При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений. 1 страница

Правовые основы и социальные предпосылки перехода экономики России к рыночным отношениям. Трансформация отношений собственности и органов управления в сфере хозяйственной деятельности.

Понятие и содержание экономической деятельности как объекта административно-правового регулирования. Основные направления и формы административно-правового воздействия на экономическую деятельность. Организационная структура государственного управления экономикой. Антимонопольная деятельность государства. Организация стандартизации, сертификации продукции и услуг. Управление государственным имуществом.

Организационная структура государственного управления финансами и бюджетом. Организация кредитного дела. Банковские организации: понятие, система, особенности административно-правового статуса Центрального банка РФ. Организация финансового контроля. Организации и органы налоговой деятельности, особенности их административно-правового регулирования.

Полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Организационно-правовая система управления промышленностью. Органы государственного управления промышленностью. Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих промышленную деятельность. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятия, виды. Особенности административно-правового регулирования в отраслях топливно-энергетического комплекса. Государственный надзор в управлении промышленностью.

Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством. Органы государственного управления сельским хозяйством. Особенности административно-правового регулирования агропромышленного комплекса. Государственный контроль в сельском хозяйстве.

Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством. Особенности административно-правового статуса организаций в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Государственный надзор в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Особенности административно-правового статуса органов местного самоуправления в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Организационная структура государственного управления транспортом. Органы государственного управления связью и информатизацией. Особенности управления дорожным хозяйством. Государственный контроль в области транспорта, связи и информатизации.

Организационная структура государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов. Государственный контроль (надзор) в области использования и охраны природных ресурсов. Компетенция органов местного самоуправления в области использования и охраны природных ресурсов.

Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Особенности административно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифное регулирование, квотирование, лицензирование. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.

Организационно-правовая система государственного управления торговлей. Государственный контроль в торговле.

Организация таможенного дела в Российской Федерации.

16.1. Правовое положение органов управления в сфере

экономики, их система

Экономическая реформа народного хозяйства России имеет глубокие корни и является составным звеном радикального обновления сложившейся социально-экономической системы. Она знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества - его истории и культуры, геополитического положения, сложившейся системы ценностей.

В ряде государств Восточной Европы (и прежде всего в России) рыночные отношения строились "сверху". В результате ваучерной приватизации произошло перераспределение бывшей государственной собственности в частную собственность. Экономика стран этого региона в меньшей степени зависит от иностранного капитала.

В Центральной Европе новые экономические отношения были построены с непосредственным участием иностранного капитала. Ключевую роль в приватизационном процессе сыграли иностранные инвесторы и прежде всего транснациональные корпорации. Основным механизмом, предназначенным координировать экономические системы в них, выступает рынок. Эти страны более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала <1>. В них создана достаточно стабильная многопартийная демократия.

--------------------------------

<1> Селиньи Иван. Плюрализм капитализмов // Коммерсантъ. 2006. 15 марта.

Столкнувшись во второй половине 2008 года с носящим системный характер мировым экономическим кризисом, страны стали искать совместные пути выхода из него. Среди предлагаемых специалистами различных вариантов все соглашаются с необходимостью усиления роли государства. В современных условиях роль государства должна возрастать во всех сферах общественной жизни.

Например, "идеологической базой спекулятивного капитализма" не только в России, но и в других государствах мэр Москвы Юрий Лужков считает "экономические теории монетаризма". В начале 90-х годов XX столетия Россия системно ослабилась потому, что "происходили плановый обвал экономики, грабительская приватизация и выведение в политико-экономическом инкубаторе целой плеяды так называемых олигархов, а по сути - глобальных финансовых спекулянтов" <1>.

--------------------------------

<1> Лужков Юрий. Российские особенности мирового кризиса // Российская газета. 2009. 11 февраля.

Е.М. Примаков считает, что "единственный способ спасти рынок от катастрофы - существенное расширение роли государства" <1>. Речь должна идти о поддержке не только банковского сектора, но и промышленных предприятий, в том числе и гибкой налоговой политикой.

--------------------------------

<1> Примаков Евгений. Пора выкупать // Российская газета. 2008. 14 октября.

Позже Ю.М. Лужков в качестве вынужденной временной меры предложил сформировать "модернизационный государственный капитализм, то есть такой капитализм, который обеспечивает стратегическое планирование национального развития" <1>. Он предложил национализировать по складывающимся кризисным ценам обанкротившиеся "бизнесы, предприятия и корпорации", т.е. реальные производства, чтобы при достижении стабильности в экономике осуществить процесс приватизации "уже по реальным рыночным ценам в пользу реальных эффективных собственников".

--------------------------------

<1> Лужков Юрий. Указ. соч.

