Репродуктивные рабочие, см
Репродуктивный труд женщин.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТРУД ЖЕНЩИН- понятие, которое имеет узкое и широкое толкования. В узком смысле это труд в сфере частной домашней активности (его также называют субстантивной экономикой, см. Т. Шанин); в широком смысле -это труд женщин-мигрантов в сферах , домашнего обслуживания и публичного сервиса, который связан с предоставлением услуг для восстановления психофизиологических ресурсов человека, то есть г поддержания витальной энергии (уход за детьми, больными, престарелыми, инвалидами; поддержание санитарно-гигиенического состояния отелей, кафе, ресторанов; работа на поточных линиях по производству продуктов-полуфабрикатов, занятость в химчистках и прачечных, предоставление [ сексуальных услуг через организованную секс-индустрию и т. д.). Женщин, выполняющих эти виды деятельности, называют репродуктивными рабочими. Благодаря им женщины среднего класса развитых стран
Запада могут успешно усваивать мужские модели занятости, используя женщин из развивающихся стран и стран с переходной экономикой как домашнюю прислугу и гувернанток для детей.
! До последнего времени непрестижность и
дешевизна репродуктивного труда, которым во всех регионах мира заняты преимущественно женщины, рассматривались как факт
( дискриминации населения по признаку пола. Сегодня уже мало смотреть на эту проблему сквозь призму нарушения принципа равных прав и возможностей женщин. В результате недооценки репродуктивного труда психическое и физическое воспроизводство населения подверглось дальнейшей девальвации и коммерциализации. В исторической ретроспективе механизмом, послужившим этому процессу, явился переток гендерно сегрегированного труда (или женского репродуктивного труда) из сферы частной домашней активности в сферу рыночной занятости, а затем в современную экономическую систему западных процветающих стран. Заново закрепленный за женщинами, репродуктивый труд опять был лишен экономического и социального признания. Марксистская идея о возможности преодоления неравенства полов через уничтожение рутинного домашнего труда и развитие общественного сервиса оказалась утопической, так как усиление миграции привело к формированию этнических женских сегментов индустрии сервиса. Таким образом, гендерно-этническая сегрегация стала для Запада важнейшим резервом сохранения такой модели экономической организации общества, в которой система производства благ (информации, технологии, оружия) получила приоритет над системой воспроизводства человека. Через усиление гендерного неравенства Запад консервирует эту модель для всего мира, и шансы изменить ее пока не увеличиваются.
Разработка новой модели экономическолэ развития должна включать гендерный подход (см. Гендер), предполагающий переоценку значимости репродуктивного труда. Социально, экономически и законодательно
репродуктивный труд должен быть признан равноценным другим видам профессиональной деятельности, что открывает перспективу для достижения хотя бы минимальной социальной защищенности основной части населения мира.
В этом контексте политика предоставления равных прав и равных возможностей мужчинам и женщинам перестает быть направлением деятельности активистов борьбы за права человека - она становится живым инструментом для установления баланса во взаимодействии систем материального производства и воспроизводства человека. До тех пор, пока не будут найдены способы уравновешивания экономической роли полов в этих системах (в том числе и через пропорциональный контроль над производством технологий, знаний, информации, оружия и т. д.), ненасильственные и бесконфликтные формы существования общества останутся недостижимыми.
Reproductive women's labour (англ.)
Литература:
Неформальная экономика / Под ред. Т. Шанина.
М, 1999.
Hanochi S. Japan and the Global Sex Industry //
Gender, Globalization and Democratization / Eds.
Kelly M, Bayes J. H., Hawkesworth M. E., Young B.
Oxford, 2001. P. 137-148.
Truong T-D. Gender, International Migration and
Social Reproduction: Implications for Theory, Policy,
Research and Networking. Asia-Pacific Migration
Journal. 1996. Vol. 5. N1.
Wichterich Ch. The Globalized Women. Reports from
a Future of Inequality. Chapter IV. London, 2000. P.
36-68.
© M. M. Малышева
РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ,см. Гендерные роли.
РЫЦАРЬ- в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сюзереном, давал присягу, опоясываясь при этом мечом. Сущность социального содержания
понятия рыцарь неразрывно связано с понятием воин.
Рыцарю присущи определенные черты. Во-первых, рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, которые подчеркивали одежда и доспехи. От рыцаря требовалась сила и стремление к славе, поскольку он являлся воином. Слава порождала необходимость ее постоянного подтверждения путем свершения новых подвигов, демонстрации своего мужества. Мужество необходимо для исполнения долга верности и лояльности, поскольку сам рыцарский этос кристаллизовался в феодальном обществе, проникнутом строгой иерархией. Рыцарь должен был хранить безусловную верность по отношению к равным себе. Рыцарь имел целую систему обязательств: на первом месте стоял сюзерен, затем следовал тот, кто посвятил его в рыцарский сан. Он должен был осуществлять заботу о сиротах и вдовах, в принципе, о слабых вообще, но нет сведений о том, чтобы рыцарь защитил хоть раз слабого мужчину. Другой присущей рыцарю чертой считалась щедрость. Э. Дешан, французский автор XIV века, перечисляет следующие необходимые условия, которым должен удовлетворять желающий стать рыцарем: он должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков; должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных; должен быть храбрым, верным и не лишать никого собственности; обязан воевать лишь за правое дело; должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца; повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них, как совершать великие деяния, по примеру Александра Македонского.
