 90 — всего лишь на одно место меньше. Иракский национальный альянс — 70, а курдским партиям - 43 места. На местах во многих регионах реальная власть принадлежит повстаческим организациям, крупнейшей из которых является Исламская армия Ирака, которая, несмотря на свое название, является боевой организацией подпольной партии БААС.

Шииты полагали, что им удастся сформ пр-тво без учёта мнения остальных групп населения, однако США потребовали сформировать правительство национального единства: прем-м (ключевая должность по конституции Ирака) шиит, президентом — курд, а председ парламента — суннит. требование вызвало недовольство у шиитов, но в апреле 2006 года Нури аль-Малики-премьер. В 2008 году в Багдад вернулись 40 000 беженцев. В Ираке уничтожены все дороги, раскатаны все придорожные территории, за 7 лет оккупации сельское хозяйство разрушено окончательно, невозможно вести строительную деятельность, оккупационный режим не предполагает реконструкции. Рост промышленного производства составил 7,9 % в 2007 году, 10,5 % в 2008 году(11-е место в мире), 3,4 % в 2009 году. Вместе с тем, добыча нефти частично сохранилась, но транспортировка её заграницу, особенно в Турцию, нестабильна из-за частично продолжающегося саботажа. Несмотря на 7 марта 2010 года выборы в парламентðсклоки партийð только к 10 ноября удалось якобы добиться хрупкого соглашения о формировании правительства.

Государство Ирак – независимое, суверенное, федеративное г-во, ислам – офиц религия г-ва, основа законодательства, многонациональное и многорелигиозное государство; арабский и курдский – офиц языки, защита частной собственности, свобода партий и организаций, нефть и газ принадлежат всему иракскому населению; субъекты федерации - обладают своими свободами в решении различных вопросов, но подчиняются центру.

Наши рекомендации