Эффективность управления в сфере национальной экономики зависит от многих имеющих системный характер факторов, но прежде всего - от соответствия его структуры заданным функциям. Поэтому, прежде чем создавать управленческие структуры, определяются функции управления экономикой - от государства в целом до исходной, низовой хозяйственной единицы - с учетом целей и функций государства, производительных сил и имеющихся ресурсов. Под эти функции создается структура управления и осуществляется ее кадровое обеспечение. Аппарат хозяйственного управления и механизм его функционирования должен в полной мере соответствовать избранной экономической модели и быть ее логическим следствием.

Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами.

Сфера экономики включает в себя:

- сферы материального производства, непосредственно в которых создается материальный продукт;

- отрасли непроизводственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера (сфера услуг населению).

К отраслям экономики относятся: промышленность; строительство; агропромышленный комплекс; жилищно-хозяйственный комплекс; транспорт; связь; торговля; природопользование и охрана окружающей природной среды.

Управление экономикой представляет собой целенаправленную организующую деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, иных органов государственного управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства, заключающуюся в правовом обеспечении экономической деятельности, в разработке целевых программ развития различных отраслей, организационном обеспечении управления экономикой и оперативном управлении субъектами экономики.

Правовую основу государственного регулирования экономики составляют многочисленные нормативные правовые акты различной юридической силы. В частности, среди них можно выделить: кодексы, и прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы <1>; федеральные и региональные целевые программы <2>; нормативные правовые акты, утверждающие положения об органах исполнительной власти, действующие в сфере экономики и др.

--------------------------------

<1> См., например: Закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145; Федеральные законы: от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"; от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"; от 19 июля 2007 года N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий"; от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"; от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"; от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ "О патентных поверенных".

<2> См., например: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы) (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р); Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 "О Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года".

Действующее законодательство Российской Федерации в сфере экономики предусматривает:

- недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелесообразности;

- отказ только в прямо предусмотренных случаях;

- защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории Российской Федерации и иностранных государств на основе международных соглашений;

- запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц;

- защиту имущества хозяйствующих субъектов от незаконного изъятия;

- экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности;

- возможность страхования коммерческих рисков страховыми обществами;

- недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов и их объединений;

- пресечение недобросовестной конкуренции;

- обеспечение экономической безопасности государства.

Как видно из вышеуказанного, государство обладает достаточно весомым арсеналом правовых рычагов для результативного управления в сфере экономики. Хотя необходимо оговориться, что действующее российское законодательство определило конкретные границы, за которыми полномочия государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов резко ограничиваются. Такое вторжение может осуществляться только в случаях нарушения норм действующего законодательства в области противопожарной безопасности, санитарных правил, экологии, социальной защиты, трудового законодательства и т.п.

Осуществляя управление экономической сферой, государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:

- реальную защиту экономической деятельности (правовую, организационную, финансовую и т.п.);

- единство экономического пространства;

- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- развитие и поддержку конкуренции;

- свободу экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

На территории Российской Федерации не допускается установление законодательно не предусмотренных таможенных границ, пошлин, сборов и создание каких-либо иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Государство в равной степени признает и защищает государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.

Самостоятельным видом гарантий является порядок, согласно которому справки по операциям и счетам субъектов экономической деятельности (независимо от формы собственности) выдаются самим организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Интерес последних в законодательном порядке ограничен. Если же физическое лицо занимается индивидуальным предпринимательством, то справки по его счетам и вкладам могут выдаваться его представителям, судам и следственным органам. Последние имеют право истребовать справки только по делам, находящимся у них в производстве, и только в случаях, когда на денежные средства клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.

Основные задачи государства в области регулирования экономики заключаются в следующем:

- создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности;

- целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности;

- открытие и поддержка малых хозяйственных субъектов в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами;

- поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;

- инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности;

- широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы.

На современном этапе осуществляется работа по созданию системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях, отрабатывается и определяется механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки экономической деятельности, реализуемых при поддержке международных организаций.

Государство использует имеющиеся интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем эффективного развития экономики.

Особенностью современной деятельности государственных органов по регулированию экономики страны является более четкое разграничение полномочий и ответственности государства и его органов за решение вопросов поддержки и контроля хозяйственной деятельности.

Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые, в свою очередь, представляют единую систему. В нее входят: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, службы и агентства; иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят прежде всего в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны.

Значительно влияние Президента на подбор и расстановку кадров, занимающихся хозяйственной деятельностью. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, по своему усмотрению, хотя и по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей и федеральных министров, в том числе осуществляющих руководство хозяйственными отраслями и сферами управления. Он осуществляет повседневный контроль за хозяйственной деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти;

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации" является высшим исполнительным органом государственной власти. Оно руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Правительство разрабатывает проекты важнейших экономических и хозяйственных программ, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной системы, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

Конкретные функции в сфере экономики каждого из федеральных министерств, служб и агентств определяются соответствующими положениями.

16.2. Административно-правовое регулирование управления

отдельными отраслями экономики Российской Федерации

Как уже было определено ранее, к отраслям экономики относятся следующие сферы: промышленность, строительство, сельское хозяйство (агропромышленный комплекс), жилищно-хозяйственный комплекс, транспорт, связь, торговля, природопользование и охрана окружающей природной среды.

