Международно-правовой режим открытого моря

Под открытым морем понимаются все части моря, которые рас положены за пределами внутренних и территориальных вод, эконо мической зоны и архипелажных вод и находятся в свободном и рав ноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву).
С точки зрения правового режима открытое море считается тер риторией res communis, т. е. оно не может находиться под суверени тетом какого-либо государства (ст. 89).
Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, включающий в себя: свободу судоходст ва; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; сво боду возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований (ст. 87). Этим составные части принципа
В целях сохранения и рационального использования животных и других ресурсов моря, а также защиты иных экономических инте ресов страны в морских районах, прилегающих к побережью Рос сии, в стране принят специальный законодательный акт, в котором учитываются положения Конвенции ООН по морскому праву. В соответствии с ним Россия осуществляет суверенные права в це лях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, нахо-дящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, а также в це лях управления этими ресурсами. Все государства с учетом норм международного права и законодательства пользуются в экономи ческой зоне свободами судоходства и полетов, прокладки подвод-ных кабелей и трубопроводов и другими правомерными свободами. Порядок, условия использования, охрана рыбных и других живых ресурсов в экономической зоне определяются Правительством РФ. Россия осуществляет юрисдикцию в отношении сооружения и соз дания, эксплуатации любых искусственных островов, установок, сооружений и обладает исключительной юрисдикцией над этими сооружениями. Научные исследования в экономической зоне осу ществляются на основе норм международного права и российского законодательства только с согласия российских компетентных ор-ганов.
свободы открытого моря не исчерпываются. Например, в современ- 489 ном международном морском праве к другим свободам относится свобода военного мореплавания. Свобода открытого моря не без гранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны ува жать законные интересы других стран (ст. 87).
Свобода судоходства включает в себя свободу судоходства как торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплава нием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных су дов ВМФ, и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обя- ^У занностями, обладающими специальными юридическими признака ми и свойствами. Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного пра ва, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др. В открытом море все суда (и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага. Юрисдикция государства означает, что функции власти над всеми своими судами могут осуществлять только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага, она также означает, что преследование членов экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст. 95). Под военным кораблем согласно Конвенции пони мается судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки военного корабля, находя щееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, имеющее экипаж, под чиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29).
Правовое положение военного корабля определяется его имму нитетом от юрисдикции иностранного государства. Иммунитет во енного корабля является производным от суверенитета государст ва. Иммунитет военного корабля проявляется в трех формах: а) иммунитет от иностранной юрисдикции, т.е. нераспространение действия законов и правил какого-либо государства, кроме госу дарства флага, на военные корабли в открытом море; б) иммунитет от принуждения, т. е. запрещение применять к военным кораблям меры принуждения и насильственные действия в какой бы то ни
490 было форме; в) особые льготы и привилегии, т.е. освобождение во енных кораблей во время пребывания в иностранных водах от та моженного досмотра и санитарного осмотра, от уплаты различных сборов.
Конвенция допускает возможность вмешательства военных ко раблей в деятельность иностранных невоенных судов, если это вме шательство основано на международных соглашениях. Так, воен ный корабль может подвергнуть осмотру торговое судно, если есть основания подозревать, что это судно занимается пиратством. В ст. 100 Конвенции государства взяли на себя обязательство содейство вать в полной мере пресечению пиратства, под которым понимается любое из следующих действий: а) любой неправомерный акт наси лия, задержания или грабежа, совершенный с личными целями экипажем частновладельческого судна и направленный против дру гого судна или против лиц и имущества, находящихся на нем; б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием того факта, что судно является пи ратским; в) любое подстрекательство или сознательное содействие совершению действий, указанных в пп. «а» и «б» ст. 101 названной Конвенции. Военный корабль или воздушное судно вправе захва тить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить имущест во; наложение взыскания и мер наказания входит в компетенцию того государства, суда которого захватили пиратов (ст. 105).
14 сентября 1937 г. восемь стран (в том числе и Советский Со юз) подписали Нионское соглашение, согласно которому пиратски ми признавались действия военных кораблей и подводных лодок, если эти действия «противоречили самым элементарным требова-ниям гуманности».
Вторым изъятием из общих принципов является вмешательство в целях борьбы с работорговлей. Согласно ст. 99 Конвенции, каж дое государство принимает эффективные меры против перевозки рабов. Военный корабль вправе подвергать иностранное торговое судно осмотру, включая проверку права судна на его флаг, если есть подозрение, что оно перевозит рабов.
Изъятие из принципа юрисдикции государства флага допуска ется при преследовании судна в открытом море. Порядок преследо вания регламентируется ст. 111 рассматриваемой Конвенции, со гласно которой судно, совершившее правонарушение в иностран ных внутренних водах, территориальном море, прилежащей или экономической зоне, может подвергнуться преследованию. Право преследования основано на концепции «преследования по горячим


следам», т.е. если компетентные органы прибрежного государства 491 имеют достаточные основания считать, что судно нарушило зако ны, касающиеся режима внутренних или территориальных вод, экономических или прилежащих зон. Оно должно начаться в той зоне, режим которой нарушен, непрерывно продолжаться и быть эффективным; преследование должно прекратиться, как только судно зайдет в свои территориальные воды или в воды третьего го сударства (ст. 111). К преследующему судну применяются нормы национального законодательства. Так, в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» пре дусматривается, что пограничные войска, включая военные кораб ли и другие суда, вправе преследовать и задерживать иностранные невоенные суда в открытом море, если преследование было начато во внутренних или территориальных водах России.
От преследования необходимо отличать слежение (наблюде ние). Главное отличие состоит в том, что при слежении военный ко рабль одного государства взаимодействует с военным кораблем другого государства как равный с равным. Преследование же все гда связано с осуществлением какой-либо власти. Слежение можно рассматривать как обычную повседневную деятельность военных кораблей. Поэтому нет специальных конвенционных норм между народного морского права, которые регламентировали бы слеже ние. Однако некоторые вопросы слежения могут явиться предме том двусторонних соглашений. Так, 25 мая 1972 г. СССР и США заключили Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, в котором устанавлива ется, что корабли, ведущие наблюдение за кораблями другой сторо ны, не должны мешать их действиям или создавать опасность ко раблям, за которыми ведется наблюдение (п. 4 ст. 3). Подобное со глашение в 1986 г. было заключено СССР с Англией.
И наконец, изъятие из принципа юрисдикции государства фла га допускается при пресечении несанкционированного вещания. При возникновении подозрений в том, что судно занимается не санкционированным вещанием, военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг и затем, если подозрения окажут ся обоснованными, может предпринять действия по пресечению та кой деятельности (ст. 109 Конвенции).
Конвенция ООН по морскому праву закрепляет право внутри- континентальных стран на доступ к морю. Согласно ст. 125 «госу дарства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к мо рю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в на стоящей Конвегіцйи, б там числе праё, относящихся к свободе
открытого моря и общему наследию человечества». Для реализа ции этих прав внутриконтинентальные страны пользуются свобо дой транзита через территории государств транзита всеми транс-портными средствами (ст. 124 — 132).

Наши рекомендации