Административно-политические органы власти СССР в 1923–1991 гг.
Формирование административно-политических органов власти в 1923–1936 гг. К административно-политическим органам власти относятся органы управления силовыми структурами: оборона, МВД, разведка, контрразведка, а также министерство иностранных дел.
Управление обороной страны в 1920-е годы было серьезно реорганизовано. В 1923 г. был создан союзный наркомат по военным и морским делам. Одновременно проводилась демобилизация армии и к концу 1923 г. из 5,5 млн. в ней осталось 651 тыс. человек. Обострение внутрипартийной борьбы в это время привело к ослаблению позиций Л. Троцкого в Политбюро и его последующему освобождению от должности Наркомвоенмора и председателя РВС. На его место был назначен М. Фрунзе, который начал осуществлять в 1924–1925 гг. военную реформу.
Во-первых, в армии вводилось единоначалие строевого командира. Во-вторых, одним из направлений реформы был переход к территориально-милиционной системе комплектования. В сухопутных войсках оставался кадровый состав офицеров, но направлялось только 25–30% призывников. Остальные 70% проходили службу в территориально-милиционных частях по месту жительства без отрыва от производства. На протяжении 4-х лет военнообязанные призывались на сборы сроком не более 5 месяцев. Эта система преследовала цель увеличить количество лиц, прошедших военную подготовку, организовать политическое воспитание армии, а через армию – мирного населения.
Все остальные рода войск – ВВС, ВМФ, артиллерийские части, пограничные войска - оставались на кадровой системе комплектования. Военная служба была обязательной для мужчин с 19 до 40 лет. Вся территория страны делилась на военные округа, а те, в свою очередь, на территориально-милиционные. В национальных районах создавались национально-территориальные части, в которых обучение осуществлялось на национальных языках. К 1930 г. был налажен военный учет населения. Территориально-милиционная система наряду с достоинствами имела существенные недостатки. Она была более дешевой, охватывала все население, но давала более низкий уровень боевой подготовки в сравнении с кадровыми частями, имела слабую мобильность и т.д. В середине 30-х гг., когда началась очередная реорганизация и перевооружение армии, были созданы новые рода войск (авиация, танковые части), территориально-милиционные формирования отменялись, армия становилась кадровой. В это время расширилась сеть военных учебных заведений, был перестроен аппарат военного управления.
В 1934 г. был ликвидирован РВС, а наркомат по военным и морским делам был переименован в наркомат обороны СССР. Нарком стал во главе действующей армии, все военно-морские силы были сведены в военные округа, армии, флоты. Их командующие подчинялись непосредственно наркому. При наркоме и во главе с ним как совещательный орган действовал Военный совет. Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб армии. При исполкомах Советов создавались военкоматы, которые подчинялись командующему округом или армией. Выросло количество высших военных заведений. В 1932 г. на базе Военно-технической академии возникло сначала 6, затем 11 академий – по родам войск.
К 1939 г. окончательно завершился переход к кадровой системе. В сентябре этого года Верховный Совет СССР принял закон «О всеобщей воинской обязанности». К январю 1941 г. численность РККА выросла до 4 млн. чел. В стране насчитывалось 19 военных академий, 7 военно-морских училищ, 203 военных училища других родов войск. Рост численности армии и репрессии командного состава обострили кадровую проблему. Лишь 7% высшего состава имели специальное высшее образование, а 37% не имели даже среднего; 70% командиров полков и командиров дивизий перед началом войны не имели опыта, находясь менее 1 года на командных должностях.
Из лагерей заключенных в армию были возвращены некоторые репрессированные кадры: Рокоссовский, Мерецков, Петровский, но в целом, репрессии нанесли тяжелый удар по армии, т.к. пострадали значительная часть аппарата наркомата обороны, почти весь аппарат Генштаба, стратегическая разведка. Наркомат и Генштаб не смогли предугадать первый удар немцев во всем его объеме, допустили ошибки в расположении войск Белорусского и Киевского округов.
Еще в 1937 г. из наркомата обороны выделился наркомат военно-морского флота, были созданы военные советы округов, флотов, армий, введены должности военных комиссаров, начиная с полка и выше, которые подчинялись политотделам и политуправлениям. В 1937 г. был упразднен СТО и был образован Комитет обороны СССР для координации мероприятий по вопросам обороны.
Советско-финляндская война показала слабую боеспособность армии. К. Ворошилов был снят с поста наркома обороны и на его место был назначен С. Тимошенко. В период Великой Отечественной войны наркомом обороны и Верховным главнокомандующим стал лично Сталин. В годы войны была создана Ставка Верховного главнокомандования (И. Сталин, С. Тимошенко, нарком флота – Н. Кузнецов, В. Молотов, К. Ворошилов, С. Буденный, Г. Жуков), в ее компетенции находились: распределение резервов, утверждение планов военных компаний, назначение на должности высшего командного состава и пр. Стратегические решения вырабатывались коллегиально, отдельные вопросы часто решал лично Сталин. Органом управления был фронт, который создавался для оперативного руководства боевыми действиями в полевых условиях. Важную роль во время войны играли политорганы. Общее руководство партийно-политической работой в армии осуществляло ГПУ РККА и ГПУ ВМФ. В армии было 78 тыс. первичных партийных организаций.