Когда мы сегодня говорим о рыцарском поведении, прежде всего имеем в виду отношение к врагу и отношение к женщине. "Сражаться и любить" - вот лозунг рыцаря. Именно эти два компонента и формируют
данный тип маскулинности. Отношение к врагу было очень показательным, поскольку славу рыцарю приносила не столько победа, сколько поведение в бою, так как сражение могло без ущерба для его чести кончиться его поражением и гибелью. Противника следовало уважать и предоставлять ему, по возможности, равные шансы. Использование слабости противника не приносило рыцарю славы, убийство же безоружного покрывало позором. Особое отношение рыцарь проявлял к своему вооружению и коню. Меч, как и конь, часто имел собственное имя (например, Эскалибур и Баярд).
Отношение к даме (см. Прекрасная Дама, Куртуазная любовь) стало необходимым компонентом рыцарского этоса и является таковым до сих пор. Быть влюбленным относилось к обязанностям рыцаря (безусловно, в Средние века Дамой являлась только равная, но в последующей трансформации этого типа маскулинности чертами, присущими Даме, наделяется обыкновенная женщина). Рыцарь должен был выражать заботливость, обожание и верность, готовность в любую минуту встать на защиту чести своей Дамы и любой женщины. Именно из куртуазных романов пришло к нам так называемое "рыцарское поведение" по отношению к женщине, состоявшее из преклонения, почитания и уважения к женщине только потому, что она таковой является. Тем не менее, отношение рыцаря к женщине - это вне- или добрачная любовь, поскольку рыцарь и брак - понятия несовместимые. Рыцарь выступает вечным возлюбленным и влюбленным и его отношение к женщине формируется именно в рамках взаимной любви.
Идеал рыцарственности как особого типа маскулинности сформировался в Западной Европе в позднее Средневековье и, как точно замечает Хейзинга, немало требовалось притворства для того, чтобы поддерживать в повседневной жизни фикцию рыцарского идеала. При этом рыцарь не являл собой высоко интеллектуальный образец, зато предполагалось, что его жизнь богата эмоционально: мужчины "сохли" с тоски,
F-C
теряли разум, если не сдержали своего слова, легко заливались слезами. С другой стороны, рыцарский этос пронизан глубоким индивидуализмом, где предпочтение соображений собственного престижа происходит в ущерб общему интересу, а забота о сохранении собственного лица - заботе о судьбе боевых соратников. Данный тип маскулинности просуществовал несколько столетий, возродился в романтизме начала XIX века, его отголоски можно встретить и теперь в повседневных формах мужского поведения, формируемых художественной литературой, а также женском дискурсе, где выражение "рыцарское поведение" имеет положительную коннотацию и влияет на формирование стереотипов поведения по отношению, в частности, к женщине. Knight (англ.)
Литература:
Малинин Ю. П. Рыцарская этика в позднесредне-вековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. М., 1992. Вып. 55. С. 195-213. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Тушина Е. А. О брачно-семейных представлениях французского рыцарства: (По материалам героических песен) // Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. М, 1988. С. 135-145.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Cohen G. Histoire de la chevalerie en France du Moyen Age. Paris, 1949.
Dinzelbacher P. Pour une histoire de Г amour au moyen 4ge // Moyen 4ge. Bruxelles, 1987. T. 93. N 2. P. 223-240.
Flori J. Guerre et chevalerie au moyen Age (a propos d'un ouvrage recent) // Cahiers de civilisation medievale. A. 41. N. 164. Poitiers, 1998. P. 353-363. Kaeuper Richard W. Chivalry and violence in medieval Europe. Oxford, 1999. Scaglione A. Knights at court: Courtliness, chivalry, a. courtesy from Ottoman Germany to the Italian Renaissance. Berkeley, 1991.
© M. Г. Муравьева
С
САМОЗАЩИТА ЖЕНЩИН- самостоятельная инициативная деятельность женской личности с целью повышения своего статуса, защиты прав и интересов, самореализации в различных социальных сферах.
Одним из первых термин самозащита применительно к образу жизни женщин употребил в середине XIX в. известный английский ученый и государственный деятель Джон Стюарт Милль. Поддерживая требование о предоставлении избирательного права женщинам, ученый писал: "Иметь возможность выбирать тех, кто будет управлять нами, - это такое орудие самозащиты, которым должен воспользоваться всякий, хотя бы ему самому никогда не пришлось управлять".
Впервые концепция самозащиты женщин обсуждалась в 1916 г. на страницах журнала "Женский вестник". Мнение читателей (женщин и мужчин) было единодушным: самозащита нужна женщинам, чтобы стать "полноценным политическим и социальным слоем в своем государстве" ("Женский вестник". 1916. N 3. С. 61). Для этого женщинам предлагалось объединяться в союзы, общества, проявлять самостоятельность, чувство собственного достоинства. Важными компонентами самозащиты назывались экономическая независимость, равные с мужчинами права и свободы, участие в законодательной деятельности органов власти, физическая закалка, независимость от власти мужа. Среди условий реализации принципа самозащиты выделялись гендер-ное воспитание в семье, вовлечение женщин в сферу профессиональной деятельности, повышение уровня их самосознания, способность дать отпор в случае насилия, в том числе со стороны мужа (см. "Женский вестник". 1916. N4-8).
