Развитие взглядов на общество в Средневековье
Философы об обществе и человеке.
Древние мыслители об обществе.
1) Древние мыслители об обществе.
2) Развитие взглядов на общество в Средние века.
Первые представления о жизни были отражены в мифологии. Общество представлялось как арена борьбы богов и героев – людей, бросавших вызов богам. Боги – законодатели общественной жизни.
На смену мифологическим представлениям начинают приходить простейшие знания об обществе. Первым дал такое представление древнегреческий историк Геслод в поэме «Труды и дни». Он говорил, что общество проживает несколько эпох, стадий: 1) золотой век, 2) серебряный век (появление неравенства), 3) железный век (конфликты, войны – итог развития общества; 5 век).
Древнегреческий философ Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.).Утверждал, что общество – большая семья, отец – император. «Император» – ветер, народ – трава; куда дует ветер, туда клонится трава». Им было дано морально – этическое обоснование власти в рамках политической науки.
Платон (469 -399 гг. до н.э.). Родился в Афинах, лучший ученик Сократа. Известен учением об идеальном государстве с различными социальными слоями.
1. Мудрые правители, философы с
разумной частью души.
2. Мужественные воины, стражи.
Страстная, яростная душа.
3.Земледельцы, ремесленники –
грубая, низменная душа.
Платон затрагивает вопросы о разделении труда в обществе между различными социальными группами. Это идеальное общество. Социальное неравенство создано Богами, они сотворили у людей разные души. В основе социального деления лежит душа. Будучи идеологом рабовладельческой аристократии, рассуждал о формах правления. Был убежден, что не будет конца несчастьям, пока не станут философы во главе гос – ва. Труд «Государство»
Формы государства по Платону
Правильные неправильные
1.Аристократия – представители старинных 1. Тимократия – господство духа войны;
знатных родов; 2. Олигархия – власть немногих, но
2.Аристократическая республика - очень богатых людей;
выборные аристократы; 3. Демократия – власть народа;
3.Аристократическая монархия. 4. Тирания – основано на произволе
и насилии. Худшее.
Основным понятием его философии являлась идея.
Аристотель – ученик Платона (367 г. – начало ученичества у Платона)
Воспринимал общественную жизнь сквозь призму участия в ней человека как существа политического – политикон, стремящегося к общественной жизни. Естественно, что одни – рабы, а другие – владельцы.
Свободные люди: 1) очень богатые; 2) средний класс – опора гос – ва; 3) бедные слои общества.
В основе соц. деления – имущественный признак. Государство – справедливо для всех, кроме рабов. Описал устройство 158 гос –в.
Реформы государства
Правильные неправильные
1.Полития – республика, 1. Демократия;
средний класс – опора; 2. Олигархия;
2.Аристократия; 3. Тирания.
3.Монархия.
Размышлял о семье, собственности, свободе, гос – ве. Труды: «Политике», «Афинская полития», «Никомахова этика»
Развитие взглядов на общество в Средневековье
Августин Блаженный (середина 4 –первая четверть 5 века)
В своих взглядах он исходил из идеи «социального неравенства». Неравенство - это сторона социальной иерархии, которая установлена творцом. Люди равны лишь перед Богом, в общественной жизни равенства нет. Особое место в его трудах занимает учение об истории общества.
Он разработал линейную концепцию истории:
1)Начало – сотворение мира Богом.
2)Кульминационный пункт – пришествие Христа и его деятельность.
3)Конец – второе пришествие Христа и Божий суд.
В истории человечества происходит борьба между 2 царствами (градами) – «Божий» и «Земной»:
1. «Божий» град – люди живут по заповедям Бога, усердно молятся, за это попадают в Рай.
2. «Земной» град – живут вероотступники, за это окажутся в Аду.
Он подчеркивал особую роль церкви – она объединяет верующих, без нее невозможно обрести спасение, духовная власть выше светской (нерелигиозная). Гос – во подчиняется церкви.
Фома Аквинский (13 век) –он тоже воспринимал социальное неравенство как Богом созданный порядок в обществе.
Лучшей формой государственного правления он считал – монархия – воплощение воли одного лица, как и самого Бога.
Он известен разработкой понятий:
· Вечное право;
· Божественное право;
· Естественное право;
· Позитивное право – создана государством на основе моральных и духовных принципах.
Высшим среди них он считал «вечное право» - мудрость Бога как творца мира.