Закон - это НПА, принятый высшим органом гос. власти в установленном Конституцией порядке, и обладающий высш. юр. силой по сравнению с др. НА (указы, постановления)

Виды законов: В соответствии с К. (ст 76) РФ на фед. уровне принимается два вида законов: ФКЗ и ФЗ. ФКЗ по сравнению с ФЗ обладает более высокой юр. силой. Он является органическим законом, непосредственно предусмотренным и вытекающим из содержания Конституции, детализирующим тот или иной конституционно-правовой институт. Конституция РФ предусм. обязательное принятие 13 ФКЗ (из них есть 6) Законодательный орган не м. принимать ФКЗ, не предусмотренный К. РФ. ФЗ - это закон текущего характера, он издается в соотв. с К. и ФКЗ. Конституцией предусматривается возможность принятия свыше 40 различных ФЗ.

Типология законов в РФ. С 1990 по 2001 г. было издано около 1600 федеральных (общерос­сийских) законов по различным отраслям права1. Многие из них име­ют прямое отношение к конституционному праву и касаются принци­пиальных проблем организации государственной власти, прав, свобод и обязанностей граждан, избирательной системы, федеративного устройства, статуса и деятельности общественных организаций, мест­ного самоуправления. Анализируя систему законов, нельзя не отметить такую характер­ную черту, как их разнообразие. Важнейшие государственно-правовые нормы зафиксированы в конституционных и «обычных» законах. Федеральные конституционные законы существуют с 1994 г. Они принимаются по ?ам, предусмотренным Конституцией РФ. Главный смысл и предназначение анализируемых законов как раз и состоит в том, что они в системе законоположений определены как обособленные и приоритетные акты повышенной юридической силы, развивающие фундаментальные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Поэтому законодатель не может произвольно, без изменения существующих основных норм вводить новые конституци­онные законы или упразднять существующие, издавая вместо них акты текущего законодательства. В то же время допустимым является приня­тие конституционных законов об изменении и дополнении действую­щих вышеназванных актов, их отмене либо принятии в новой редак­ции. В противном случае будет деформирована вся «конституционная конструкция», установленная на референдуме 1993 г. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие сущностные черты этого типа законов: Конституционные законы развивают и дополняют Конститу­цию РФ. «Конституционное пространство» при этом расширяется. Принимаются по ?ам, предусмотренным Основным Зако­ном РФ: Их перечень детерминирован конституционными нормами и не является произвольным. Имеется в виду вся совокупность актов данного уровня, включая законы об из­менениях и дополнениях, о ратификации и денонсации международных договоров. Особое положение этих актов, вызванное близостью к общерос­сийской Конституции, приводит к наделению их большей юридичес­кой силой, чем обычные законы. Федеральные законы не могут проти­воречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76), этим лишний раз подтверждается приоритет самой Конституции РФ. Подготавливаются по специальной, усложненной и продолжи­ тельной процедуре в отличие от федеральных законов. Для их принятия необходима активная позиция обеих палат Федерального Собрания — голосование «за» трех четвертей от общего числа членов Совета Федера­ции и двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение. Глава государства безусловно обязан их подписать и обнародовать (ч. 2 ст. 108). Ныне действуют следующие федеральные конституционные зако­ны: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об ар­битражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в РФ (1997 г.), о Правительстве РФ (1997 г.), о военных судах (1999 г.), о Государственном гимне (2000 г.), о Государственном гербе (2000 г.), о Государственном флаге РФ (2000 г.), о чрезвычай­ном положении (2001 г.), о порядке принятия в Российскую Федера­цию и образования в ее составе нового российского субъекта (2001 г.), о военном положении (2002 г.). На современном этапе принято чуть более 60% всех конституцион­ных законов. Так, отсутствуют акты о порядке созыва Конституцион­ного собрания, о порядке изменения статуса субъекта Федерации и не­которые другие. Близок к федеральному конституционному закону закон РФ о по­правке к российской Конституции (ст. 136). Такой закон пока ни разу не принимался. Возможность принятия и форма этого акта установле­на в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. По всей видимости, этот закон будет иметь вре­менное значение и прекратит свое действие сразу же после включения поправки в текст Конституции РФ. Наиболее многочисленны среди законодательных актов федераль­ные (ординарные) законы, принимаемые на основе обычной парламент­ской правотворческой процедуры. Они составляют большинство в кон­ституционном и других отраслях права и по юридической силе идут сра­зу же после федеральных конституционных законов. Это, к примеру, законы о выборах, о гражданстве, о средствах массовой информации, о политических партиях, о статусе судей. Среди российских законов сле­дует выделять такие акты, как основы законодательства и кодексы. Все субъекты РФ с 1993 г. получили право изда­вать свои законы, до этого подобными полномочиями обладали только республики. Представительные (законодательные) органы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов фе­дерального значения принимают законы, направленные на определение и конкретизацию статуса государственных органов, развитие местного самоуправления, взаимодействие с федеральными структурами, обеспе­чение правопорядка, охрану законных прав и интересов граждан. Стержневыми законодательными актами являются конституция (для республик) и устав (для всех иных субъектов Федерации), нося­щие учредительный характер. Все региональные акты должны соответ­ствовать российскому законодательству, и их действие ограничено территорией конкретного субъекта.

Наши рекомендации