Глава 18. СССР в послевоенный
Период.
Международные отношения после Второй мировой войны. Послевоенное развитие СССР
Международные отношения после
Второй мировой войны.
Война изменила геополитическую карту мира и соотношение сил на международной арене. К Советскому Союзу отошла большая часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом (ныне Калининградская область РФ), Литовская ССР получила территорию Клайпедской области, к Украинской ССР отошли территории Закарпатской Украины. На Дальнем Востоке Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова (включая и четыре южных острова, не входивших ранее в состав России). Увеличили свою территорию за счет германских земель Чехословакия и Польша.
Изменилась обстановка внутри западного мира. Потерпели поражение и утратили роль великих держав страны - агрессоры — Германия и Япония, значительно ослабли позиции Англии и Франции. В то же время выросло влияние США, которые контролировали около 80% золотого запаса капиталистического мира, на их долю приходилось 46% мирового промышленного производства.
Особенностью послевоенного периода стало появление народно-демократических стран Восточной Европы и Азии, которые при поддержке СССР приступили к строительству социализма. В результате к концу 40-х гг. образовалась система социализма во главе с СССР.
Война положила начало распаду колониальной системы империализма. В результате национально - освободительного движения получили независимость такие крупнейшие страны,
как Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан, Цейлон, Египет.
Всего за послевоенное десятилетие независимость получили 25 государств, от колониальной зависимости освободились 120 млн. человек.
В политическом спектре капиталистических стран Европы произошел сдвиг влево. Фашистские и праворадикальные сошли со сцены. Резко выросло влияние коммунистов. В1945-1947 гг. коммунисты входили в состав правительств Франции, Италии, Бельгии, Австрии, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии.
В годы Второй мировой воины сложилась единая антифашистская коалиция — союз великих держав — СССР, США, Великобритания и Франция. Наличие общего врага помогало преодолевать разногласия между капиталистическими странами и социалистической Россией, находить компромиссы. В апреле—июне 1945 г. в Сан-Франциско состоялась учредительная конференция Организации Объединенных Наций, включавшая представителей 50 стран. В уставе ООН были отражены принципы мирного сосуществования государств различных социально-экономических систем, принципы суверенитета и равенства всех стран мира.
Новый образ Советского Союза как победителя, освободителя, миротворца вызывал искренний интерес к советской системе, высвечивал наиболее привлекательные ее стороны. Для многих европейцев представление о социализме ассоциировалось с такими непреходящими ценностями, как мир, свобода, социальная справедливость, равенство, созидательный труд.
Стремление к миру, готовность к компромиссу с бывшими партнерами по антигитлеровской коалиции всячески подчеркивало и руководство СССР. Как бы ни было велико желание диктовать свою политическую волю «с позиции победы», Сталин понимал, что нельзя в данном случае «диктовать с позиции колоссальным людским потерям, поставила все население в тяжелейшие материальные условия. Следовало учитывать и то обстоятельство, что фактическое закрепление нового раздела мира на сферы влияния «большой тройкой» (Англией, США и СССР) позволяло советскому руководству надеяться, что упрочить и закрепить его можно будет без конфронтации союзниками.
Возникает естественный вопрос: почему возможная альтернатива мирного, союзнического сосуществования сменилась ситуацией, получившей название «холодная война»?
«Холодная война» — это политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух общественных систем — социализма и капитализма, их балансирование на грани войны. В советской исторической литературе долгое время господствовало положение о том, что «холодная война» — враждебный политический курс, который правительства западных держав стали проводить в отношении СССР и других социалистических стран после окончания войны. Сегодня ясно, что СССР также нес ответственность за противостояние.
Конфронтационная внешняя политика имела соответствующее продолжение во внутриполитическом курсе — в милитаризации экономики, ведении идеологической войны, наиболее существенную роль в которой играло формирование «образа врага» обеими сторонами. Атмосфера подозрительности и шпиономания стали неотъемлемой частью общественной жизни: в США с 1953 г. развернулась «охота на ведьм» — антикоммунистическая деятельность сенатской комиссии Маккарти, а в СССР — борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. Таким образом, «холодная война» стала формой существования в послевоенном мире, суть которой составляла идеологическая конфронтация просоветского и проамериканского блоков. Все остальные сферы — внешнеполитическая, военно-технологическая, культурная — находились в жесткой зависимости от степени конфронтации.
Ключевым событием, от которого историки ведут отсчет «холодной войны», стала речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в колледже г. Фултона в присутствии президента США Г. Трумэна. Отставной премьер-министр Великобритании У. Черчилль указал на необходимость создания «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», для координации действий, прежде всего в военной области. Актуальность такого объединения он обосновывал существенным расширением сферы советского влияния, благодаря которому «железная завеса спустилась на континент», ростом влияния коммунистических партий в Европе, опасностью создания прокоммунистической Германии, возникновением коммунистических пятых колонн всему миру, действующих по указаниям единого центра.
В ответ на это выступление 13 марта Сталин дал интервью к0рреспонденту «Правды», в котором отметил, «что по сути дела У - Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Таким образом, «холодная война» началась со взаимных упреков бывших союзников.
Идеи конфронтации с СССР были развиты и детализированы в феврале 1947 г. в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США и получили название «доктрины Трумэна». Она содержала конкретные меры, направленные против расширения советской сферы влияния и распространения коммунистической идеологии («доктрина сдерживания социализма») и на возвращение СССР к его прежним границам («доктрина отбрасывания социализма»).