В октябре 1941 г. создано Главное управление оборонительного строительства, на которое возлагались задачи строительства оборонительных сооружений от Баренцева до Черного морей. В мае 1942 г. образован Штаб партизанского движения, действовавший до 1944 г., при котором была Центральная радиошкола.
С окончанием войны войсковые формирования фронтов, Ставка Верховного Главнокомандования и полевые органы были упразднены. В июне 1945 г. принят закон о демобилизации личного состава Советской армии. Из 8,5 млн. человек к 1948 г. осталось 2,8 млн., а из всех военных наркоматов к 1946 г. остался один наркомат вооруженных сил, который в 1953 г. был реорганизован в министерство обороны СССР.
В послевоенный период вооруженные силы прошли в своем развитии 3 этапа:
· 1945–1953 гг. В этот период совершенствовались обычные виды вооружений на основе опыта Великой отечественной войны;
· 1953–1959 гг. – происходило внедрение ядерного оружия и другой техники;
· 1960–1990 гг. - освоение и внедрение новых видов оружия, происходили коренные изменения во всех областях военного дела.
В 1967 г. принят закон о всеобщей воинской обязанности, который определил порядок службы, организацию и состав вооруженных сил. В связи с разрядкой международной напряженности в 1980-е годы была разработана доктрина «оборонной достаточности» и началось сокращение армии.
Управление охраной госбезопасности и общественного порядка. Руководство охраной госбезопасности страны было отнесено к ведению центра (союзных структур), а руководство охраной общественного порядка – к исключительному ведению союзных республик. Во всех республиках в 1920-е годы были образованы ГПУ с целью подавления открытых контрреволюционных выступлений, борьбы со шпионажем, охраны границ и борьбы с контрабандой. ГПУ имели особые части войск.
После образования СССР функции охраны госбезопасности были изъяты из НКВД, и в июле 1923 г. образовался новый федеральный орган – Объединенное государственное политическое управление – ОГПУ при СНК СССР. ОГПУ создавался на правах наркомата, имел в союзных республиках своих уполномоченных, а в армии – особые отделы. Председатель ОГПУ назначался Президиумом ЦИК и входил в состав СНК. Сотрудники ОГПУ считались военнослужащими. ОГПУ вело оперативную разведывательную работу, имело в своем подчинении пограничные войска. В 1929 г. в ведении ОГПУ была передана часть исправительно-трудовых лагерей, началось привлечение заключенных к строительству предприятий, железных дорог, каналов – Беломорско-Балтийского и Волга-Москва.
ОГПУ стал репрессивным органом. Начало этому положил документ: «Положения о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь» от 28 марта 1924 г. Согласно циркулярам ОГПУ от 29 октября 1928 г. и 8 апреля 1931 г., работники оперативных отделов ОГПУ создавали тройки при участии прокурора с целью предварительного рассмотрения законченных следственных дел для последующего доклада на особой судебной коллегии ОГПУ (в последующем – на особомсовещании). Фактически, таким образом, предрешался приговор. В 1930 г. Президиум ЦИК предоставил право ОГПУ на время компании по ликвидации кулачества передавать свои полномочия краевым и областным органам ОГПУ. В этом случае в состав троек входили представители партийных органов. Расширение прав ОГПУ сопровождалось сокращением прав республиканских НКВД, которые в 1930 г. были ликвидированы.
В 1932 г. в стране вводилась паспортная система и обязательная прописка. Для ее организации было создано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ. Так милиция была выведена из подчинения местных Советов и подчинена ОГПУ до 1934 г.
В связи с убийством С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. Президиум ЦИК внес изменения в уголовно-процессуальный кодекс и издал постановление «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов». По этому постановлению срок следствия по делам о терроре сокращался до 10 дней, обвинительное заключение обвиняемому вручалось за сутки до суда, дело рассматривалось без участия адвоката. Помилования в этих случаях не допускалось, и приговор приводился в исполнение немедленно. Внесудебные репрессии приняли гигантские размеры. Против них выступили государственные деятели, многие из которых затем сами были репрессированы.
В июле 1934 г. ОГПУ упразднили, а его функции передали НКВД СССР, создав при этом Главное управление госбезопасности (ГУГБ). В НКВД вошло также Главное управление рабоче-крестьянской милиции. Внесудебный орган ОГПУ «Особая судебная коллегия» была переименована в «Особое совещание» с теми же функциями. Так сформировалось мощное силовое министерство с разветвленной структурой, войсками, самое влиятельное среди наркоматов, стоящее в стороне от законов.
