Вопрос 12 Фашизм: идеология и политика

В свои групповые цели и предсавления об идеале общественного устройства субъекты политики формулируют в политических идеалогиях. Первые идеологии начали появляться в эпоху возраждения. Первые светские идиологии были сформулированы во 2ой половине 18 века. Термин идеалогия был введён А. де Траси, который считал, что ему удастся создать общую « теорию идей».Однако он пришёл к выводу, что идеалогия явление не объективного, а субъективного характера.

Политология-это форма общественного сознания, устойчивая совокупность ценностей, идеалов, представлений, обосновывающих общественно-значимые цели и претензии определённой части общества на власть.

Функции:

ориентационная-любая идеология формирует общественный идеал, задаёт систему ценностей,воспринимая которые человек в любой политической ситуации чётко определяет свою ориентацию и стиль поведения.

Мобилизационная-идеи овладевают человеком, мобилизуют его к активным действиям по достижению общественных идеалов

Амортизационная-человек стремиться к идеалам, идеология внушает оптимизм(снижает уровень соцюписсимизма)

Интеграциоонная- разделяет людей на основе различных идеалов, целей.

Условно идеологии можно разделить на правые(те, что связывают развитие общественного прогресса с рыночной экономикой) и левые(те, что связывают развитие общественного прогресса с развитием социальной справедливости, равенства).

Фашизм-экстремистская идеология, которая провозглашает целью коренное преобразование общества и даже мира насильственными средствами.

Сегодня в политической науке сло­жилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности по­литических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX века и служивших по­пулистским средством выхода этих стран из послевоенного кри­зиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, бази­ровавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные дей­ствия властей во имя блага преданного ему населения), пропове­довала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-соци­ализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («гер­манский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организа­ции власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа – «арийской расы». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «кулътуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих куль­туру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и пред­полагала политику экспансионизма, дискриминации и террора. Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют уви­деть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг. XX века, Португа­лии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943—1955), Греции конца 60-х гг. XX века, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирую­щуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняет задачи захвата и использования власти.

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп об­щества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и дру­гие идеологии, стоящие на принципах политического переуст­ройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикаль­ные средства для обеспечения этим группам требуемого общест­венного статуса.

Поэтому общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходст­во в ущерб другим социальным группам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Это позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизо­ванного облика общества.

Наши рекомендации