Эти идеи не потеряли своей актуальности и сто лет спустя. В условиях, когда женщина обладает более низкими статусными характеристиками, чем мужчина, она должна прибегать к самозащите как способу защиты своих прав и интересов. Основными компонентами современной концепции самозащиты женщин целесообразно считать:
* инициативные действия по получению
общего и профессионального образования;
* деятельность с целью получения допол
нительных источников дохода;
* самопомощь в сфере профессиональной
деятельности (открытие собственного
дела и т. д.);
* улучшение жилищных условий соб
ственными силами или с помощью семьи;
* овладение навыками, необходимыми для
автономного поведения в сфере быта
(умение шить, консервировать продукты и
т. д.);
* физическое развитие, укрепление
здоровья, преодоление вредных привы
чек;
* психологический тренинг с целью укреп
ления воли, приобретения навыков в само
стоятельном принятии решений;
* поддержание высокого жизненного тонуса;
* самоорганизация в союзы с целью защи
ты своих интересов;
* включение в общественно-политичес
кую деятельность;
* самореализация в духовной сфере.
Таким образом, самозащита выступает в
качестве условия для развития личности женщины.
Women's self-defense (англ.)
Литература:
Женский вестник. 1916. N 3, 4, 5-6, 7-8, 10. Кечерджи-Шаповалов М. В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902. Милль Д. С. О подчинении женщины / Пер. с англ. СПб., 1896. С. 62.
Хасбулатова О. А. Самозащита и развитие личности женской личности // Социальная феминология. Сб. науч. статей. Самара, 1997. С. 24-32. Хвостов В. М. Женщина и человеческое достоинство. М, 1914.
© О. А. Хасбулатова
САМОСОЖЖЕНИЕ ВДОВ,см. Гендер-ная специфика суицидального поведения.
САМОЦЕНЗУРА ЖЕНЩИН,см. Ген-дерная цензура.
СЕКСИЗМ - идеология и практика дискриминации людей по признаку пола. Она основана на установках или убеждениях, в соответствии с которыми женщинам (либо мужчинам) ложно приписываются (или отрицаются) определенные качества.
Термин появился в 1960-х гг. в США в Женском освободительном движении. Особенно часто он употребляется при обсуждении предубеждений против женшин. гендерных стереотипов. Мужчины тоже могут являться жертвами сексизма как в персональном отношении, так и как тендерная социальная группа: например, сексизм лежит в основе принудительного призыва в армию только мужчин.
Подобно расизму, сексизм предполагает превосходство в физических и интеллектуальных проявлениях, хотя не приводится убедительных аргументов в пользу того, что мужчины лучше, чем женщины - либо наоборот. Традиционные доводы - такие как указание на ограниченность женщин в плане обучения, творчества, или ссылки на пресловутую женскую логику или же психологическую неустойчивость продолжают поддерживаться в общественном сознании некоторыми российскими СМИ.
При этом мужское доминирование рассматривается просто как естественное, очевидное, привычное и вечное - а следовательно, справедливое. Введение феминистками понятия сексизм сделало видимыми особенности такой дискриминационной для женщин картины мира, которая также отражена и зафиксирована в различных языках (см. Феминистская критика языка). Некоторые из теорий возникновения сексизма базируются на биологических различиях полов. В соответствии с другими теориями - сексизм обусловлен, скорее, психологией или культурными особенностями. Но все феминистки, а также многие
представители западного мужского движения сходятся во мнении, что с сексизмом необходимо бороться - назрели законодательные реформы, а также глубокие изменения в общественном сознании и межличностных отношениях. Sexism (англ.)
Литература:
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал
УРСС, 1999. 704 с.
Turtle L. Encyclopedia of feminism. New York;
Oxford, 1986.
© А. А. Денисова
СЕКСИЗМ В ЯЗЫКЕ,см. Феминистская критика языка.
СЕКС-РАБОТА- занятость, связанная с женской и мужской проституцией, а также предоставлением секс-услуг (секс по телефону и секс-шоу). Ряд авторов полагают, основываясь, в том числе, и на исследовании идентичности секс-работников, что продажа секса за деньги - это такой же труд, как и любой другой (O'Connel Davidson). Секс здесь отделяется от других его социальных смыслов - например, межличностные, романтические отношения, релаксация - и трактуется исключительно как профессиональная деятельность. Развитие современного общества сделало размытыми границы между потреблением и объектом потребления, работой и отдыхом, потреблением и производством товаров и услуг, превратив секс в работу, которая связана с потреблением тела и формированием определенного типа идентичности (Chapkis). Занятость в сфере секс-индустрии связана с выполнением определенной доли эмоционального труда, что связывает ее с занятостью в индустрии отдыха (см. Феминистский анализ труда) тем, что здесь требуется исполнение эмоционально насыщенных ролей, которое определяет успех продажи предлагаемых услуг (Brewis and Linsted).
