Модернизация политического строя, экономики и социальных отношений в России во второй половине XIX века (В.В.Яробков).
Место России в мировом модернизационном процессе.
С середины XIX века Россия вступает в период глубоких преобразований, составляющих часть общемирового процесса модернизации – перехода от сословно-патриархального к буржуазно-индустриальному обществу. «Великие реформы» в России 1860-1870-х гг. стояли в одном ряду с такими событиями, как отмена рабства и гражданская война в Соединенных Штатах Америки (1861-1865), «революция Мэйдзи» в Японии, объединение Германии и Италии, «танзимат» в Турции.
Россия не стояла в стороне от происходящих процессов в мире. Ее правящие круги, верхи бюрократии, значительная часть дворянского сословия были прекрасно осведомлены как о теориях европейских просветителей, социалистов-утопистов, консерваторов и либералов, так и о реальном функционировании разнообразных политических, социальных и других институтов в большинстве стран и регионов тогдашнего мира. Все понимали, что надо что-то делать. Но надо было с чего-то и начинать!
Отмена крепостного права в России.
Инициатором российских преобразований выступил император Александр II (1855-1881). Вокруг Александра II в первые годы его правления сложилась группа просвещенных, либерально настроенных сановников и членов царской фамилии, которые готовы были проявить волю, настойчивость и последовательность в проталкивании и проведении назревших реформ. Следует учесть, что в России существовал солидный реформаторский задел, а народ отличался пассивностью, терпением и верой в мудрое руководство.
19 февраля 1861 г. император Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» и ещё 17 документов.
Личную свободу получили 22 млн. крепостных крестьян (принадлежащих помещикам), 19 млн. государственных крестьян (в районах, где отсутствовало крепостное право: Север, Сибирь, Дальний Восток), 2 млн. удельных крестьян (принадлежавших императорской фамилии).
Крестьянам предоставлялась личная свобода и личные права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов.
Вместе с тем личная свобода крестьян ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Государство осуществляло контроль над общиной.
Крестьянам нужна была земля. Размеры наделов, предоставляемых крестьянам, зависели от плодородности почвы (черноземная, нечерноземная, степная). В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший – больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший – меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Крестьяне боролись за возвращение отрезков вплоть до 1917 г.
Крестьяне при получении земли должны были оплатить ее стоимость. У большинства крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставляло крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. Только в 1906 г. выкупные платежи крестьян были отменены. Выплата крестьянами помещику со стороны общины растянулась на 20 лет до 1883 г., а до этого года крестьяне находились на положении временно-обязанных – платили оброк и несли другие повинности.
Таким образом, крестьянская реформа не создала слоя мелких собственников, а укрепила общинную структуру, передав ей право собственности на землю. Крестьянство, освободившиеся от крепостной зависимости, оказалось в зависимости от общины (круговая порука за выполнение повинностей, принудительный севооборот и т.д.), государства (уплата выкупных платежей) и помещиков (аренда отрезков по завышенным ставкам).
Если американский фермер, французский крестьянин, японский земледелец после «революции Мэйдзи» имели разную степень, но все-таки самостоятельности, могли разбогатеть, но могли и разориться, то русский крестьянин оказался связанным по рукам и ногам. Взаимоотношения с общиной, миром, а также с государством и помещиком не способствовали инициативе, предприимчивости, самостоятельности, формированию активной жизненной позиции.
Особенности послереформенного развития России.
С отменой крепостного права во всех сферах русской жизни начали происходить перемены:
- деревня расслаивалась на богатых и бедных;
- фабрики и заводы получили постоянный приток дешевой рабочей силы;
- активно стали формироваться новые классы (буржуазия и пролетариат);
- появились предпосылки для возникновения буржуазных отношений и экономической модернизации страны.
С другой стороны реформа 1861 г. не решила до конца аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX- начале XX веков.
