Франкистская авиация. Итальянские истребители
И все же не немецким машинам суждено было стать основными самолетами в истребительных частях генерала Франко. Соотечественники Муссолини действовали в Испании очень активно, итальянский контингент был более многочисленным, и итальянские истребители «Fiat.CR-32» в количественном отношении превзошли и надежные «Хейнкели» и совсем еще новые, только пробивающие себе дорогу, «Мессершмитты». Всего 337 машин этой марки было отправлено в Испанию.
«Fiat.CR-32» по прозвищу «Chirri» ("сверчок") прошел испытания в августе 1935 года. Главный инженер проекта - Челестино Розателли – был приверженцем традиционного пути развития истребительного самолетостроения.
Самый массовый истребитель националистического лагеря - «Fiat.CR-32».
«Сверчок» был небольшим по размеру полуторопланом с большим размахом верхнего крыла. Исключительно прочный, «C.R-32» весил 1916 кг, и это с полной нагрузкой. Hормальная дальность его полета составляла 780 км. Максимальная скорость - 381 км/ч.
Ценным качеством «Фиата» считалась его маневренность, однако в этом ему трудно было тягаться с истребителями Поликарпова.
«Fiat.CR-32» получил прозвище «Chirri» ("сверчок").
«И-15» имел значительное преимущество в виде меньшего радиуса виража, да и выполнял он его существенно быстрее. Учитывая господствовавшую тогда тактику ближнего маневренного боя на горизонталях, можно говорить о превосходстве «И-15» над итальянским истребителем. Мощный мотор плюс малая масса дали советскому самолету выигрыш и в скороподъемности. Единственным маневром, которым итальянец мог оторваться от противника, являлось пикирование - здесь более тяжелый «CR-32» разгонялся куда быстрее, чем «И-15».
«И-16», наоборот, немного уступал истребителю Розателли по маневренности на горизонталях, но значительно выигрывал в скорости на всех высотах, а заодно и в вертикальном маневре.
«CR-32» был небольшим по размеру полуторопланом с большим размахом верхнего крыла.
От него «Фиат» на пикировании уйти уже не мог. Грамотно используя преимущества своей машины, пилот «И-16» мог навязать противнику выгодный для него стиль боя. Зато важным преимуществом «Фиата» являлась большая огневая мощь.
Наличие крупнокалиберных пулеметов позволяло итальянцам открывать огонь первыми, тяжелые пули наносили существенные повреждения. Кроме того, в боекомплект «CR-32» входили и разрывные боеприпасы.
В отличии от советских истребителей «Фиат» имел цельнометаллическую конструкцию.
И наконец, "Фиат" имел еще два существенных плюса: значительную дальность полета (примерно в полтора раза больше, чему «И-15» и «И-16») и хорошую боевую живучесть, обеспеченную цельнометаллической конструкцией. Правда, "Фиат" не имел бронезащиты, в то время как у «И-15» имелись кустарно изготовленные, а на «И-16» они устанавливались с самого начала.
Словом, «Фиат.CR-32» со всеми его достоинствами и недостатками был достойным представителем истребительной авиатехники конца 30х годов XX века и представлял серьезную угрозу для республиканской авиации.
Сбитый «Фиат.CR-32».
Подводя промежуточные итоги, заметим, что истребительный авиапарк Националистического лагеря был крайне неровным по своим качественным показателям. Уровень собственно испанских самолетов не выдерживал никакой критики.
Немецкие «Хейнкели» проигрывали воздушную войну советским истребителям, итальянские «Фиаты» могли вести борьбу на равных, зато «Мессершмитты» были самыми совершенными истребителями того периода, и равных им в испанском небе не было.