Конституция 1936 г. закрепила существование НКВД. В союзных республиках создавались республиканские НКВД. В ведение этого наркомата передавались функции и учреждения целого ряда отраслей: охрана лесов местного значения, исправительно-трудовые лагеря, управление государственной съемки и картографии и т.д. Аппарат НКВД постоянно перестраивался. В 1937 г. возник ОБХСС - отдел борьбы с хищением социалистической собственности, ГУГБ – главное управление по борьбе с бандитизмом. Если репрессии конца 20 – начала 30-х гг. были направлены против нэпманов и кулаков, старой интеллигенции, то с середины 30-х гг. – напартийный и государственный аппарат, различные слои населения, командный состав армии, хозяйственных работников и аппарат НКВД. В годы Великой отечественной войны репрессивный карательный механизм продолжал работать. Выселялись на спецпоселения народы Северного Кавказа: чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. В 1945-1949 гг. из Прибалтики выселялись литовцы, латыши, эстонцы. Всего в 1953 г. числилось 2 753 356 спецпереселенцев. Для проверки военнослужащих, находившихся в плену или окружении, были созданы спецлагеря НКВД. Эту проверку проводили отделы контрразведки СМЕРШ (смерть шпионам). Всего через лагеря прошли 354 529 человек, из них 15 тыс. были арестованы.
После смерти Сталина началась перестройка работы органов госбезопасности. В марте 1954 г. из МВД выделился КГБ (Комитет государственной безопасности), в 1978 г. его статус возрос до уровня министерства (КГБ СССР), и его председатель стал входить в правительство. В 1960 г. в связи с общим сокращением министерств ликвидировали МВД, а его функции были переданы союзным республикам, но это решение себя не оправдало, и в 1966 г. воссоздали министерство общественного порядка, которое в 1968 г. стало министерством внутренних дел.
В 1960–1980 гг.КГБ имел огромное влияние, его органы осуществляли всеобъемлющий контроль над деятельностью всего госаппарата, творческих союзов, церкви, милиции, армии, частной жизнью граждан, организовывали процессы против диссидентов. Начавшаяся в 1985 г. «перестройка» потребовала обновления его роли. В связи с этим КГБ совместно с Прокуратурой СССР и Верховным судом участвовал в реабилитации необоснованно репрессированных граждан, рассекречивании некоторых материалов, доступ к которым был ограничен. В 1989 г. в составе КГБ было упразднено 5-е управление, занимавшееся идеологическими диверсиями.
Управление внешнеполитическими связями. После образования СССР наркомат иностранных дел РСФСР фактически стал общесоюзным органом. Он осуществлял дипломатические связи с иностранными государствами, защищал политические и экономические интересы Союза, права граждан СССР за границей, проводил в жизнь заключенные с иностранными государствами договоры и соглашения. Важнейшими структурными подразделениями наркомата были коллегия и два территориально-политических отдела: Запада и Востока. За границей находились полпредства и консульства разного ранга. Процесс признания Советского Союза завершился в 1934 г. приглашением СССР вступить в Лигу наций. Впервые вопрос об этом был поставлен в 1933 г. французским правительством, искавшим союзников для противодействия агрессивной политике Германии. Французская дипломатическая служба начала консультации с европейскими державами. Не без колебаний дали свое согласие Англия, Чехословакия, Италия, Турция и др. Резко отрицательной была реакция Польши. Несмотря на это, в 1934 г. большинством голосов СССР был принят в Лигу наций.
В 1925–1932 гг. Советский Союз заключил ряд договоров о нейтралитете и ненападении с Турцией, Ираном, Афганистаном, Финляндией и другими странами. Дипломатическая деятельность СССР в эти годы протекала в условиях провокаций: в 1923 г. в Лозанне был убит посол В. Воровский, в 1926 г. – дипкурьер Т. Нетте, в 1927 г. – в Варшаве – посол П. Войков.
Конституция 1936 г. не внесла принципиальных изменений в организацию и систему органов управления иностранными делами. Лишь накануне войны изменилась система заграничных органов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. для советских дипломатических представителей было установлено 3 ранга, общепринятые в международных отношениях:
· чрезвычайный полномочный посол;
· чрезвычайный полномочный посланник;
· поверенный в делах СССР.
В соответствии с этим дипломатические представительства, возглавляемые послами, стали называться посольства, а возглавляемые лицами других рангов – миссиями. Послы представляли за границей не только само государство, но и персонально его главу и могли непосредственно вступать в контакт с руководством страны пребывания. Дипломатические представители других рангов этих полномочий не имели и вели дела с главой ведомства иностранных дел этого государства.
Кроме дипломатических представителей за границу посылались консулы, которые представляли страну перед местными властями для защиты интересов граждан. Накануне II мировой войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, а к ее концу – с 52.
С началом Великой отечественной войны Наркоминдел проводил огромную работу по подготовке и оформлению антигитлеровской коалиции, готовил конференции в Москве, Тегеране и др.
В феврале 1944 г. Наркоминдел стал союзно-республиканским, т.е. в ряде союзных республик были созданы свои наркоматы иностранных дел, которые имели право заключать соглашения с иностранными государствами. Наркоминдел СССР устанавливал общий порядок взаимоотношений союзных республик с иностранными государствами в рамках решения научно-технических, экономических, культурных вопросов.
В условиях перестройки началась демократизация дипломатической службы, был создан центр по изучению общественного мнения и отдел по республикам.