Подсказки-клише
ТЕМА ТЕКСТА
Данный текст о … Текст И.И.Иванова посвящён вопросам …. Данный текст мне понравился именно тем, что он касается вопроса … И.И.Иванов в данном тексте размышляет о … В данном тексте рассказывается случай из жизни … В данном тексте описывается ситуация … Данный текст – письмо героя … Данный текст – размышления героя о … Текст сообщает нам информацию о … |
Краткий пересказ с элементами анализа
ИДЕЯ ТЕКСТА
Основная мысль текста звучит в 7 предложении: «…» Основную мысль текста мы находим в первом абзаце: «…» Как отвечает на поставленный вопрос автор текста? … Думаю, что основную мысль текста можно сформулировать так: … … - вот основная идея (мысль) текста. «…» - в этом высказывании автора (героя) отражена главная идея (мысль) текста. |
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
Основная проблема – это та,
ü которая стала объектом раздумий автора;
ü над которой он в основном размышляет;
ü к которой он неоднократно возвращается;
ü по которой отчётливо заявлена авторская позиция
В тексте исследуется проблема (чего?) (род. падеж) экологии
анализируется нравственного выбора
поднимается добра и зла
рассматривается воспитания милосердия через литературу
затрагивается утраты милосердия
социальных преобразований в стране
Автор изложил, поставил, рассмотрел, выдвинул, затронул, поднял, сформулировал, исследовал, проанализировал (философскую, психологическую, общественно-политическую) проблему.
Данный текст посвящён (острой, важной, животрепещущей, актуальной, серьёзной) проблеме… Прочитав историю героя, мы задумываемся над проблемой … В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Именно выбор поведения в данном случае и является одной из главных проблем текста. Проблема, затронутая в тексте, я думаю, типичная. Одна из проблем текста - … История, описанная автором, ставит передо мной следующую проблему: … Ситуация, описанная в тексте, ставит перед нами следующую проблему … Я думаю, основная проблема текста - … Я выделил бы в тексте следующую проблему … В данном тексте мне интересна следующая проблема … Проблема в тексте прямо не заявлена автором, но я думаю, что стоит поразмышлять о … Прочитав текст, я хочу написать о следующей проблеме: … |
Комментарий к сформулированной проблеме текста:
- какие понятия рассматривает автор;
- к какой категории относится избранная автором проблема;
- насколько она злободневна в наши дни;
- что делает её жизнеспособной;
- насколько глубоки исторические корни этой проблемы (традиционна эта проблема или нова);
- какие точки зрения существуют по данной проблеме;
- как автору удалось привлечь к ней внимание читателя
В комментарии не должно быть
- пересказа исходного текста;
- рассуждения по поводу всех проблем текста;
- комментариев о действиях героев текста;
- общих рассуждений о тексте: ведь надо прокомментировать одну из проблем!
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Я думаю, авторская позиция сформулирована в 7 предложении: «…». Автор утверждает: «…». Автор считает (убеждён), что … Автору важно убедить читателя в том, что … Бесспорно мнение автора о том, что … Позиция автора очевидна: … Цель автора – обратить внимание читателя на … Задача автора – убедить читателя в том, что … Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: … Автор подводит читателя к мысли о том, что … Автор пытается донести до читателя мысль о том, что … Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: … Размышляя о … , автор текста приходит к выводу … … - вот авторская позиция в тексте. … - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы. … - вот итог авторских раздумий по основной проблеме. «…» - в этих словах, по-моему, отражена идея (мысль) текста. «…» - именно эта мысль отражает позицию автора (героя). … - в этом предложении звучит прямая авторская оценка … … - всё это позволило автору выразить мысль о том, что … Позиция автора, я думаю (не) совпадает с позицией героя. Автор считает, что … Позиция героя заключается в следующем: … Герой считает, что … Поступок героя текста говорит о его позиции: … Герой сам объясняет свой поступок в 7 предложении: «…». |
Авторская позиция может быть выражена
Чётко, прямо, непосредственно: ü в названии текста; ü в отдельных предложениях; ü через ряд аргументов. | Через: ü риторические вопросы, ü риторические восклицания, ü порядок слов, ü лексические повторы, ü оценочную лексику, ü модальные слова и частицы, ü вводные слова, словосочетания, предложения. |
В художественном стиле
- автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;
- он словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:
а) дать возможность читателю представить описываемые события;
б) передать свои эмоции;
в) вызвать ответные чувства и переживания;
- автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать;
- авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.
ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ АВТОРА
Позиция автора по этому вопросу показывает, что он человек благородный (переживающий за судьбу русской культуры, неравнодушный к вопросам …) Нельзя остаться равнодушным к тому, о чём пишет автор … (К сожалению,) мнение автора (героя) является распространённым… К немалому удивлению узнал, что … Автор (герой) убеждён в правильности данных им оценок … Я считаю позицию героя справедливой (интересной, неправильной…) Поступок героя вызывает у меня уважение (неуважение, удивление, …) Разделяя негодование автора, хочу сказать, что … Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение … Возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что … Интересно то, как автор (герой) … |
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … Автор, несомненно, прав, утверждая, что … . При этом я убеждён, что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … Автор справедливо осуждает …, однако я не могу согласиться с тем, что … Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: … Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но по-моему, он ошибается в том, что … Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … Вызывает сомнение тезис о том, что … Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п. |
ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
Я (не) согласен с автором: … Я (не) согласен с точкой зрения автора: … Свою позицию хочу высказать словами народной пословицы: «…» Я думаю (считаю, убеждён, не сомневаюсь), что … Я не думаю, что … Авторская позиция чётко заявлена в тексте, и я не могу с ней не согласиться. Моя позиция такова: … Я в жизни придерживаюсь следующего принципа (правила): … Я поступил бы иначе: … |
АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Аргументами являются:
- факты (свидетельства очевидцев, даты, место и обстоятельства событий, участники событий)
- биография (жизнь) исторических деятелей, деятелей науки, известных людей
- положения официальных документов
- общественные законы
- законы природы
- статистические данные
- научные данные
- авторитетное мнение известного человека (учёного, писателя, политического деятеля)
- ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
- народная мудрость (пословицы, поговорки)
- примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
- собственные наблюдения и выводы
- примеры из жизни окружающих людей
К аргументам, которые есть в этом тексте, я хотел бы добавить свои. Эту мысль подтверждает случай из жизни … Мы убеждаемся в этом, читая русскую литературу (газеты, научные статьи …) В качестве аргумента я хочу привести известную народную мудрость. Эту мысль подтверждает и знаменитое высказывание писателя (учёного, публициста, …) В качестве аргументов хочу привести следующие научные факты. К такому выводу меня привели следующие размышления … Предположим, что утверждение автора (моё утверждение) не верно. Если бы герой поступил иначе, то … В подобной ситуации я поступил бы так, потому что … |