Работа с историческом источником

Ход урока

I. Организационная часть урока

II. Актуализация знаний учащихся

Беседа

1. Проанализируйте направления турецкой экспансии в XVI-XVII вв. Назовите причины, вызвавшие военный характер Османской империи.

2. С помощью фактов докажите, что покоренные народы подвергались притеснениям со стороны Османской империи.

3. Охарактеризуйте основные признаки борьбы балканского населения против османов в XVI-XVII вв.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Учитель

Индия привлекала к себе представителей разных стран. Одни приходили как завоеватели, другие стремились наладить торговые связи.

Задание. Вспомните предыдущую информацию об Индии.

IV. Изучение нового материала

1. Индийское общество

Работа в группах

Задание. Ознакомьтесь с предложенным материалом, охарактеризуйте процесс социального устройства индийского общества, результатами поделитесь с классом.

Группа 1. Индийское общество

В Индии, например, в непосредственном распоряжении правителя государства - падишаха - находилась 1/8 часть пахотной земли, остальное принадлежало феодальной знати.

В Индии каждый феодал обязан держать для падишаха кавалерийский отряд, численность которого определялась размером земельного участка.

Касты

Семьи в Индии были распределены по четырем классам. В первый класс принадлежали брахманы. Это люди чистого поведения, строго придерживаются распоряжений религии, ведут нравственную жизнь и выполняют все правила. Ко второму классу принадлежали кшатрии. В течение многих веков они составляли правящий класс. Кшатрии заботятся о добродетели и о милосердии.

Люди третьего класса именуются вайшьями. Они занимаются торговлей и ищут прибыли как в своей собственной стране, так и за ее пределами.

Люди четвертого класса называются шудрами. Это класс земледельцев. Шудры занимаются обработкой земли. Место каждого человека в этих четырех классах определяется степенью ее чистоты и нечистоты.

1. Кто был верховным собственником земли в Индии?

2. Дайте определение понятия «касты».

3. Назовите индийские касты. Чем отличалось положение представителей каст?

Группа 2.Индийская община

Индийская община обычно состояла из одного села. В центре находился храм и главная площадь, а также кварталы чистых каст - брахманов, купцов, земледельцев, ткачей. За пределами основной территории села жили люди, принадлежавшие к низшим кастам, их поселка были расположены на окраине. Наиболее удаленными были поселка неприкасаемых.

В каждой общине было 10-12 ремесленников, обслуживавших все потребности общинников, а также староста, сборщик налогов и другие должностные лица.

Все должности и обязанности, которые выполнялись отдельными общинниками, передавались по наследству, из поколения в поколение. Этим община привязывала крестьян и сельских ремесленников к земле, поскольку только

в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на определенное занятие. Юридически большинство крестьян была свободной, но фактически индийский крестьянин не мог оставить свою общину.

1. Чем занималась подавляющее большинство жителей Индии?

2. Как община регламентировала жизнь крестьянина или ремесленника?

2. Образование Могольского государства

Учитель

В начале XVI в. Индия, где проживало около 100 млн. чел., оставалась одной из крупнейших стран мира. Множество народов и племен, языков и обычаев придавали ей неповторимого своеобразия. Большую силу имела традиция. Как и сотни лет назад, хранились непреодолимые границы между индийскими кастами. Неизменным оставался и замкнутый характер сельской общины: всем необходимым ее члены обеспечивали себя сами.

В то же время в политической жизни Индии произошли важные изменения. Страна распалась на отдельные государства, правители которых постоянно враждовали между собой. Усобицы разоряли хозяйство, истощали силы народа и облегчали вторжения захватчиков. В 1526. Северная Индию покорил полководец Бабур. Он был праправнуком завоевателя Тимура и далеким потомком Чингисхана, поэтому его и всех, кто пришел с ним, стали называть моголами. Так возникло государство Моголов, власть которых сохранялась в Индии более двух столетий, пока страну не завоевали англичане.

Бабур правил всего три года, был очень образованным человеком, одаренным поэтом и тонким ценителем искусства. Правитель оставил после себя автобиографию «Бабур-наме», написанную простым и ясным языком. Это произведение является одним из самых ценных источников о тогдашних событиях и мировоззрение людей.

Работа с историческом источником

Из автобиографии Бабура «Бабур-наме» XVI в.

Призыв к бою раздался, когда солнце поднялось на высоту копья; битва продолжалась до полудня. В эту пору враги были побеждены и подавлены, а друзья радовались и торжествовали. Велик Господь, по своей милости и благоволению, сделал для нас легким это трудное дело: такое многочисленное войско он за полдня уравняет с землей...