Социология трудовых отношений, занимаясь проблемами секс-работы, фокусируется на традиционных для этой дисциплины темах - проблемах состояния рабочей силы,
разделения ее на основную и периферийную, условий и оплаты труда, профессионализации, трудового конфликта (McKeganey, Barnard). В ряде стран (Австралия, Германия, Нидерланды) секс-услуги являются легитимным видом трудовой деятельности с вытекающими отсюда формами социального контроля - нормативами условий работы, медицинского освидетельствования, профессиональными организациями, условиями оплаты труда (Perkins, Prestage, Sharp and Lovejoy). В таких странах существует и нелегальная секс-индустрия, где работают малолетние, нелегальные эмигранты, используется подневольный труд, регулируемый уже не трудовым, как в первом случае, а уголовно-правовым законодательством. В России и ряде других стран, где проституция запрещена, секс-работа функционирует как теневая и полутеневая криминальная занятость. Доходы в этом секторе экономической активности в 1997 г. только в Санкт-Петербурге составляли 20 млрд рублей (Санкт-Петербургские Ведомости), сюда вовлечено значительное количество людей -по данным московского ГУВД, более 70 тыс. занимались женской проституцией (Московская альтернатива). Запрещение секс-работы представляет амбивалентную политику: формально запретив этот вид занятости, власти почти не препятствуют проституции, осуществляющейся в таких организациях, как массажные салоны и услуги эскорта, существующие практически в любом крупном промышленном городе. В российских СМИ все чаще можно услышать дискуссии в пользу легализации проституции, что вывело бы секс-работу из сферы криминального бизнеса и сделало ее более безопасной для работников и клиентов (Арбатова; Говорухин; др.).
Sex work (англ.) Литература:
Арбатова М. Еще раз о легализации проституции // Мария Арбатова / Публицистика. 2000: <http://www.arbatova.ru/publ/index7.html> Москва продолжает оставаться "столицей" российской проституции // Московская альтернатива. 26.09.2000: <http://msk.russ.ru/today/947668387.html>
Савельев Дмитрий. Станислав Говорухин: противник прогресса, защитник проституции (интервью) // Вестник. N 4 (237). 15 февраля 2000 г.: <http://www.vestnik.com/issues/2000/0215/win/save-lyev.htm>
Санкт-Петербургские Ведомости, N 201 (1626), 17 октября 1997:
<http://www.vedomosty.spb.ru/arts/spbved-1626-art-18.html>
Brewis J. and Linsted S. The worst thing is the screwing: consumption and the management of identity in sex-work // Gender, work, and organization. Vol. 3. N 2. P. 84-97.
Chapkis W. (ed.). Live sex acts: women performing erotic labour. New-York: Routledge, 1977. McKeganey N., Barnard M. Sex work on the streets: prostitutes and their clients. Buckingham: Open University Press, 1996.
O'Connel Davidson J. The anatomy of 'free-choice' prostitution // Gender, work, and organization. Vol. 2. N 1.
Perkins R., Prestage G., Sharp R. and Lovejoy F. (eds.). Sex work and the sex workers in Australia. Sydney: UNSW Press, 1977.
© П. В. Романов
СЕКС-ТОРГОВЛЯ- организованная система сексуальной эксплуатации людей, в том числе женщин и девочек. Она может включать получение выездных документов -загранпаспортов, виз, приглашений, авиабилетов; службу отбора, профессиональной подготовки девушек, способы их заманивания в красочные сети развлечений. Вся эта деятельность нередко прикрывается вывесками туристических фирм и учебных центров для манекенщиц и фотомоделей, осуществляется без всякого страха разоблачения. По поводу интернационального сводничества было возбуждено лишь 15 уголовных дел, хотя Россия имеет обязательства по Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, ратифицированной еще СССР 45 лет назад (в 1954 г.), и должна, в соответствии с этими обязательствами, активно бороться с "экспортом" россиянок. Проблема проституции и вывоза молодых женщин и девочек за рубеж в 1997 г. обсуждалась на заседании Комитета безопасности Государственной Думы РФ, на
Украине в 1998 г. принят закон об уголовной ответственности за торговлю людьми и привлечение женщин к занятию проституцией. Следует также помнить, что еще в 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую считать все формы секс-торговли женщинами и девочками преступлением. Чтобы на деле выполнить эту резолюцию, необходимо объединить усилия по пресечению современной работорговли на территории бывшего СССР, создать специальные ведомства, которые будут наделены большими полномочиями, добиться повышения осведомленности общества и государства о проблеме вывоза женщин за рубеж для секс-торговли. Необходимо наладить, укрепить и скоординировать взаимодействие с международными организациями, уже сделавшими немало в этом направлении.