Видимо здесь будет уместным сравнение отмены крепостного права в России (1861) и рабства в Америке (1863). У американского раба и русского крепостного было много общего: личная зависимость, бесправие, отсутствие собственности. Они не могли распоряжаться собственной жизнью: их продавали, проигрывали в карты, меняли на гончих, разъединяли с семьями, контролировали их личную жизнь. Известно, что подневольный труд малопродуктивен, он воспитывает отношение к работе как к проклятью. Даже из-под палки работа на плантациях и барских полях велась медленно. Среди рабов и крепостных было распространено тихое каждодневное сопротивление угнетению в форме мелкого воровства, лени. Они были совершенно не заинтересованы в результатах своего труда, вынужденно лживы, безынициативны, небрежны и безответственны. В их среде ценилось не трудолюбие и мастерство, но хитрость, ловкость, изворотливость, доходящая до обмана. Безысходность порождала пьянство. Именно негры-рабы, работавшие на плантациях сахарного тростника, изобрели ром. О повальном пьянстве среди крестьян писал в частности Н.А. Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» он создал целую галерею лиц из народа, с которыми разговаривают и пьют путешественники, и среди них нет ни одного счастливого.
После отмены крепостного права для крестьянина власть помещика сменилась властью государства. Вековое крепостничество не могло выработать чувство собственного достоинства, уважение к личности и закону. Крепостное право и община консервировали традиционализм крестьянства, не позволяя сформироваться гражданскому сознанию. Да и какое могло быть гражданское сознание у человека, подвергавшегося до 1904 г. телесным наказаниям!
Реформа местного самоуправления.
С 1864 г. до 90-х гг. XIX в. в 34 губерниях страны постепенно вводилось в действие «Положение о земских учреждениях». Такими учреждениями стали земские собрания и управы губернского и уездного уровней. Гласные земских уездных собраний избирались на три года в трех куриях: землевладельцев; городских избирателей; от сельских обществ. Уездные собрания, в свою очередь, избирали состав губернского собрания (один губернский гласный от 6 уездных). Уездные и губернские собрания выбирали земские управы. Избирательная система строилась таким образом, что количество гласных из дворян (1-я курия) превышало количество гласных от городских и сельских жителей. Поэтому земства не были введены в Сибири, Архангельской, Астраханской, Оренбургской и других губерниях, где дворяне были малочисленны, а в Области Войска Донского они «не прижились».
Земским учреждениям предоставлялся ряд полномочий: производство выборов, определение порядка действий земских исполнительных органов и их содержания, рассмотрение земских смет и установление размеров сборов, приобретение и отчуждение недвижимого имущества, определение правил образования и расходования капиталов земств для решения хозяйственных и социальных проблем (дороги, призрение, образование, медицина, страхование, чистота площадей и улиц, санитарное состояние промышленных и других предприятий, порядок работы ярмарок, базаров и др.).
Земствам запрещалось объединение в любых формах в общероссийском масштабе. Не было земств и на волостном уровне. Был установлен контроль за их деятельностью со стороны земских начальников, губернских присутствий по делам земств, со стороны министерства внутренних дел и сената. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
«Городское положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы – городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.
Судебная реформа.
Судебные уставы 1864 г. заложили основы всесословного, гласного, устного, состязательного и, как представлялось, независимого от местной администрации суда.
Судоустройство отличалось простотой: мировой суд (судья выбирался уездными земскими собраниями и городскими думами на несколько волостей и участок в городе); назначаемые коронные суды – окружной (на территории 3 и более уездов) и судебная палата (на территории нескольких судебных округов и губерний). В окружных судах по уголовным делам предусматривался институт присяжных заседателей, которые решали вопрос о виновности или невиновности обвиняемых. Представители широких слоев населения стали участвовать в судебных процессах. Прокуратура стала составной частью судебного ведомства, вводился институт адвокатуры (присяжные и частные поверенные).
Суды и следователи, по закону, были несменяемы, имели высокие должностные оклады (например, судья окружного суда – 2200 руб., а его председатель – 4500 руб. в год). Только специальные суды (военный, Особое присутствие Сената) могли вынести смертный приговор. С 1867 г. проводилась военно-судебная реформа, были образованы полковые и военно-окружные суды.