Как я и надеялся, Великий Господь не заставил нас страдать и терпеть зря и помог нам преодолеть сильного врага и завоевать такое большое государство, как Индия.

В конце жизни Бабур разделил свои владения между сыновьями. В стране вспыхнуло пламя войн.

3. Правление Великих Моголов

Учитель

Спокойствие установился не скоро, только после прихода к власти внука Бабура - Акбара (1556-1605). Унаследовав лишь несколько разоренных войной провинций, он увеличил территорию могольского государства во много раз. Акбар завоевал и присоединил к своим владениям огромные индийские территории и большую часть афганских земель.

В созданной им крепкой централизованном государстве Акбар ввел единый календарь и четкую систему рангов на государственной службе. Акбар активно поддерживал ремесла и торговлю, упорядочил налоги, значительно расширил ирригационную систему и сеть дорог. Все это заслуженно принесло правителю славу великого реформатора. Его правление отмечено строительством в столице Моголов - Дели - грандиозных дворцов и правительственных зданий. Акбар также всячески поддерживал талантливых людей и славился щедрым меценатством. Именно при нем государство Моголов достигло наивысшего расцвета и стало империей Великих Моголов.

На момент воцарения Акбара мусульмане владели Индией уже несколько веков. Здравый смысл подсказывал, что управлять территорией, где подавляющее большинство населения исповедует индуизм, можно только проявляя веротерпимость. Однако ни один из правителей не посмел нарушить старинный порядок унижение «неверных». Первым изменить отношение к ним решился Акбар.

В отличие от своих предшественников, Акбар прекратил гонения на последователей индуизма. Для индийского населения было также отменено особый подушный налог - джазиго, от уплаты которого ранее освобождались только мусульмане. В 1593 г., т.е. еще за пять лет до принятия во Франции Нантского эдикта, правитель Индии издал приказ о религиозной веротерпимости. Всем своим подданным он гарантировал полную свободу вероисповедания и строго запретил преследовать сторонников любой веры. Религиозная реформа - главное деяние Акбара. Благодаря ее проведению вошел в народную память как Акбар Великий.

В Индию начали приезжать миссионеры-иезуиты. Они отправлялись в «варварские страны», будучи готовыми к издевательствам и мучениям. Вместо этого их ждал пышный прием при дворе Акбара. Великий Могол не только позволил христианам свободно проповедовать, но и сам охотно вел с ними беседы. Отцы-иезуиты пригласили правителя Индии в свою часовню. Как же они были шокированы, когда войдя в нее, Акбар сначала осенил себя крестным знамением, затем склонился перед распятием в мусульманском поклоне, и наконец сложил руки в молитвенной позе индусов.

Внук Акбара Шах Джахав (1628-1657) всю жизнь провел в войнах. После присоединения им Южной Индии территориальные границы государства Великих Моголов максимально расширились. Однако имя Шах Джахан обессмертил не громкие победами на полях сражений, а сооружением в городе Агре усыпальницы для умершей жены - мавзолея Тадж-Махал. Построенный из великолепного белого мрамора, увенчанный изысканными куполами и минаретами, Тадж-Махал живописно отражается в прозрачной воде соседнего бассейна. Архитектурный памятник удивительной красоты, он является настоящей жемчужиной мирового искусства.

Со второй половины XVIII в. Великие Моголы начали постепенно терять былое могущество. Между сыновьями Шах Джахана разгорелась яростная борьба за трон. Победителем из нее вышел Аурангзеб (1658-1707) - человек сильный и волевой, но жестокая и коварная. Ярый мусульманин, он приложил немало усилий, чтобы полностью выкорчевать ростки веротерпимости, выращенные его прадедом Акбаром. Аурангзеб отдал приказ разрушить индуистские храмы, а с их камни построил мечети. Правитель запретил живопись, музыку и танцы. Он даже не позволял знатным индийцам ездить на слонах, что в их глазах выглядело страшной обидой. Когда Аурангзеб снова ввел ненавистную джазию, по стране прокатилась волна народных восстаний. Теперь все силы поглощала борьба с ними.

После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов фактически распалась. Его преемников трудно назвать самостоятельными правителями; скорее, они были послушным орудием в руках враждующей знати. От некогда могущественной империи Великих Моголов остались лишь воспоминания. Непрерывные междоусобицы окончательно подорвали силы государства и превратили ее в легкую добычу для англичан.

Наши рекомендации