В России слова "секс-услуги" вошли в обиход вместе с наступлением рыночных отношений и часто трактуются как часть этих отношений, признак свободы и близости к западному миру. Только в Москве ежемесячно открывают двери 3-4 ночных клуба или казино, в рекламных изданиях практически открыто предлагаются секс-развлечения на любой вкус. Для подобных заведений нужны сотни девушек - молодых, красивых, покладистых, не обремененных моральными принципами, как теперь принято писать в рекламных приглашениях на работу -"девушек без комплексов". А чтобы комплексов не было, надо вывести породу женщин без внутреннего стержня, без самоуважения, с низкой самооценкой, что сейчас успешно осуществляется в России не без помощи средств массовой информации и при полном равнодушии правительственных чиновников. Вносят свой "вклад" и зарубежные фирмы, ринувшиеся в Россию внедрять "атрибуты" западной демократии и под этими лозунгами получать невиданные прибыли. Только в Китае в индустрии развлечений участвуют до 5 тысяч молодых россиянок - без официального права на жительство, работу, часто без всяких документов, они попадают в настоящее рабство, и хозяева ресторанов
и варьете могут перепродать их или сдать внаем другой фирме. Благодаря налаженным связям "сутенеров всех стран" российские проститутки добрались до таких экзотических мест, как Таиланд (около тысячи российских девушек прибыли туда по туристическим визам) и Макао. Появились сообщения о "русском доме свиданий" даже в Претории, столице ЮАР, где проституция запрещена законом и карается очень сурово. Российские девушки, как и в "азиатском" варианте, попали в ЮАР по туристическим визам и были высланы на Родину. Официальные статистические данные о вывозе девушек за границы РФ отсутствуют, однако есть косвенные свидетельства Федеральной пограничной службы: за 1996 г. и 7 месяцев 1997 г. через госграницу не пропущено почти 4,5 тысяч женщин: 4,3 тысячи из них имели неисправные документы, 0,2 тысячи -поддельные или чужие.
Sex traffic (англ.) Литература:
Горбунова О. Г. К 50-летию ратификации Конвенции ООН 1949 г. "О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами". Киев, 1999.
Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. 1949.
Молодежь и общество на рубеже веков: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. М., 1998. Насилие и социальные изменения. Теория. Практика. Исследования. Альманах. Часть I / Центр "АННА" (Ассоциация "Нет Насилию"). М., 2000. Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР. Вашингтон, 1997.
Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1998.
Сборник материалов по проблеме предотвращения торговли людьми. Киев, 1999.
©Т. Ю. Забелина
СЕКСУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ,
см. Гендерная идентичность, Сексуальность.
СЕКСУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬИНВАЛИДОВ, см. Стигма "инвалидной" сексуальности.
СЕКСУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА(эротическая метафора) - частный случай телесной метафоры. Сексуальная метафора в языке отражает половые контакты, перенося их обозначения на другие аспекты человеческой деятельности: Его имеет начальство; Мы под них ложиться не будем. Для выражения сексуальной метафоры может использоваться как собственно ненормативная лексика, так и ее эвфемистические заменители.
Sexual metaphor (англ.)
© А. В. Кирилина
СЕКСУАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА- одно из ключевых понятий в исследованиях социальной реальности в русле радикального феминизма. Первой применение термина политика по отношению к сексуальности ввела Кейт Миллетт (в 1970 г. вышла ее книга "Сексуальная политика"). Личная жизнь не рассматривается как противопоставленная сфере публичного и властным институтам, а основным орудием подавления личности при патриархате, по К. Миллетт, выступает семья.
Sexual politics (англ.)
Литература:
Миллет К. Теория сексуальной политики //
Феминизм и тендерные исследования. Тверь, 1999.
Попкова Л. Тендерные политики в социальных
движениях: теория и практика современного
феминизма // Введение в тендерные исследования.
Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жереб-
киной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя,
2001.
Millett Kate. Sexual politics. New York: Avon Books,
1970.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ- это широко распространенный термин, обозначающий сексуальные характеристики и сексуальное поведение людей (Э. Гидденс). Термин появился в 1889 г. в работе, посвященной анализу женских заболеваний, не встречающихся у мужчин - такие различия неизбежно связывались с проявлениями
женской сексуальности, наличие которой у женщины, по мнению медиков того времени, считалось противоестественным. Сексуальность связана с гендерной идентичностью. Сексуальность - понятие многозначное. В нем наиболее отчетливо воплощена связь между биологическими и социальными аспектами поведения человека. В житейской практике сексуальность обычно определяется как биологически обусловленное побуждение, или импульс, направленный на представителя противоположного пола (нормальная сексуальность) или любой другой объект (так называемая извращенная сексуальность), проявляющийся в поведении. Практика сексуальности указывает на сексуальную ориентацию или сексуальную идентичность личности.
С позиций психоаналитического (см. Психоанализ) подхода, сексуальность - это не только особая активность и удовольствие, связанные с функционированием гениталь-ного аппарата, но также возбуждения и действия, доставляющие человеку с самого раннего детства удовольствие, не сводимое к удовлетворению физиологических потребностей. Сексуальность здесь выступает одним из элементов так называемой нормальной сексуальной любви.
