Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления. Особенности стратегического менеджмента
Современное понятие менеджмента. Требования к менеджеру. Роли менеджера в организации.
Определение понятия «менеджмент». Подходы к определению менеджмента. Общие требования к менеджеру. Основные группы ролей менеджера: межличностные, информационные, связанные с принятием решения.
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием. Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1.рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке.
Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.
Цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Роли м-ра: Менеджер-дипломат (принятия решения) - предприниматель
Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов. Менеджер-информатор Получение инфы,ее распростр.,представит. Ф-ия. Менеджер-управляющий(межличностный) От него в частности требуется:наличие общих знаний в области управления предприятием;компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления. Особенности стратегического менеджмента.
Стратегическое у правление как вполне определенная разновидность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй половине XX в. менеджменту стало уделяться повышенное внимание. / 1 этап развития 1930 год – до индустриальный (донаучный) период. В это время начинается производство продукции во всех сферах деятельности машинном способом. Т.е. на рынках практически не было продукции спрос был большой ,было ручное производство продукции. Конкуренции не было 2 этап развития 1930-1950 гг. – индустриальный период (научный)– складываются все сферы деятельности все отрасли хозяйства во всем мире. вся продукция производится машинным способом, рынки насыщаются товаром, спрос в большей степени удовлетворяется. Конкуренция развивается и превращается в более жесткую параметрическую 3 этап развития 1950-наст. вр. – постиндустриальный период – рынки перенасыщены однотипной продукцией. Конкуренция очень жестокая, т.к. конкурируют продукты одного типа, одного значения, различающиеся отдельными нюансами (предметная конкуренция).
Причины возн.:развитие насыщения рынков,увелечение кол-ва факторов (долгосрочное видение),акцент на перспективу,непредсказуемость внешн. Среды в буд.
Сист управл.:стратег. Планирование,стартег. Маркетинг, стратег м-т:ориентация на долгосрочную перспективу(стратегия,тактика,операт. Управл)
Существует несколько определений стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггинсу, «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением» Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» Т,О, С.У. – это такое управление орг-ей, к-рое опирается на человеч. Потенциал как основу орг-ции, ориентирует производственную деят-сть на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в орг-ции, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиться конкурентных преимуществ, что дает возможность выживать в долгосрочной перспективе, приэтом достигая своих целей.
Пояснение основных особенностей стратегического менеджмента:
- стратегическое управление не дает и не может дать точной и детальной картины будущего;
- стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем;
- требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления;
- резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения;
- при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование.