Законы о СМИ и реализация правовых норм на практике в отдельных странах
Группы: 1.где существуют прямые законы, касающиеся СМИ – это Швеция и Австрия. 2.соответствующие нормы «раскиданы» по разным законодательным актам. Такова ситуация в США, Великобритании, Австралии, Канаде, Испании, Нидерландах и многих других государствах. 3. Германия, в которой на федеральном уровне свободу слова защищает Конституция федеративного государства, а законы о средствах массовой информации принимаются в отдельных землях.
Среди стран, где приняты прямые законодательные акты о СМИ -Швеция. Сегодня это – конституционная монархия с унитарной формой государственного устройства. И все вопросы, касающиеся прессы, решает центральное правительство.
Шведская Конституция включает в себя Положение о Правительстве 1947 года, Закон о свободе печати 1949 года и Закон о свободе слова 1991 года. Уже в Положении о Правительстве оговаривается право защиты граждан от любого принуждения к высказыванию своего мнения по вопросам политики, религии, культуры и иным вопросам. Иностранцам, находящимся на территории Швеции, предоставляется такое же право на свободу самовыражения в полном объеме, как и гражданам Швеции. Эта свобода самовыражения и информации может быть ограничена лишь в целях защиты национальной безопасности и прав личности, обеспечения общественной безопасности, спокойствия и порядка.
Конституция Швеции гарантирует всем гражданам в их отношениях с государственной службой свободное получение любой информации или возможность ознакомиться с другими мнениями. К. включает в себя специальный Закон о свободе прессы. Принятый позже Закон о свободе слова как бы дополняет его, регулируя вопросы, относящиеся к радио-, теле-, кино- и видео-продукции. Но, в отличие от Закона о свободе прессы, гарантирующего право каждого шведа без помех с чьей-либо стороны публиковать письменные документы и полностью нести за них ответственность в судебном порядке, Закон о свободе слова разрешает предварительную цензуру кинофильмов. Избиратели имеют возможность влиять на принятие предложенных в Закон изменений.
Страны где нет отдельного закона о средствах массовой информации, и нормы, регулирующие деятельность СМИ, разбросаны по разным законодательным актам,
США. Законы, регулирующие деятельность СМИ, влияют на социально-политическую сферу отношений средств массовой информации с государственными и общественными институтами, а также на экономическую сферу функционирования СМИ. Современное законодательство обеспечивает прессе большие возможности в процессе получения и распространения информации.
Положение первой поправки к Конституции США, защищающей свободу СМИ, и в настоящее время дополняется нормативными актами, принятыми в последние десятилетия. Что характерно, государство предприняло плодотворные попытки законодательно обеспечить СМИ доступ к информации. А именно от этого, как свидетельствует история мировой журналистики, зависит успешная работа СМИ. В Законе о свободе информации (1967 г.) и Законе об открытости правительства (1976 г.) нашли толкование вопросы, связанные с регулированием доступа к источникам информации. Так, Закон о свободе информации устанавливал, что каждое правительственное агентство в случае запроса того или иного документа должно немедленно предоставить его любому человеку, и любой гражданин должен иметь возможность ознакомиться с архивами любого правительственного учреждения. Закон об открытости правительства был призван расширить доступ к заседаниям органов исполнительной власти, он позволял гражданам получать информацию не об уже принятых и отправленных в архив решениях, а о причинах и порядке действий властей.
Решения судебных органов Соединенных Штатов, как правило, также защищают права и свободы работников СМИ. Как известно, Соединенные Штаты унаследовали юридическую систему Англии и причисляются к так называемым странам «общего права». Это означает, что традиционно значительную часть законов, применяемых американскими судами, составляет прецедентное право. Данная практика подразумевает составление свода юридических принципов и правил на основании письменных заключений промежуточных апелляционных судов последней инстанции для разъяснений своих решений.
В Германии, -особая ситуация. На федеральном уровне право свободы слова закреплено в Конституции. Конституционной основой свободы печати, информации и мнений являются первые два параграфа статьи 5 Основного закона Германии: «1) Каждый человек имеет право на выражение и распространение собственного мнения в устной, письменной и наглядной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируются свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует. 2) Эти права ограничиваются общими положениями, законоположениями о защите молодежи и личного достоинства граждан».
Общего же закона, который бы регулировал функционирование СМИ во всей Германии, не существует. В общем виде деятельность СМИ регулируется нормами гражданского и уголовного права. При этом каждая федеральная земля обзавелась своим собственным законом о печати. Все они появились после Второй мировой войны. Они устанавливают правовой фундамент работы средств массовой информации по следующим пунктам:- свобода прессы;- публичная задача прессы;- информационное право прессы, информационная обязанность властей;- сведения о печатном издании;- указание имени ответственного редактора;- право на возражение;- уголовно-правовая ответственность;
- нарушения правового положения прессы;- срок давности.;
Во всех земельных законах о печати в качестве центрального положения закрепляется основное право на свободу печати. К общественным задачам прессы относятся, в частности, сбор и распространение новостей, осуществление критики и вообще участие в формировании общественного мнения. Сотрудники СМИ пресса имеют право получать сведения у представителей власти. Следует соблюдать следующий принцип: если какое-либо официальное учреждение делает по своей инициативе заявление, то оно должно быть направлено всем представителям прессы одновременно. Если, однако, какой-либо журналист эксклюзивно собрал материал для своей публикации и просит официальное учреждение подтвердить какие-то факты и предоставить ему дополнительную информацию, то оно вовсе не обязано сообщить эту информацию всем остальным потенциально заинтересованным журналистам. На этот случай принцип равенства не распространяется.
В немецкой правовой системе оговаривается и ответственность журналистов. Так, журналист, совершивший уголовно наказуемое деяние, несет такую же ответственность по уголовному праву как и любой другой гражданин. Редакции и издательства могут своими публикациями породить массу гражданско-правовых претензий: претензии на опровержение, требования возмещения ущерба – как материального, так и нематериального характера. Гражданско-правовые притязания реализуются с помощью гражданских судов. Как правило, подобные споры рассматриваются земельными судами по гражданским делам, зачастую в так называемых «палатах по делам прессы» – это палаты по гражданским делам, которые созданы специально для рассмотрения споров, связанных с правовым положением прессы и существуют в крупных земельных судах, например, в Гамбурге, Берлине, Ганновере, Франкфурте, Дюссельдорфе, Кельне и Мюнхене.