Конституция как источник отрасли государственного (конституционного) права РФ. Понятие и особенности

Конституция - это основной закон государства, который в соответствии с существующим в обществе соотношением социально-политических сил, закрепляет основы народного и государственного суверенитетов и правового статуса индивида.

Признаки (юридические свойства).

1.Конституция является Основным Законом государства (Платон заявлял, что неминуемо погибнет то государство, в котором выше закона стоит воля правителя). Он подразделял все законы на два вида: главный закон (nomos) и остальные законы, которые должны подчиняться главному. Таким образом, Конституцию можно назвать главным законом, которому должны подчиняться все остальные законы и иные нормативные акты.

2.Конституция обусловлена соотношением социально-политических сил в обществе. В зависимости от этого в государстве могут быть приняты различные виды Конституций.

3) Конституция закрепляет важнейшие институты государства, правовой статус индивида и источник власти в государстве. Конституция закрепляет основы народного и государственного суверенитетов. В соответствии с данными признаками можно дать определение Конституции.

Принципы конституции:

1)Верховенство конституции:

а) конституция распространяется на всю территорию государства;

б) конституция имеет высшую юридическую силу.

2)Конституция является базой текущего законодательства.

3)Стабильность конституции:

а) Конституция принимается тогда, когда имеется компромисс интересов различных социально-политических сил;

б) Конституция рассчитана на длительный срок действия;

в) Конституция имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений, это система довольно жёсткая

Прежде чем определить понятие Конституции необходимо обозначить ее признаки (юридические свойства). 1) Конституция является Основным Законом государства. На это указывали еще древние мыслители, так, например, Платон заявлял, что неминуемо погибнет то государство, в котором выше закона стоит воля правителя. Платон подразделял все законы на два вида: главный закон (nomos) и остальные законы, которые должны подчиняться главному. Таким образом, Конституцию можно назвать главным законом, которому должны подчиняться все остальные законы и иные нормативные акты. В советский период в науке КП возник определенный подход, согласно которому Конституцию именовали не Основным Законом государства, а Основным Законом общества. На самом деле данная позиция является несостоятельной по нескольким причинам. Во-первых, Конституция – это закон, а закон является частью права. Право появляется только тогда, когда есть государство, но общество может существовать и до появления государства, таким образом, Конституция не может быть Основным Законом общества. Во-вторых, далеко не все отношения в обществе могут регулироваться с помощью права, некоторые из них упорядочиваются нормами морали, нравственности. Право может вмешиваться не во все сферы человеческой жизни, а значит и не во все сферы жизни общества. 2) Конституция обусловлена соотношением социально-политических сил в обществе. В зависимости от этого в государстве могут быть приняты различные виды Конституций. 3) Конституция закрепляет важнейшие институты государства, правовой статус индивида и источник власти в государстве. Конституция закрепляет основы народного и государственного суверенитетов. В соответствии с данными признаками можно дать определение Конституции. Конституция - это основной закон государства, который в соответствии с существующим в обществе соотношением социально-политических сил, закрепляет основы народного и государственного суверенитетов и правового статуса индивида. Существуют следующие принципы конституции: 1) Верховенство конституции. Оно проявляется в двух аспектах: а) конституция распространяется на всю территорию государства; б) конституция имеет высшую юридическую силу. 2) Конституция является базой текущего законодательства. Она содержит принципы, которые развиваются в отраслевых законах. 3) Стабильность конституции: а) Конституция принимается тогда, когда имеется компромисс интересов различных социально-политических сил; б) Конституция рассчитана на длительный срок действия; в) Конституция имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений, это система довольно жёсткая.

19. Федеральные конституционные законы как источник государственного (конституционного) права в РФ: понятие, особенности.

Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида:

1)Которые вводят конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой конституции 1993 г. решили, что они не нужны, и этот закон был включен в раздел второй конституции.

2)Которые изменяют и/или дополняют конституцию или конституционные поправки. Этот вид у нас тоже существует, имеет большую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке.

3)Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в конституции государства. Но у нас некоторые такие положения не действуют, например, положение о государственной символике не уточнено в конституционном законе на самом деле не действует. У нас сейчас действуют незаконная символика и при ее оскорблении, человек не может быть привлечен к ответственности именно по этой статье

Помимо Конституции в РФ действует еще 2-е разновидности закона: конституционные и ординарные федеральные (обычные законы). Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида: 1) Которые вводят конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой конституции 1993 г. решили, что они не нужны, и этот закон был включен в раздел второй конституции. 2) Которые изменяют и/или дополняют конституцию или конституционные поправки. Этот вид у нас тоже существует, имеет большую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке. 3) Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в конституции государства. Но у нас некоторые такие положения не действуют, например, положение о государственной символике не уточнено в конституционном законе на самом деле не действует. У нас сейчас действуют незаконная символика и при ее оскорблении, человек не может быть привлечен к ответственности именно по этой статье.

ОСОБЕННОСТИ:

Президент обязан подписать, принимается только по предметам федерального ведения. Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

В соответствии со ст. 136 поправки к главам 3-8 Конституции (это главы о федеративном устройстве государства (ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте (ст. 94-109), правительстве (ст. 110—117), судебной власти (ст. 118—129) и местном самоуправлении (ст. 130—133)) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 137 Конституции изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

То есть по случаю появления нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либо территории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектов Российской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику) должен быть принят федеральный конституционный закон, предусматривающий соответствующее изменение в ст. 65 Конституции. Например, в случае вступления в силу такого закона о слиянии регионов в ст. 65 надлежало включить наименования новообразованного субъекта и исключить наименования упразднённых субъектов.

Статья 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Однако, если предложение о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Напрвляются президенту сразу после одобрения (или 7 дней?), подписывает и публикует в течении 14.

Наши рекомендации