Из всех проводимых в стране реформ судебная реформа была самой радикальной по духу и замыслу на пути к правовому государству. Ее реализация создавала проблемы для властей. Они встали на путь постоянного пересмотра судебных уставов. Следствие по политическим делам передали в ведение жандармерии (1871), а судебный процесс по ним в целях недопущения участия присяжных заседателей – военно-окружным судам (1878). Следователи и судьи перестали быть несменяемыми и независимыми от административных властей. Вместе с тем многие служители Фемиды продолжали настойчиво отстаивать положения Судебных уставов 1864 г.
Военная реформа 60-70-х годов.
Большую роль в осуществлении реформы сыграл военный министр Д.А. Милютин (1816-1912), находившийся на этом посту с 1861 по 1881 г.
С учетом геополитического положения страны и задач внешней политики необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. 1 января 1874 года император утвердил Устав о воинской повинности. В России вводилась всесословная воинская повинность. Изменился порядок комплектования армии и флота и прохождения воинской службы. Согласно новому Уставу к службе могли привлекаться все мужчины по достижении 20-ти летнего возраста. Срок действительной службы был установлен для сухопутных войск в 6 лет, на флоте – до 7-ми лет. В мирное время на действительную службу брали не более 25-30 % от общего числа призывников. Значительная часть призывников освобождалась от службы по различным льготам или физической непригодности, остальные тянули жребий.
Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода и на добровольных началах (назывались вольноопределяющимися). В стране было образовано 15 военных округов, что способствовало более четкому и конкретному управлению частями и подразделениями на местах. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специальные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная, Военно-медицинская и др. В военно-учебные заведения получили доступ представители всех сословий.
Составной частью реформы явилось укрепление военной промышленности и техническое перевооружение армии и флота. Была введена система стальных орудий, ускорено развитие военного парового флота, произведена замена гладкоствольного оружия нарезным. До 90-х годов на вооружении русской армии находилась нарезная винтовка, разработанная американским конструктором – Берданом, а в 1891 г. была принята на вооружение русской армии трехлинейная винтовка русского конструктора стрелкового оружия Сергея Ивановича Мосина, которая была на вооружении русской армии – советской пехоты – до 50-х годов XX века.
Широкий фронт реформ.
В 60-70 годы была реформирование велось весьма интенсивно. В финансовой сфере были предприняты попытки ликвидировать дефицит бюджета страны, для чего была увеличена вдвое подушная подать, повышены различные пошлины и сборы. Был создан Государственный банк, регламентировалась деятельность коммерческих банков. Министерство финансов стало единственным распорядителем казны. В 1862 г. бюджет (государственная роспись доходов и расходов) впервые был обнародован.
В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические (с упором на изучение языков и гуманитарных предметов) и реальные (с техническим уклоном). В них принимались дети всех сословий, способные внести плату за обучение. Фактически было введено доступное всесословное образование.
В 1864 г. закрытый Институт Корпуса Инженеров Путей Сообщения был преобразован в открытое гражданское высшее учебное заведение и стал называться «Институтом Инженеров Путей Сообщений». Прием в институт проводился по результатам экзамена, в объеме гимназического курса, математики и физики. Право держать этот экзамен давал аттестат об окончании курса гимназии или равного ей учебного заведения. Плата за право учения в институте была установлена – 50 рублей в год.
В 1863 г. была предоставлена широкая внутренняя автономия высшим учебным заведениям. Профессорско-преподавательский состав выбирал руководителей (ректора, деканов и т.д.), присуждал ученые степени и звания. Вузы получали литературу из-за границы без цензуры, печатали свои труды также без цензуры, имели другие льготы.
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий.
Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к европейской социально-политической модели. Был сделан важный шаг по вовлечению общественности в жизнь страны и превращению России в буржуазную монархию.
Контрреформы Александра III.
Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренной конституции, разработанной в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М.Т. Лорис-Меликовым. Предполагалось развивать местное самоуправление, привлекать представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881г. изменило общее направление правительственного курса.
Реформы Александра II не получили продолжения при правлении его сына Александра III (1881-1894 гг.), так как взгляды Александра III были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя с опорой на дворянство, насаждение православия и русификацию окраин России. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». Александр III, возможно, под влиянием обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева взял курс на широкое применение чрезвычайного законодательства, ужесточение полицейского контроля над обществом.
Основу правительственной политики составили так называемые «контрреформы», направленные против преобразований 1860-1870-х годов. Властям удалось справиться с бомбистами-народовольцами. А. Желябов, С. Перовская, Н. Рысаков, Т. Михайлов, Н. Кибальчич были публично повешены. Началось «закручивание гаек».
Сельская крестьянская и уездная земская администрации были подчинены земским начальникам. Они назначались губернатором из потомственных дворян, полностью контролировали жизнь русской деревни и заменили мировой суд. Была укреплена роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширена система опеки и вмешательства правительства в городское самоуправление. В 1887 г. циркуляром министерства просвещения (его назвали «о кухаркиных детях») рекомендовалось не допускать прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников, кухарок и т.д.; В 1884 г. новый университетский устав ограничил автономию в вузах. Усилился полицейский контроль за студентами. Запрещались любые студенческие организации. Студенты обязывались ходить только в студенческой форме. Увеличивалась плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Ректоры вузов стали назначаться, а не избираться; В 1882 г. право закрывать любое печатное издание получило не только министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.
Был проведен ряд судебных процессов над революционерами. В 1886-1887 гг. готовилось покушение на Александра III. Заговорщики, среди которых находился А.И. Ульянов, старший брат В.И. Ульянова-Ленина, были казнены.
Однако о полном свертывании реформ не могло быть и речи. Они продолжались, но их характер и механизм реализации были иными. Если Александр II осуществлял реформы комплексно, во всех сферах сразу, то Александр III, опасаясь террора и революционных выступлений, шел другим путем. В социально-экономической области реформы продолжались ускоренными темпами, что обеспечило продвижение России к индустриальному обществу.
Основные направления внешней политики России во второй половине XIX в.
На дальневосточном направлении Россия выстраивала отношения с Китаем и Японией. По Айгунскому (1858)и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. В 1862 г. был заложен главный порт на Тихом океане – Владивосток. Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Японией. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместным владением. В 1875 г. Петербургский русско-японский договор признал остров Сахалин исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце XIX в. продолжала являться источником напряженности в русско-японских отношениях.
Были и территориальные потери на Востоке. В 1867 г. Русская Америка (Аляска) была продана США за символическую даже по тем временам сумму – 7,2 млн. долларов. У России не было средств на ее масштабное освоение.
На среднеазиатском направлении в 60-70-е годы были достигнуты крупные успехи. Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства были завоеваны Россией. На их территории было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В конце 1870 г. началось наступление России на туркменские племена. В результате продолжительных и планомерных военных действий в мае 1881 г. была образована Закаспийская область с центром в Ашхабаде.
В присоединенных среднеазиатских государствах русская администрация проводила свою политику с учетом местных традиций, не отнимая власть у местных владык и духовенства и в то же время улучшая положение крестьян. Здесь были ликвидированы рабство и работорговля. На Среднюю Азию было распространено российское законодательство. Прекратились междоусобные войны. Наличие свободных земель вызвало поток переселенцев из России и других соседних стран. Ежегодно сюда прибывало большое число людей. Расширение посевов хлопка и строительство железных дорог способствовало включению Средней Азии в товарные отношения с другими регионами.
На западном направлении борьба за пересмотр унизительного Парижского договора благодаря искусному дипломату министру иностранных дел князю А.М. Горчакову (воспитывался в Царскосельском лицее вместе с А.С. Пушкиным) закончилась отменой договора. Россия в 1871 г. вернула себе право иметь военный флот, военно-морские базы и укрепления на Черноморском побережье. Это позволило воссоздать оборонную линию южной границы государства.
Взаимоотношения с великими европейскими державами оставались главным приоритетом внешней политики России. В последней четверти XIX в. европейская напряженность постоянно нарастала из-за углубления противоречий между Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. Именно в этот период со всей очевидностью проявилась полная несостоятельность русской ориентации на Германию и Союз трех императоров (Германии, Австро-Венгрии и России). Россия была вынуждена искать нового союзника, более надежного, чем Германия. Она начала активное сближение с Францией. К этому ее подталкивала антирусская политика Германии на Ближнем Востоке, рост германского милитаризма и создание в 1888 г. Тройственного Союза (Германии, Австро-Венгрии и Италии). Франция тоже опасалась усиления Германии в Европе, роста ее колониальных притязаний.
В 1891-1893 гг. были подписаны документы (политическое соглашение и военная конвенция) о совместных действиях на случай, если одной из сторон будет угрожать нападение Германии или Австро-Венгрии. Ратификация конвенции в 1893 г. означала окончательное оформление русско-французского союза, имевшего антигерманскую направленность и оборонительный характер.
С образованием двух противостоящих союзов - Тройственного и Русско-Французского, к которому в начале XX в. присоединилась Англия и получившего название Антанта - открылся новый этап в истории международных отношений. В Европе складывался узел острейших противоречий, основой которого была ожесточенная борьба великих держав за дальнейший раздел мира на сферы влияния.
Поддержка Россией братьев-славян (Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины) в борьбе против турецкого ига.
В результате Русско-турецкой войны (1877-1878), которая развернулась на двух направлениях – Балканском и Закавказском – турецкому игу над славянскими народами был нанесен сокрушительный удар. Под руководством талантливых генералов М.Д. Скобелева, М.И. Драгомирова, И.В. Гурко в мае 1877 г. русские войска вступили на территорию Румынии и форсировали Дунай. После осады и взятия сильной турецкой крепости Плевны, русская армия овладела перевалами через Балканский хребет (особенно сильные бои были за горный перевал Шипка), перешла через Балканские горы и развернула широкое наступление по всему театру военных действий, приведшее к разгрому турецких войск. В январе 1878 г. русские войска заняли Адрианополь и вышли на подступы к Константинополю. В Закавказье на побережье Черного моря была занята вся Абхазия. В ноябре 1877 г. русские войска штурмом взяли турецкую крепость Карс. В феврале 1878 г. в Сан-Стефано был подписан между Россией и Турцией мирный договор. Только вмешательство Англии, Франции, Германии и Австро-Венгрии не позволило России полностью разгромить Османскую империю. На Берлинском конгрессе летом 1878 г. приобретения России были урезаны. Но русско-турецкая война 1877-1878 гг. была важнейшей вехой в освобождении славянских народов и создания их национальной государственности.
Русская культура в XIX в.
Система просвещения.
В 1802 г. в числе других было создано министерство просвещения, которое вместе с военным министерством, Синодом, другими ведомствами развивало сеть начальных школ. Среднее образование давали классические и реальные гимназии. В последней трети века появились воскресные школы для взрослых. На протяжении века открылись университеты в Казани, Дерпте (Тарту), Одессе, Томске. Появились технические вузы – Путей сообщения, Технологический, Инженерно-строительный, Лесотехническая академия в Петербурге, Высшее техническое училище в Москве и др. В конце века появились политехнические институты в Киеве, Риге, Харькове, Петербурге, а всего в стране было около 50 вузов. Существовали закрытые привилегированные заведения – Царскосельский, Нежинский, Демидовский лицеи, Училище правоведения. Вузы были центрами науки, просвещения, подготовки кадров интеллигенции, боролись за внутреннюю автономию.
Наука и техника.
В «золотой» и «серебряный» века русской культуры российская наука вышла на мировой уровень. Булатная сталь П.П. Аносова, неэвклидова геометрия Н.И. Лобачевского, обоснование теории химического строения веществ А.М. Бутлеровым, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова, фагоцитарная теория иммунитета И.И. Мечникова кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф. Белинсгаузена и М.П. Лазарева, северная экспедиция Ф.П. Врангеля, изобретение радио А.С. Поповым создавали мощный фундамент для развития производительных сил.
Русский ученый, педагог, общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий, ученых обществ и учебных заведений, являлся автором более 500 печатных трудов. В деятельности Менделеева наука органически соединялась с производством. Он был инициатором устройства нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья, протестовал против использования нефти в качестве топлива (говорил, что топить можно и ассигнациями). Распространенной «теории убывающего плодородия почвы» Менделеев противопоставил идею многократного повышения плодородия земли с помощью удобрений. Он выступал за размещение предприятий вблизи запасов сырья и топлива, считал обязательным развитие производительных сил Урала, Донбасса, Сибири, Средней Азии, отстаивал важность орошения земель Нижнего Поволжья, улучшения судоходства, постройки новых железных дорог, освоения Северного морского пути. Менделеев создал проект аэростата, обосновал принцип создания стратостата с герметически закрытой кабиной. Сам во Франции совершил подъем на привязном аэростате Жиффара.
Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, участвовал в разработке покровительственного таможенного тарифа, в обосновании необходимости индустриализации страны. Важный инструмент прогресса ученый видел в личной заинтересованности, базирующейся на частной собственности, был сторонником мирного, эволюционного развития. Но в Академию наук его принимать было не велено из-за либеральных взглядов и сочувствие передовому студенчеству.
В стране было немало талантливых инженеров, способных работать быстро и эффективно. Первая тепловая электростанция появилась в Нью-Йорке в 1882 г., а в Петербурге – в 1883.
Печать.
Первый журнал в России вышел по инициативе М.В. Ломоносова. Это были «Ежемесячные сочинения» - научно-литературный орган Академии наук. Сатирические журналы издавал Н.И. Новиков. Журналы и альманахи декабристов («Полярная звезда» и др.) критиковали самодержавие, развивали мысль о национальной самобытности России. Критиком, полемистом, редактором был А.С. Пушкин («Литературная газета», журнал «Современник»). В журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки» в 1830-40-х годах блистал В.Г. Белинский.
Демократической линии «Современника» и «Отечественных записок» (Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский и др.) противостояли такие монархические и верноподданнические издания, как «Северная пчела», «Московитянин», «Московские ведомости», редактором которых был либерал-монархист и англоман М.Н. Катков.
С 60-х годов XIX в. ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления — «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и др. Они освещали ход буржуазных реформ. Знакомили общественность с сущностью крестьянского и позднее рабочего вопросов. Авторы журналов старались осмыслить пути развития России. Из журналов образованная публика узнавала о разных сторонах жизни за рубежом. Наряду с литературно-художественными изданиями стали появляться и специальные журналы — медицинские, исторические, технические, педагогические и т. п. Так, в начале XX в. в России выходило 120 технических журналов. Ряд журналов продолжали свою деятельность еще с первой половины XIX века — такими были «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Современник», созданный в 1836 г. Пушкиным, в 1847 г. он перешел к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву, и др. Большинство журналов в плане политическом придерживались либерально-монархического направления. Радикально-демократическую позицию занимали такие издания, как «Современник», «Отечественные записки» и сатирические журналы «Искра», «Будильник» и «Гудок».
Литература и искусство.
Не менее богатым был XIX в. и для русской литературы. Окончательно оформился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А.С. Пушкина. Журналы, литераторы, издатели принадлежали к разным направлениям, идейным течениям. Все образованное общество следило за творчеством таких поэтов и писателей, как К.Ф. Рылеев, В.А. Жуковский, А.А. Дельвиг, Е.Б. Баратынский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, П.А. Римского-Корсакова. Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в., стали классикой.
В столице империи возводятся величественные архитектурные ансамбли, формируются основные площади, центр города приобрел свой современный вид. С именами архитекторов связаны их творения: Казанский собор – А.Н. Воронихин; Александринский театр с улицей Росси – К.И. Росси; Исаакиевский собор, Александровская колонна – О.Монферран; Биржа на Стрелке Васильевского острова – Тома де Томон; Адмиралтейство – А.Д. Захаров. В Москве были построены Большой и Малый театры, Александровский сад у Кремлевской стены, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.
В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем (для художников того времени). У Г.Г. Угрюмова, К.П. Брюллова и других приверженцев академической школы – картины на античные и религиозные сюжеты. У А.Г. Венецианова – картины крестьянского быта, русской природы. У П.А. Федотова – бытовые сюжеты. Русский реализм в изобразительном искусстве представлен именами И.Е. Репина, В.Г. Перова и других. Большую роль для пропаганды русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных мастерских, открывшиеся Третьяковская галерея, Русский музей, деятельность выдающегося искусствоведа и критика В.В. Стасова.
Быт города и деревни.