Феминистские теории, однако, трактуют сексуальность не только как "индивидуальные эротические желания, практики и идентичности", а скорее как дискурсы. конструирующие эротические возможности. Проявления сексуальности и формирование сексуальной идентичности обусловлены особенностями взаимодействия людей, способами интерпретации того или иного поведения на основе существующих образцов действий, адекватных культуре и конкретному контексту. Интерпретация сексуального поведения и сексуальной идентичности в терминах социального производства и воспроизводства, в противовес биологической предопределенности и функциональности - в фокусе социально-конструктивистского подхода. Он сложился под влиянием идей М. Фуко, рассматривающего сексуальность как социальный и
исторический конструкт. Многие гендерные стереотипы, закрепленные в процессе социализации и ресоциализации, проявляются именно через отношение к сексуальности. Господствующий взгляд - только гетеросексуальные отношения представляют собой нормальный способ выражения интимности и любви. В современных культурах люди строго категоризированы -женщины и мужчины, свои и чужие, гомосексуалы и гетеросексуалы. Именно континуум гетеросексуальности-гомосексу-альности используется А. Кинзи для описания различных проявлений сексуальности. Однако, по данным многочисленных исследований, для многих людей не существует строгого деления на такие биполярные категории сексуального желания.
Несмотря на господствующее в повседневной жизни представление, что проявления сексуальности принадлежат исключительно к сфере приватного, сексуальность выступает средством социального контроля со стороны социальных институтов. Одни формы сексуального поведения трактуются как более легитимные и желательные, чем другие, гетеросексуалъность. например, имеет более привилегированный статус в обществе, чем гомосексуальность.
Историческая и социальная трансформация понятия сексуальность связывается с социально-экономическими и политическими трансформациями общества. Романтическая любовь (см. Куртуазная любовь) становится достоянием масс, что приводит к значительным переменам для женщин -проявления сексуальности больше не связываются с беременностью и родами. Этот разрыв становится все больше с уменьшением размеров семьи, легитимизацией внебрачных связей и распространением контрацепции. Указанные тенденции привели к формированию рационализации и демократизации сексуальности. А. Бежен описывает процессы, посредством которых сексуальность рационализируется: сексуальная активность характеризуется по результату, в основном по степени полученного удовольствия; изменение ментальности в сторону
легитимизации стремления к сексуальному удовольствию вне зависимости от чувств (любви), институтов (брака и семьи) и функций (репродуктивность); технизация -когда удовольствие является результатом продуманного желания и контроля за процессом; возникновение экспертов по сексуальной технике; учет сексуального удовольствия.
Эти процессы в значительной степени повлияли на распространение маргинальной сексуальности, пересмотр понятия нормы в отношении сексуального поведения. То, что раньше считалось извращенной сексуальностью (гомосексуализм, садизм, мазохизм, например), в настоящее время все чаще рассматривается как одно из проявлений нормального сексуального поведения.
Sexuality (англ.)
Литература:
Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология сексуальности. СПб: Институт социологии РАН, 1997. С. 14-19. Гидценс Э. Фуко о сексуальности // Социология сексуальности. СПб: Институт социологии РАН, 1997. С. 20-29.
Он же. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 704.
Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 424-458. Темкина А. Сценарии сексуальности и сексуальное удовольствие в автобиографиях современных российских женщин // Тендерные исследования, N 3 (2/1999): Харьковский центр тендерных исследований. С. 125-127.
A Concise Glossary of Feminist Theory. London, New York: Arnold, 1997.
Andersen M. Thinking about women. Sociological Perspectives on Sex and Gender. Boston: Allyn and Bacon, 1997. P. 78-79.
Kinsey A. C, Pomerou W. В., Martin С. Е. Sexual behavior in the human male. Philadelphia, 1948.
О Н. И. Ловцова
СЕКСУАЛЬНОСТЬ ИНВАЛИДОВ,см.
Стигма "инвалидной " сексуальности.
СЕКСУАЛЬНЫЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ(сексуальные преследования на работе) - сексуальные предложения, требования "сексуальных услуг"
и прочие вербальные и физические действия сексуальной направленности, выдвигаемые в качестве условия приема на работу или сохранения работы, когда вынужденное согласие женщины или ее отказ от подобных предложений становится определяющим при вынесении решения о найме, сохранении рабочего места или продвижении по службе, а также когда целью или результатом таких действий является влияние на производительность труда или создание устрашающей, враждебной или оскорбительной обстановки на рабочем месте.
Действия квалифицируются как сексуальное домогательство, если объект домогательств ощущает неуместность подобного отношения и чувствует его агрессивную природу. Как правило, жертва занимает более низкое положение на служебной лестнице по отношению к своему обидчику. Принуждение к сексу - это утонченный метод злоупотребления властью, и женщины, находящие в подчинении, наиболее часто становятся объектами сексуального преследования. К действиям сексуальной природы относятся: 1) неприятные или нежелательные для женщины действия и предложения, включая похлопывания, пощипывания, поглаживания, объятия и поцелуи, ласки и другие физические контакты, совершаемые без желания женщины; 2) нежелательные просьбы и требования сексуального характера, включая требования свиданий, вне зависимости от того, сопровождаются ли они подразумеваемым или открытым обещанием выгод или негативных последствий по службе; 3) словесные оскорбления или шутки, включая словесные оскорбления и шутки сексуального характера, неприятные женщине, высказывания о национальности, расовой принадлежности, фигуре или внешнем виде, когда такие высказывания выходят за рамки обычной вежливости, "сальные" анекдоты, любые пошлые высказывания, намеки или действия сексуального содержания, неприятные и оскорбительные для окружающих; 4) создание устрашающей, враждебной, невыносимой или оскорбительной рабочей обстановки путем неприятных
или нежелательных для служащих разговоров, предложений, просьб, требований, физических контактов или проявлений внимания, сексуального или иного неподобающего содержания.