Излагая административно-правовые аспекты государственного управления отдельными сферами экономики Российской Федерации, необходимо отметить весьма расточительное отношение к вопросам эффективности энергозатрат в выпускаемой продукции и использование устаревших технологий на фоне подобных показателей в других национальных экономиках. Следует отметить, что в Российской Федерации пока еще отсутствуют правовые и финансово-экономические основы для стимулирования эффективного государственного управления в большинстве отраслей экономики.

Россия занимает третье место в мире по объему энергопотребления (после США и Китая). В то же время, по данным Всемирного банка, в единице продукции, произведенной на территории России, на энергию приходится 40% затрат, а в США - 18% и в Китае - 19% <1>. Производительность труда в российской энергетике в четыре раза меньше, чем в развитых странах. В основном это связано с устаревшим и неэффективным оборудованием. Около 40% электростанций в России старше 40 лет. В США таких станций - 28%, а в Японии - 12%. Черная металлургия наполовину работает по устаревшим технологиям и на таком же оборудовании.

--------------------------------

<1> Сведения приведены из статьи Юрия Лужкова "Кризис и наша расточительность". См.: Российская газета. 2009. 3 июля.

Излишняя расточительность характерна не только на государственном, но и на бытовом уровнях. Например, ежесуточное потребление воды в целом по России составляет 350 литров на человека (в Москве этот показатель равняется 270 литрам), в Дании - 114 литров и в Германии - 151 литр.

В целом в российском жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) средний расход энергии составляет 229 кВт/кв. метр в год, а в странах Европейского сообщества (ЕС) - только 77 кВт/кв. метр в год.

Рассмотрим более подробно вопросы административно-правового регулирования управлением каждой из обозначенных отраслей.

16.2.1. Промышленность

Промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Назначение промышленности - обеспечить народное хозяйство машинами, оборудованием и другими современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: топливно-энергетический, нефтехимический, военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный, атомный. Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия и организации.

Соответственно этому строится система управления промышленностью через отраслевые (министерства, агентства) и межотраслевые (государственные комитеты, комиссии) федеральные органы исполнительной власти, а также органы управления промышленностью субъектов Федерации и местного самоуправления.

Функции государственной политики в области промышленного производства осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим <1>:

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 29.12.2008 N 1052, от 27.01.2009 N 43, от 10.03.2009 N 218, от 15.06.2009 N 482, от 23.06.2009 N 523).

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов;

функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;

функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

функции федерального органа по техническому регулированию.

Минпромторг России является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

Минпромторг России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

О конкретных объемах внешней торговли и соотношении между экспортом и импортом товаров в ряде стран по результатам 2006 года свидетельствует следующая таблица (смотри таблицу) <1>.

--------------------------------

<1> Буторина Ольга. "Высшая лига" рубля // Российская газета. 2008. 27 февраля.

NN п/п Страна Объем экспорта (млрд. долл. США) Объем импорта (млрд. долл. США)
1. США
2. Китай
3. Япония
4. Россия
5. Бразилия
6. Индия

Полномочия министерства в сфере государственного управления промышленностью осуществляются на основе сочетания различных методов регламентации, не всегда совместимых с императивными методами, присущими управленческому воздействию. Среди функций особое значение имеют функции целевого программирования. Министерство разрабатывает и реализует федеральные целевые и межгосударственные программы. Важнейшая особенность таких программ заключается в адресной государственной поддержке предприятий и учреждений, принимающих непосредственное участие в их реализации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях реализации стоящих перед ним задач осуществляет следующие полномочия:

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства и к сфере деятельности подведомственного ему федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает установленный законодательством круг нормативных правовых актов (по более 30-ти видам деятельности);

- в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд министерства;

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным министерству;

- организует выполнение работ по созданию авиационной техники;

- организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами;

- осуществляет ведение: сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса; государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации; государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации; государственного реестра контрольно-кассовой техники; ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов; ведомственного регистра ядерных материалов; баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;

- осуществляет ряд различных полномочий, основными из которых являются: закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых министерством, а также распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-технической деятельности в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции; совместно с другими государственными заказчиками формирование, согласование и доведение до сведения организаций-исполнителей, относящихся к сфере деятельности министерства, государственного оборонного заказа, программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечение в установленном порядке их выполнения этими организациями-исполнителями; принятие решений по вопросам оборота в установленной сфере деятельности министерства специальных материалов и специального оборудования для производства вооружения, боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей, комплектующих изделий, приборов к ним и документации на их производство, а также оборота взрывчатых веществ и отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий; в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники и создания новых авиационных технологий; государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации; проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер; выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий; выдачу разрешений на реэкспорт товаров (за исключением товаров военного и двойного назначения), происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами - членами Евразийского экономического сообщества и т.д.

Наши рекомендации