Публицистика петровского времени
В то время литература – это прежде всего словесность. Петр не отдавал предпочтения художественным произведениям, считал их частью государственного дела.
Книгоиздание – это тоже дело государственной важности для Петра. Не было «коммерческих» издательств. Первоначальной задачей правительства было насаждение просвещения в России. Печать, как и школы, использовалась для пропаганды реформ.Петр в первую очередь издавал учебники, азбуки, географические карты, календари.
Василий Никитич Татищев. Один из великих администраторов петровской и послепетровской эпохи. Служил в берг-коллегии. Это основа промышленности. Без руды нельзя производить военную технику. Один из основателей Екатеринбурга. Татищев – первый российский ученый-историк. Он целенаправленно покупал рукописи, написал первую историю российскую. Первая энциклопедия «Лексикон» до буквы л. «Духовная» - завещание сыну, «Разговор о пользе наук и училищ», «Краткие экономические до деревни следующие записки». Он представитель просвещенной демократии. Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Зачем же семена искать, если почва не готова?». Ситуация: его отправили в Швецию, пригласить ученых в Россию.
Феофан Прокопович. Родился в 1677(81) году и умер в 1736 году. Церковь относится к нему очень плохо. Он теоретик синодального православия. Человек наемный, но в реформы вложился искренне. На протяжении всей своей жизни живо откликался на важнейшие исторические события. Произведения его отличались ярко выраженной публицистичностью. Прокопович использует три основных приёма, известных ещё со времен становления ораторского искусства:
• обязательное обращение к слушателям
• частое употребление таких слов, как «мы», «нам», «наш»
• риторические вопросы и восклицания
Известные, скажем так, публицистические вещи:
• поэма «Епиникион» (1709 год)
• «Слово на погребение Петра Великого» (1725 год)
Трагедокомедия (!) «Владимир» (1705)
Образец школьной драматургии. Первое название – «Ярополк и Владимир»-
Основная тема – крещение Руси. Автор использует черты летописи(«Повесть временных лет») и жития. Жанр трагедокомедии объясняется частично определением самого Прокоповича. В его «Правилах школьной драматургии» трагедия – произведение о важных деяниях, знаменитых мужах и превратностях их судьбы, а в комедии показывается жизнь простого народа с целью обличения дурных нравов.
Источник сюжета «Владимира» – история + вымысел, ключевое событие – отказ от язычества и мучительное обретение христианства. Пьеса связана с традицией барокко:
1) 2 начала (трагическое и комическое)
2) Персонажи делятся на реальных (которые в свою очередь делятся на исторических и вымышленных) и фантастические (бесы, апостол Андрей)
Композиция:
5 действий, от 2 до 5 явлений в каждом
1. прозаический пролог к слушателям.
2. монолог Ярополка из бездн подземельных (1 действ, 1 явление)
3. 1 д, 2я – экспозиция, сущность конфликта, обращение Ярополка к Жериволу
4. 2 д – завязка – появление бесов, Владимир противостоит жрецам-язычникам.
5. 3 д – развитие действия, сомнения Владимира
6. 4 д – подготовка к развязке, кульминация, внутренняя борьба Владимира
7. 5 д – развязка,крушение идолов
8. эпилог – хор и обращение к Богу (неотъемлемая часть пьес того времени)
В последних строках – одновременно насмешка и похвала Мазепе (хвала за помощь духовной академии). Беседы Владимира с Борисом и Глебом (сыновья), что является художественным вымыслом. Самые комические персонажи – жрецы.
5 вопрос Феофан Прокопович – поэт и публицист.
защитник идей Петра, ученый-монах Феофан Прокопович (1681-1736).
- начитанный (его домашняя библиотека насчитывала ок. 30000 томов на разных языках);
- пишет сочинения, проповеди;
- одним из первых стал вести научные наблюдения, пользуясь телескопом и микроскопом;
- сначала окончил Киево-Могилянскую академию, потом изучает богословские, гуманитарные и даже точные науки в Польше и в Риме; по возвращении занимается преподавательской деятельностью
- горячо поддерживает все начинания Петра, приветствуя его проповедью в 1706 году в связи с приездом правителя в Киев
- о родителях мало что известно, отец, возможно, был купцом, после смерти родителей был взять на воспитание дядей
- очень интересный факт: после окончания цчебы в Киево-Могилянской академии поехал во Львов (тогда это была Польша) и поступил в униатскую коллегию, для чего принял католичество, но топом снова перешел в православие
- после Италии три года добирался в Россию пешком, по дороге посетил Германию
Периодизация жизни и творчества Прокоповича:
1) 1677-1704 – возвращение в Киев из Рима
2) 1704-1716 киевский период, участие в прутском походе
3) 1716-1725 Петербург, митрополит Псковский, участвует в создании законов, помогает Петру
4) 1725-1736 деятельность после смерти Петра
1725-1730 тяжелый период, его хотят сместить со всех должностей, писали на него доносы
1730-1736 – правление Анны Иоанновны, расправа с противниками
Петр впервые заметил ФП в 1707 году, когда тот приветствовал царя речью. В 1711 году в Софийском соборе произнес «Слово похвальное над войсками светскими победе» на встрече Петра, где подчеркивал участие Петра в битве, обращаясь к нему напрямую
В творчестве боролся против вычурности, манерности в поэзии, отсаивал ясность и простоту.