В России внимание общественности к проблеме сексуального домогательства на рабочем месте было обращено благодаря деятельности Центров тендерных исследований и женских организаций в середине 1990-х гг. Сложность ситуации для российских женщин состоит в том, что отечественным законодательством предусмотрена только уголовная, а не гражданская процедура рассмотрения таких дел. Согласно данным опроса, проведенным Московским центром тендерных исследований, за первую половину 1990-х гг. каждая четвертая женщина в России стала жертвой сексуальных посягательств на работе. Эти данные, вероятно, не полные, так как большинство российских женщин под сексуальными домогательствами понимают только непосредственное физическое нападение. В современной России важную роль играют кризисные центры, оказывающие юридическую и психосоциальную помощь женщинам, ведущие просветительскую работу с населением, органами внутренних дел и юриспруденции.
Sexual harassment (англ.)
Литература:
Сексуальные домогательства на работе / Отв. ред.
3. Хоткина. М.: МЦГИ, 1996.
Сексуальные домогательства на работе. Что это
такое и как себя защитить (с учетом опыта США).
Тула, 1999.
© Е. Р. Ярская-Смирнова
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКИ ЖЕНСКОГО ТЕЛА,см. Политики тела.
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НА РАБОТЕ,см. Сексуальные домогательства на рабочем месте.
СЕЛЬСКИЕ ЖЕНЩИНЫ- это женщины, постоянно проживающие в сельской местности. Термин сельские женщины шире термина крестьянки. Толковый словарь дает
следующее определение: крестьянин/ка - это сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой (Толковый словарь русского языка). К сельским женщинам относятся как крестьянки, так и сельские учительницы, врачи, пенсионерки, безработные, домохозяйки и др., то есть все женщины, живущие в условиях сельской местности, вне зависимости от своей основной работы.
Различия между возможностями горожанок и сельчанок значительно усугубились в современный период социально-экономических изменений. Объективная разница внешних обстоятельств, системно влияющих и организующих образ жизни в городе и деревне, позволяет выделить сельских женщин в отдельную группу, отличающуюся образом жизни от городских женщин. Под образом жизни понимается система возможностей и способов реализации (в том числе и стереотипов поведения) и развития индивидуальных ценностей человека в личностно-значимых сферах: семья, работа, общение, здоровье, финансовое обеспечение, творчество, образование, информация, быт, духовность, отдых и др. Образ жизни определяется взаимодействием системы жизненных обстоятельств, условий и иерархии индивидуальных ценностей, интересов. Объективные ограничения возможностей для реализации индивидуальных ценностей и интересов в сельской местности, по сравнению с условиями в городе, накладывают свой отпечаток и на саму иерархию жизненных ориентации сельчанок.
Сельское население в регионах Европейской части России, по статистическим данным, составляет в среднем 28%. Женщины составляют около 60% сельского населения -это традиционно наиболее социально уязвимая и незащищенная часть населения России. Многовековая история крепостного рабства, стереотипы отношения к крестьянам не были переломлены даже революционным переворотом 1917 года. Крепостное право отменили в 1861 году, а паспорта крестьянам выдали и ввели пенсии колхозникам почти
через столетие - при Хрущеве в 1953-1954 годах.
Ежегодно 15 октября в Европе отмечают день сельских женщин (World Rural Women's Day). В России же особая роль и статус сельских тружениц никак не закреплен и не отмечен в общегосударственных официальных традициях, что является еще одним доказательством того, что проблемы и нужды сельских женщин игнорируются, не включаются в приоритеты развития на государственном уровне.
В последние годы социологические исследования на селе практически не проводились. Выделение характеристик и описание особенностей сельских женщин основаны на данных социологических исследований, проводимых Региональной общественной некоммерческой организацией по проблемам социального положения сельских женщин "Селянка", с 1998 года работающей в Калужской области. Положение сельских женщин в Калужской области можно рассматривать как типичное для средней полосы России.
Внешние факторы, специфицирующие образ жизни сельской женщины
* Информационная изолированность.
Слабое развитие либо практическое
отсутствие каналов коммуникации.
Большинство сельчанок не имеют теле
фона, не выписывают журналы и
федеральные газеты, многие компьютер и
факс видели только по телевизору, про
Интернет - знают только название.
Основным источником информации
служат центральные общефедеральные
каналы телевидения.
* Значительное ограничение свободы
передвижения. Хрестоматийная для
России проблема - плохие дороги - стоит
особенно остро в сельской местности.
Поэтому многие сельские женщины
вынуждены жить натуральным хозяй
ством и рассчитывать только на
собственные силы и выносливость в
борьбе с природной стихией и в
критических ситуациях.
* Социальная незащищенность и право
вая безграмотность. Низкий уровень
юридической грамотности не позволяет сельским женщинам не только защищать, но и реализовывать свои права, о которых большинство сельчанок просто не знают.
* Криминогенная обстановка. Бедность,
безработица, алкоголизм способствуют
росту преступности в селах - кражи,
самогоноварение и пьяные драки стали
обыденностью во многих деревнях.
* Сужение круга возможностей для
получения образования, выбора профес
сии, построения карьеры. Безработица.