Экономическая составляющая «доктрины Трумэна» была разработана в плане госсекретаря США Дж. Маршалла в 1947 г. План Маршалла предлагал оказание экономической помощи послевоенной Европе, включая и СССР, связывая ее с определенными политическими уступками, что было для руководства СССР абсолютно неприемлемо. После того как требование сохранения за советским правительством свободы в расходовании выделенных средств и самостоятельного определения экономической политики было отвергнуто Западом, СССР отказался участвовать в «плане Маршалла» и оказал прямое давление на те страны Восточной Европы, где план вызвал интерес.
Отказ от участия в реализации «плана Маршалла» усугубил и без того тяжелое экономическое положение Советского Союза, вынужденного во имя своих идеологических интересов инвестировать значительные средства в страны народной демократии. Так к середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались Два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская.
При несомненном авторитете коммунистов в послевоенной Европе прийти к власти и сформировать собственные правительства им удалось лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шел гораздо сложнее. Утверждение коммунистов у власти в этих Странах прошло два основных этапа. Первый этап охватывал период от окончания войны до середины 1947 г., когда основной моделью государственного устройства была так называемая "Народная демократия». Нос середины 1947 г., стремясь всеми
Силами оградить Восточную Европу от американского влияния, Москва форсировала социально-экономические и политические преобразования в этих странах.
Второй этап начался с так называемых «мирных социалистических революций»: падения коалиционных правительства «народного фронта» и установления коммунистического правления. Переходу к единой советской модели развития способствовала международная закрытая политическая стп тура — Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ), созданное в сентябре 1947 г. и просуществовавшее до 1956 г. На первом же совещании Коминформа в сентябре 1947 г. была пересмотрена стратегия коммунистов в отношении демократических блоков и политических союзников. Малейшее отклонение от советской модели стало рассматриваться как сепаратизм и потенциальная угроза сокращения сферы советского влияния. Раздражение Москвы вызвала идея югославского лидера И. Броз Тито о создании балканской федерации (союза Югославии и Болгарии). Сталин подозревал Тито в стремлении к руководящей роли на Балканах, что, по его мнению, могло вызвать ослабление там позиций СССР. В октябре 1949 г. произошел разрыв дипломатических отношений между СССР и Югославией. Против Югославии были применены экономические санкции. В СССР была развернута настоящая антиюгославская пропаганда.
После советско-югославского конфликта у стран «народной демократии» не осталось никаких вариантов: либо беспрекословное подчинение диктату Москвы, либо полная политическая и экономическая изоляция. Так страны «народной neM0KPa™3a. превращались в страны «социалистического лагеря», с тельными для исполнения законами центра и партиИНчесК0М циплиной. Лишь в начале60-х гг. это понятие в политическое лексиконе стало постепенно заменяться на «соииалистическое содружество».
Навязывание Москвой своей политической воли и в то же время сопровождалось материальной помощью. Даже в условиях голода, охватившего в 1946 г большую часть территорий Молдавии и Украины, СССР поставил в Болгарию. Румынию, Польшу, Чехословакию, советскую оккупационную зону Германии 2,5 млн. тонн зерна. На твердую почву экономическая помощь была переведена в результате силами оградить Восточную Европу. Пре-
доставления странам «социалистического лагеря» льготных долгосрочных кредитов, которые составили за 1945-1952 гг. 3 млрд. долларов.
Основным каналом материальной помощи странам «социалистического лагеря» и инструментом экономического влияния на политику в странах просоветского блока стал Совет «экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная организация, учрежденная в январе 1949 г. Сначала в СЭВ входили 6 стран — Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР
Чехословакия. Экономическая деятельность в рамках СЭВ была основана на планово-распорядительном, а не на рыночном механизме, что негативно сказывалось на всех участниках хозяйственных связей. Существенную роль при определении приоритетов играли политическая лояльность страны к Советскому Союзу, личные связи на уровне руководства и другие внеэкономические факторы.
В сферу советского влияния попал также и Китай. После разгрома советскими войсками Квантунской армии в 1945 г. Северо-Восточный Китай был освобожден от японцев. Китай охватила гражданская война между коммунистами во главе с Мао Цзедуном и войсками Гоминьдана. При активной советской помощи коммунисты победили. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), и 14 февраля 1950 г. между ней и СССР был подписан договор о Дружбе, союзе и взаимной помощи. Сталин рассматривал победу эволюции в Китае и построение там социализма по советской додели как ключевое условие победы социализма во всем мире.
вечные времена между СССР и Китаем была провозглашена, великая дружба».
После войны фактически происходил передел мира, скла-5 °СЬ Два основных полюса притяжения, формировалась биполярная геополитическая модель. 4 апреля 1949 г. по инициативе США был подписан Североатлантический договор, определявший международно - правовую базу военно-политического союза проамериканского блока. Этот союз получил название Организации Североатлантического договора, или НАТО. В НАТО вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия в 1952 г. - Турция и Греция. В рамках НАТО было создано объединенное военное командование стран-участниц,
что стало основой первого военного блока государств в " военном мире. Создание НАТО позволяет говорить о переходе конфронтации из идеологической и политической области46 военную, что качественным образом меняло международную обстановку, вело к существенному обострению международной напряженности.
Конфронтация двух систем делала открытое военное противостояние вполне реальным. Опасность этой тенденции усугублялась ядерным фактором. До 1949 г. единственной державой, обладавшей ядерным оружием, были США, которые превратили его в основное средство давления на СССР. Необходимо было невзирая ни на какие сложности создать советское ядерное оружие и ликвидировать ядерную монополию США. Усилия советского военно-промышленного комплекса увенчались успехом. В сентябре 1949 г. ядерная монополия США была ликвидирована.