На протяжении XIX в. постепенно менялся облик русских городов. Значительную массу жителей Москвы и Петербурга составляли крестьяне, пришедшие на заработки. Они работали на строительстве, на фабриках и заводах, в сфере обслуживания. Жили на окраинах, в переполненных казармах, подвалах, бараках. В более крупных городах наряду с административными зданиями, гостиными дворами появлялись доходные дома, фабричные корпуса. В мелких провинциальных, преимущественно уездных и заштатных городах с числом жителей не более 5 тыс. человек (они составляли более 80% городских поселений) жители занимались сельским хозяйством, мелкими ремеслами и торговлей, жили в одно-, двухэтажных деревянных домах.
Верхи привилегированных сословий летом жили в своих поместьях, а зимой перебирались в Москву, Петербург, другие крупные города, где сосредотачивалась научная, литературная и театральная жизнь, устраивались великосветские приемы, собрания, балы, литературные вечера. В литературных салонах желанными гостями были деятели литературы и искусства, заезжие иностранцы. Дворяне, если позволяли средства, старались в одежде, интерьере жилищ, в самом образе жизни следовать новейшей европейской моде. Из Европы выписывали книги и журналы. В Европу ездили путешествовать, развлекаться.
В купечестве и духовенстве сохранялись патриархальный быт и нравы с безграничной властью старшего в семье, с полным бесправием остальных членов, с ограниченностью кругозора и предрассудками.
Общие достижения и противоречия.
За звездами русской культуры первого ряда, которых в XIX в. можно считать десятками, не следует забывать о других десятках и сотнях талантливых людей, организаторов, работников и творцов «золотого века». Без их многотрудной деятельности российская культура не смогла бы обрести мощный фундамент в виде научных учреждений, вузов, лабораторий в промышленности, больниц, книгоиздательств, профессиональных театров, газет, журналов.
Мощное культурное развитие отразило зрелость, постоянный духовный подъем русской нации, самоотверженное служение своему народу российской интеллигенции. Правда, большая часть населения страны находилась в неведении относительно культурного богатства России. 3/4 населения к концу XIX в. оставалось неграмотным.
Несмотря на высокие темпы промышленного роста, экономического развития Россия оставалась «догоняющей» страной, относилась ко «второму эшелону» в мировом модернизационном процессе. Во-первых, страны-лидеры (США, Германия, Италия, Франция, Англия, Япония) развивались не менее быстро и мощно. Во-вторых, Россия оставалась аграрной страной с неразвитым сельским хозяйством, которое тормозило развитие страны. В-третьих, отсталость политической системы, засилье государства, бюрократии не позволяли реализоваться энергию, предприимчивость населения в полной мере.
Вопросы для повторения и размышления к главе 7.
1. Почему после победы над Наполеоном Россия утратила роль лидера в Европе?
2. Какие факторы сыграли главную роль в превращении Англии в мирового лидера?
3. Почему не спешили с отменой крепостного права в России?
4. В чем заключается вклад России в мировую культуру?
Литература к главе 7
n Африка: энциклопедия: в 2 т.- М.: Энциклопедия: Инфра-М, 2010.
n Безотосный В.М. Наполеоновские войны.- М.: Вече, 2010.
n Блэк Д. История Британских островов.- СПб.: Евразия, 2008.
n Брис К. История Италии.- СПб.: Евразия, 2008.
n Васильев Л.С. Всеобщая история: учебное пособие в 6 т. Т.4. Новое время (XIX в.).- М.: Высшая школа, 2010.
n Власть и реформы. От самодержавия к Советской России. М., 2006.
n Воронкова С.В., Цимбаев Н.И. История России 1801-1917. М., 2007.
n История женщин на Западе: (в 5 т.). (Под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро).- СПб.: Алетейя, 2005.
n История России XIX-XX века /Под ред. В.А. Фёдорова. 3-е изд. М., 2004.
n Коул Р. Франция: история страны.- М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009.
n Мегилл А. Карл Маркс: бремя разума. М.: Канон+, 2011.
n Мейнандер Х. История Финляндии: линии, структуры, переломные моменты.- М.: Весь мир, 2008.
n Нольде А.Э. М.М. Сперанский. Биография. М., 2004.
n Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. 2-е изд. М., 2003.
n Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, У-Фактория, 2005.
n Юссила О. Политическая история Финляндии, 1809-2009.- М.: Весь мир, 2010.