* Низкая оплата труда, бедность.
* Отсутствие современных технических
приспособлений для ведения домашнего
хозяйства. Из всех благ технического
прогресса в быту - электрификация во
многих деревнях единственное "новшес
тво", отличающее способ ведения
домашнего хозяйства от дореволюцион
ного периода. Приготовление пищи,
поддержание чистоты, отопление жилища
требуют физических усилий и отнимают у
женщин значительно больше времени,
чем в городских условиях.
* Более благоприятная в экологическом
отношении, чем в городе, окружающая
среда и пища.
* Давление общественного мнения,
сужение границ частной жизни. В
критических ситуациях каждая сельчанка,
чтобы выжить, вынуждена обращаться за
помощью к соседям, к односельчанам.
Ежедневное количество событий, изме
нений, новых встреч и впечатлений в
жизни сельчанки, с точки зрения
городской жительницы, можно интер
претировать как депривацию. Поэтому
закономерно, что подробности частной
жизни сельчанок, которые в городских
условиях не выносились бы для
публичного рассмотрения и оценки, в
деревнях становятся темой для общего
обсуждения.
Особенности ценностных ориентации сельских женщин
Разрушение привычного уклада жизни женщины в селе, ее социального статуса -сельской труженицы, неумение осмысленно ориентироваться в происходящих изменениях вызывают растерянность, тревожность,
формируют ощущение безысходности. Больше половины отмечают, что им не хватает знаний, а компенсировать этот недостаток в деревне негде и не на что, нереализованной остается их творческая, деловая активность. Все женщины отмечают заброшенность, отверженность обществом. Эмоциональное напряжение негативно отражается на здоровье женщин, провоцирует чувство вины, уныния, тревожности, раздражительности, агрессивности, ведет к конфликтности, алкогольной зависимости.
Подавляющее большинство сельских женщин замужем (84%), вдовы - 8%, не замужем - 2% из числа женщин до 25 лет, разведены только 6% женщин - это женщины в возрасте до 30 лет. Данные указывают, что семья - наличие мужа-домохозяина - одна из базисных ценностей сельского уклада жизни. Более половины сельских женщин имеют проблемы с мужем, однако они хотели бы, скорее, обратиться к психологу, чтобы выйти из депрессии, чтобы стало легче терпеть, а не к юристу, чтобы развестись. В целом в семье сельские женщины больше реализуются как матери: дети для подавляющего большинства из них намного важнее мужей. В то же время, рождаемость снижается: статистические данные показывают, что суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности снизился более чем в два раза и в настоящий период приближается к городскому. По данным опросов, проводимых РНКО "Селянка" в Калужской области, подавляющее большинство женщин от 25 до 40 лет имеют не более двух детей.
Среди наиболее острых проблем сельские женщины всех возрастных категорий называют: на первом месте - бедность, на втором -недостаток интересного общения, далее -неумение приспособиться к новым условиям жизни, слабое здоровье, частое состояние эмоционального стресса, отсутствие реальной перспективы в реализации собственных целей, недостаток знаний и недоступность необходимой информации.
Базисные индивидуальные ценности сельских женщин реализуются в семье, в общении с друзьями и профессиональной
деятельности. Две последние сферы равнозначны по важности, что является спецификой сельских женщин, по сравнению с тенденцией увеличения значимости карьеры в жизни современных городских женщин. Не выявлено статистически значимых различий в иерархии базисных жизненных ценностей, проблем и потребностей у разных возрастных категорий сельских женщин, что указывает как на традиционность уклада, так и на длительно не меняющиеся проблемные объективные обстоятельства жизни в российской деревне, стереотипы поведения "крепостной крестьянки", передающиеся от поколения к поколению. Rural women (англ.)
Литература:
Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. /
Госкомстат России. М., 2000.
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма
/ Под ред. 3. В. Удальцова. Т. 1, 2. М.: Наука, 1985.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь
русского языка. М.: Азъ, 1994.
Платонов О. А. Русский труд. М.: Современник,
1991.
© О. В. Прокопьева
СЕСТРИНСТВО- взаимосвязь женщин между собой, основанная на любви, солидарности и осознании собственного угнетения, первый шаг к освобождению; идеализированная концепция раннего феминизма второй волны.
Хотя этот термин воспринимается как аналогичный братству, он не является его зеркальным отражением. Традиционно в патриархатном (см. Патриархат) обществе предполагалось, что женщины воспитаны в духе недоверия, соперничества и предательства по отношению друг к другу в борьбе за мужчин. Таким образом, сестринство -женская дружба и солидарность - становятся формой протеста. В женских сообществах всегда существовала взаимная поддержка, забота, сочувствие. Феминистское движение сформулировало эту систему отношений женщин как политический термин. Одним из лозунгов раннего феминизма на Западе был "В сестринстве сила!" ("Sisterhood is powerful!"). В российском женском движении
появилось высказывание "Все люди сестры", оппонирующее традиционному "Все люди братья".
Однако это понятие нередко подвергается критике со стороны активисток не белого происхождения. Черные феминистки СШАи женщины из стран третьего мира справедливо указывают на различия в потребностях и проблемах женщин разных социальных, расовых, этнических групп.