В грозном небе Первой мировой. Германский поплавковый «Фридрихсгауфен»
Германский поплавковый «Фридрихсгауфен».
Гидроистребители.
Морские истребители предназначались для борьбы с неприятельской гидроавиацией.
Первые из них (английский «Сопвич Беби» и немецкий «Фридрихсгауфен») появились в 1915 году.В дальнейшем строительство гидроистребителей осуществляли компании «Альбатрос» и «Бранденбург» в Германии и «Порт Виктория» в Великобритании. В аппаратах этого типа ценились скорость и маневренность, поэтому они строились по схеме одноместного поплавкового биплана с уменьшенной полезной нагрузкой.
«Шорты» на борту авианосца.
«Шорт 184».
Торпедоносцы.
Еще в начале войны стало очевидно преимущество торпеды перед обычной бомбой. Во-первых, она обладает большей разрушительной силой. Во-вторых, ее запуск может производиться на значительном расстоянии от цели.
Учитывая эти обстоятельства, в годы войны началась разработка торпедоносцев. Своими размерами и весом эти аппараты превосходили гидросамолеты других типов. В их конструкции всегда присутствовало поплавковое шасси.
В таком случае, торпеду размещали под фюзеляжем между основными опорами поплавка.
Большого успеха в годы Первой мировой войны добился английский летчик К.�дмондс. В августе 1915 года он пилотировал торпедоносец «Шорт-184». В проливе Дарданеллы ему удалось поразить неприятельское судно с расстояния 300 метров.
Игорь Сикорский
И все же, в силу их технического несовершенства, торпедоносцы не обрели большой популярности. Их время еще не пришло!
Летающие лодки
В военные годы появилась и тяжелая многомоторная гидроавиация. В задачу таких самолетов входило действовать вдали от берега, производя разведку, бомбометание, конвоирование и охрану кораблей. Первые морские гиганты были поплавковые: российский «Илья Муромец» и немецкий «Гота». Они отличались большой грузоподъемностью и способностью преодолевать значительные расстояния. Их главный недостаток – невысокая мореходность – затрудняла взлет и посадку на неспокойной воде.
Поэтому, большую популярность получили многомоторные самолеты типа «летающая лодка».Самые знаменитые из них производились в США. Их автор, Г.Кертисс, смог добиться сочетания таких качеств как дальность, большая грузоподъемность и оптимальная мореходность.
Летающая лодка «Кертисс. H.XII».
На борту «лодок» Кертисса размешалось до 4-х пулеметов и несколько сотен килограммов бомб.
Палубная авиация.
В рассматриваемый период широкое развитие получила палубная авиация, которая производила взлет и посадку на корабль-авианосец. Благодаря этому самолеты могли использоваться далеко в открытом море.
Английский авианосец с «Шортами» на борту.
Чаще всего на вооружении палубной авиации находились поплавковые самолеты и «летающие лодки». В таком случае, их спуск на воду и подъем на палубу производились при помощи крана.
Идея старта самолета непосредственно с корабля, а значит и использования в палубной авиации аэропланов с колесным шасси, получила распространение только к концу войны.
Таким образом, 1914-1918 года стали временем не только рождения, но и становления морской авиации.
Гидросамолеты стали надежными и были пущены в серийное производство. В бою на такие аэропланы возлагали самые разнообразные функции, и это заложило основу для их специализации по назначению.
Наиболее активно в ходе военных действий были задействованы морские самолеты-разведчики, истребители и многомоторные гиганты. Что касается производства торпедоносцев и палубных кораблей, то в этой сфере авиаконструкторы делали только свои первые шаги.