Декларация прав человека и гражданина
Конституционной комиссией было принято решение создать Декларацию прав человека и гражданина, авторами которой стали французские конституционалисты – Мирабо, Лафайет, Мунье, Сийес, Дюпор. Вдохновителями их стали идеи французских просветителей, а также Декларация независимости США.
26 августа 1789 г. во Франции было провозглашено торжество Декларации прав человека и гражданина, в которой были заложены основные конституционные принципы нового общественного устройства.
В Декларации юридически закрепляется концепция государств эпохи Просвещения – общественного государства. Общественное государство базируется на основе государственного и народного суверенитета, всеобщего избирательного права, разделении властей, а также представительном характере законодательной власти.
Общество сохраняет за собой контроль за исполнительной властью, вооруженными силами. Оно имеет право отчета от всех должностных лиц, может занимать любые должности, соответственно собственным возможностям.
В Декларации регулируются уголовные отношения. Так в ней сказано, что все отношения должны строиться на принципе законности и презумпции невиновности.
Наличие индивидуальной свободы предполагает следующие права:
1. Право участия в управлении государством;
2. Личная неприкосновенность;
3. Право на безопасность;
4. Свободы мнений, печати и вероисповеданий;
5. Священный характер собственности.
Декларация несла идеи, направленные против феодализма и поддерживаемые большинством населения государства, но она несла лишь программный характер и не имела никакой нормативной силы. Декларация стала важной предпосылкой к будущему конституционализму, постепенно зарождающемуся в стране. В конце концов это вылилось в создании в 1791 г. Конституции, в которой декларация занимала вводную часть.
Конституция 1971 г.
Состоит она из 7 разделов, которые делят ее на 7 глав.
По сравнению с Декларацией, Конституция существенно расширяла политические и социальные права. В частности вводилась свобода передвижения, собраний, петиций, было обеспечено бесплатное образование и социальное обеспечение по безработице. Также вводился запрет на предварительную цензуру.
Было установлено важное положение, что законодательная власть не может создавать законы, которые бы противоречили нормам конституции, тем самым была установлена высшая юридическая сила конституции.
Устройство государства основывалось на принципе разделения властей и национального суверенитета. Высшим законодательным органом было признано однопалатное Национальное собрание, которое не могло быть распущено королем, а его депутаты получали неприкосновенность. Также депутаты не могли преследоваться по уголовным делам без согласия Национального собрания.
Конституция вводила цензовое избирательное право. Избираться могли только граждане, отнесенные к активным избирателям. Всего в Национальном собрании присутствовало 745 депутатов, которые представляли всю нацию, а не своих избирателей, следовательно отсутствовала ответственность перед ними. Выборы были двухстепенными.
Исключительные полномочия Национального собрания – законодательство, бюджет, введение новых должностей, вопросы войны и мира. Устанавливалась законодательная процедура: закон принимался Национальным собранием, после направлялся к королю, который обладал правом отлагательного вето, преодолевалось которое принятием закона двумя следующими составами собрания.
Исполнительная власть находилась в руках правительства и короля. Король и королевская власть были признаны священным, но вместе с тем было сказано, что король может действовать только в рамках закона и в рамках закона может требовать повиновения. Во время восхождения на престол король должен был приносить присягу народу и закону. Любое вооруженное восстание против народа или пренебрежение интересам нации приравнивалось к самоотречению. Имел право, как король, на командование армией, дипломатические сношения.
Правовой статус правительства не был определен, состав формировался королем. Должностные лица были ответственны перед законодательной властью. Также исполнительная власть не могла принимать никаких законов, в том числе и временных.
Судебная власть по конституции не могла осуществляться ни законодательной властью, ни королем. Судьи были избираемы самим народом и утверждаемы королем. Вводился институт присяжных заседателей.
Необходимо обратить внимание на то, что получается, что законодательная и судебная власть оказались сосредоточены в руках третьего сословия, а исполнительная в руках дворянства. Таким образом наметился союз дворянства и буржуазии.
Также было введено новое административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. На местах вводилось самоуправление.