1705 – «искусство поэтики» - следование образцам классической античной литературы
1706 – «Риторика» - ФП предложил заменить классификацию слогов на 3 категории: высокий, средний и низкий
1709 – выступление с похвальным словом, посвященным Полтавской битве.
С 1716 года – правая рука царя, особенно в делах церковных. Стремился подчинить богословскую догму и церковную практику светским интересам.
«Слова»-проповеди ФП – самые сильные средства пропаганды петровских реформ. Например, в «Слове о пользе путешествий» (1717) содержится доказательство необходимости заграничных путешествий с образовательной целью и резкое осмеяние тех, кто этому препятствовал. А «Похвальное слово о флоте российском» (1720) появилось в честь победы над шведами, то есть подтвердило необходимость создания в России могучего флота.
Многие проповеди ФП не только произносились в церкви, но и печатались. Особенности:
1) ясный слог;
2) отсутствие лишней риторики;
3) ритмика;
4) глубина содержания (всегда с определенной повесткой, инфоповодом)
Почему творчество содержит явную полит агитацию:
- нужно разьяснить мероприятия, проводимые Петром в защиту просвещения.
1718 год – известная проповедь «Слово о власти и чести царской» - резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевица Алексея.
На протяжении всей своей жизни живо откликался на важнейшние исторические события.
1) также он часто использовал синекдохи, сравнения, аллегорические образы и т.п.
2) Так или иначе, в системе разнообразных аргументов и доказательств, главным оставался тезис.
Среди наиболее известных проивденеий – «Епиникион»(1709) и «Слово на погребение Петра Великого» (1725).
В «словах» Прокопович часто обличал своих врагов, не всегда, правда, напрямую, нападал на священников мракобесов. Благодаря ораторскому таланту, проповеди имели очень сильный пропагандистский эффект. Помимо всего прочего, его проповеди были довольно злободневны, он часто говорил о политической ситуации.
«Епиникион» (1709 год) – отклик Прокоповича на полтавскую битву
В этом произведении он воспевает победителя и поносит праведным словом предателя Мазепу и Карла XII. Поэма официальна. Специально написана сложным стилем (мифолог). В нём используется множество аллегорических образов, риторических структур (риторический вопрос, риторическое восклицание).
Размер данного произведения – героический (13 сложный).
Композиция состоит из 7 частей (каждая часть в произведение начинается с красной строки):
1) Вступление, победа над врагом
Казнь изменника
Окончание войны и возвращение мира
2) Проводятся аналогии с Троей («брань 10 лета начала»)
3) В этой части также присутствует цитирование Бога «Моя десница с Петром во вражьем стане будет…»
3) Воинство Петра объединяется в порыве к победе (не без помощи высших сил конечно)
4) Здесь рассказывается о Мазепе и о суде высших сил, которые в дальнейшем карают Мазепу.
5) Описание полтавского сражения (это самый большой фрагмент). Апофеозом является появление самого Петра на поле битвы, что и решает исход сражения и из-за чего «пал род лютый»
6) Говорится о Петре. Выделяется победа на фоне сопоставления судьбы Феофана и шведов.
7) Часть посвящённая историческому значению победы. Также в данной части Феофан высказывает надежды на возвращение Константинополя в православное лоне.
«Слово на погребение Петра Великого» больше связано с традицией русских народных плачей. «Слово на погребение Петра Великого» Прокопович произносил целый час, с учётом того, что после первой строчки он и окружающие его люди плакали 15 минут.
Среди основных историко-политических тезисов можно выделить следующие:
- сравнение Петра с Соломоном, источником мудрости (Петр – поборник образования)
- сравнение с Иафетом (Петр – строитель российского флота)
- сравнение с Давидом и Константином (Петр – противник раскола, хранитель христианской религии)
- сравнение с Моисеем (Петр – законодатель и мощный управитель, объединивший народы)
- обращение к наследнице престола Екатерине Первой, обращение к России, оставшейся без своего многомудрого правителя
В самом конце идут обращения: к Богу, к Екатерине I, к России. Причём здесь Феофан говорит о Екатерине, как об Императрице (ибо она одна из немногих женщин правителей), говоря, что её женская плоть не мешает ей стать великой, подобно Петру.