Технические нормы устанавливают правила поведения обращения людей с естественными и искусственными объектами
Цель технических норм – наиболее целесообразное, безопасное обращение людей с объектами окружающей среды как природной, так и искусственной. Речь идет о природных веществах (радиоактивные элементы), явлениях природы (солнечная радиация), орудиях труда, предметах быта (электроинструмент, газовые или СВЧ-печи и т.д.). Содержание технических норм отражает объективные закономерности природы. Несоблюдение объективно необходимых требований технических норм влечет за собой соответствующие неблагоприятные последствия (травмы, увечья, болезни, смерть). Содержание технических средств может быть запрещено в правовых актах. В таком случае объективно необходима обязательность их соблюдения, которая дополняется возложением на соответствующие лица юридической обязанности их соблюдать. Несоблюдение этой обязанности влечет юридическую ответственность.
Нормы права, имеющие техническое содержание, называютсятехнико-юридическими нормами. Таких норм достаточно много, например, в УК Украины -- статьи об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, правил техники безопасности и т.д. Они носят бланкетный или отсылочный характер.
К ненормативной регулятивной системе относятся ценностный, директивный и информационный регуляторы[2].
Ценностный регулятор имеет весьма глубинную и сложную структуру и проявляется прежде всего в культуре всего общества, отдельных этнических общностей. К примеру, обостренное чувство национального самосознания; коллективизм либо индивидуализм как основа взаимоотношений и др. С помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей он существенно влияет на поведение всех участников общественных отношений, а также проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных групп (половозрастных, профессиональных и пр.).
Директивный регулятор – способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации (возможно совместно) исходит общая директива, направленная, к примеру, на решение важной социально-экономической задачи. В ней не определяются конкретные исполнители, не указываются средства для достижения поставленных целей, не предусматривается ответственность за неисполнение, то есть отсутствует нормативность (это могут быть программы партии, политические платформы, обращения и т.д.).
Информационный регулятор – такой способ, при котором воздействие на социальные процессы, публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают образцами либо для подражания, либо для осуждения, то есть с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение.
Развитие информационной инфраструктуры, прежде всего телевидения, придает в некоторых ситуациях информационному регулятору качество своеобразной информационной санкции.
1.3. Правовое регулирование: понятие, предмет, методы
По своим свойствам и регулятивным качествам, заложенной в нем социальной энергии право приобретает значение наиболее действенного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.
Регулирующее воздействие права на общественное отношение заключается в том, что оно в своих нормах как бы моделирует поведение субъектов этих отношений. Правом охватываются наиболее важные, с точки зрения государства, общественные отношения и берутся им под свой контроль, развиваются в заданном направлении для обеспечения всеобщих интересов.
Правовое регулирование определяется различными факторами:
а) уровнем экономического развития общества;
б) его социальной структурой;
в) степенью стабильности и развитости общественных отношений;
г) уровнем правосознания и правовой культуры населения и должностных лиц;
д) степенью определенности предмета и метода правового регулирования.
Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных юридических способов и средств, в частности, юридических норм, правосознания, правоотношений, индивидуальных предписаний (поднормативное регулирование) и др.
Сферы и пределы правового регулирования указывают на ту область социального простора, на которую распространяется нормативно-организующее действие права.
Правильное определение сферы и пределов правового регулирования способствует эффективному использованию юридического инструментария вне сфер, где действуют иные социальные регуляторы.
Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений, которые в принципе могут быть урегулированы правом. Сферой правового регулирования охватывается также та часть социального простора, где необходимо влияние права как обратная реакция на общесоциальные потребности в соответствии с объективными закономерностями развития общества. Пределами правового регулирования в заданном случае будут общесоциальные потребности и интересы.
Таким образом, правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых способов и средств воздействие на общественные отношения с целью их закрепления, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.
Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, отвечающие определенным требованиям:
1) по характеру они должны быть волевыми, то есть независимо от своего места в структуре социальных связей выражаются в волевом поведении людей и их объединений;
2) участниками отношений, регулируемых правом, не могут быть лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;
3) право регулирует только те отношения, которые по своей природе объективно требуют урегулированности и могут поддаваться нормативно-организационному воздействию (отношения дружбы и любви, как известно, регулируются иными социальными регуляторами);
4) правовым регулированием охватывается лишь сфера наиболее важных принципиальных, с точки зрения общества и государства, общественных отношений.
По мере развития общества одни общественные отношения прекращают свое существование, другие – претерпевают существенные изменения (отношения по использованию ядерной энергии и др.), появляются качественно новые отношения (связанные с правом частной собственности в посттоталитарном обществе и др.). Соответственно возникает необходимость в их правовом регулировании.
От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры права, в частности, деление его на отрасли.
В отличии от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения.
Метод правового регулирования – это совокупность юридических способов и приемов, которые используются в данной сфере общественных отношений.
Наряду с предметом метод правового регулирования активно влияет на формирование системы права. Более того, в качестве реальных юридических явлений он обретает жизнь в рамках отраслей права.
В зависимости от круга субъектов, вступающих в правовые отношения, объема содержания их юридических прав, обязанностей и полномочий, соотношения основных способов воздействия на поведение людей (велений, позволений и запретов) в науке права выделяют:
– императивный метод, при котором регулирование правовых отношений осуществляется по принципу власти и подчинения, где одна из сторон является обладателем государственно-властных полномочий. Этот метод чаще всего присущ публичному праву, административному и уголовному, хотя используется конституционным правом, а также встречается и в других отраслях права;
– автономный или диспозитивный метод основывается на юридическом равенстве сторон данных регулируемых отношений. Стороны имеют право урегулировать свои действия по собственному усмотрению, самостоятельно избрать вариант поведения в пределах, установленных правовой нормой. Автономный метод характерен для частного права (гражданского, семейного и др.).
Основными способами правового регулирования являются:
1) дозволения – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;
2) веления – возложение на субъектов правоотношений обязанностей к активному поведению (выполнить определенную работу, уплатить и т.п.);
3) запреты–возложение на лиц обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных юридической нормой.
Указанные выше способы тесно связаны с субъективным правом, точнее, с правомочиями, составляющими его структуру (право на положительные действия, право требования и право притязания). Причем если при дозволении субъективное право образует само содержание данного способа правового регулирования, то при велении и запрещении право требования принадлежит другим лицам и состоит в том, чтобы обеспечить исполнение активной (обязывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.
В качестве дополнительных способов как своеобразных стимулов к правомерному поведению называют поощрение и рекомендации.
В зависимости от сочетания способов правового регулирования выделяют два основных режима правового регулирования:
– общедозволительный, который строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»;
– специальноразрешительный, в основе которого лежит принцип «дозволено лишь то, что прямо предусмотрено законом».
Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм правового действования.
Категория механизма правового регулирования позволяет выяснить динамику права как социальной реальности, а также систему связей всех элементов, составляющих правовую надстройку.
Государство при помощи юридических норм регулирует общественные отношения, воздействуя на поведение людей тремя способами: дозволениями, велениями и запретами.
Между этими способами обязательно наличие факторов, обеспечивающих перевод нормативности права в упорядоченность общественных отношений, – правосубъективности, юридических фактов (актов применения права как разновидности юридических фактов), правосознания и правоотношения. Наличие нормативной основы в виде юридических норм уже предполагается, так как в противном случае анализ механизма правового регулирования будет беспредметен.