Государство кочевых узбеков и Сибирское ханство.
В 1428 году в результате распала А.О. власть на основной терр. Казна переходт к хану Абулхаиру из династии Шайбани. Терр. Простиралось от Урала на западе до Балхаша на востоке. Столица ханства – Сыгнак. Основное население госва составляло из племен кипчаков Ханство Абулхаира просуществовало в 1428-1468 гг. и в исторических источниках госво называли Узбекским улусом. В 1456-1457 гг. под Сыгнаком Абулхаир потерпел поражение от ойратов, что послужило одной из причин его ослабления и усиления роста недеовольства у населения. И что послужило причиной откочевки части казаского населения во главе с султанами Жанибеком и Кереем в Могулистан. Потомки хана барака султаны Жанибек и Керей являлись наследными владетелями и правили в присырдарьинских землях и в предгорьях Каратау. В 1468 Абулхаир хан отправился в поход чтобы покарать султанв. Однако во время похода он внезапно скончался. С образованием Казахского ханства на терр восточного дешт-и-кипчака власть потомков Абулхаира прекратилась
19.Образование, упрочение и развитие Казахского ханства (ХҮ-ХҮІ вв.). (Прав ханов Керея, Бурундука, Касыма, Хак-Назара, Тауекеля).
образование казахского ханства – это переплетение полит. и этнич. процессов. Его основными этапами стали – откочевка К и Дж с частью племен и родов в соседний Могул. Важным событием стало закрепление за сторонниками К и Дж имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Каз х. И, наконец, после смерти Абулх озвращение К и Дж в Узбекский улус и захват там верховной власти.. После смерти создателей каз гос К и Дж их дела продолжили преемники. Крупными властелинами и полководцами зарекомендовали себя сын К Бурындык и сын Ж-Касым. В упорной и длительной борьбе за сырдарьинские города и оазисы они сумели навязать свою волю Абулхайр-хана Мухаммаду Шайбани. Что касается борьбы за власть в степи, то тут Мухаммад Шайбани и вовсе не в силах был противостоять казахским ханам.К концу XV века в состав Каз ханства были включены города Сузак, Сауран, Сыгнак, а также часть присырд оазисов. Это дало возможность объединить гос в целом. К исходу XV века расширились первоначальные границы. В его состав вошли Зап. Семи, в котором начало образовываться впервые казе ханство, города Юж К., прилегающими степными районами, низовья С. Приаралья и Сыр, почти весь Ц. К.. Под начало Бурындыка и Касыма перешли и продолжали переходить все новые каз племена и роды. Росло число союзников за счет инородных племен, в частности, ногайских. К началу XVI века Каз ханство занимало огромную терр, на которой ранее располагалась А.О., и значительная часть Моголи.Если первые казахские ханы К и Ж в равной степени распространяли свое влияние на государство, то среди их сыновей лидировал Касым, в 1 четв XVI в, Каз ханство достигло наивысшего могущ. Одаренный правитель хан К. сегда с выгодой для себя и своего государства использовал складыв ситуацию.Своеобразна история соперничества и раздела власти между Кас и Бур. Здесь не было ни попыток насильственного устранения соперника, ни особых интриг. Бур был достаточно влиятелен, силен и энергичен, но Кас.ще влиятельнее. Фактически власть находилась в его руках, хотя он был лишь султаном, а Бур - ханом. дальновидный Кас старался находиться в отдалении от Бур, чтобы не обострять с ним отношений. Такая тактика спокойного выжидания принесла успех Кас. Невольное соперничество закончилось в его пользу. Кас был признан ханом, а Бур, отвергнутый подданными, с горсткой верных людей покинул гос .Кас умел утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей. В его подданство переходили все новые массы казахов - кочевников. Границы ханства продолжали шириться. Впервые со времен нашествия Чингис в одном гос сошлись все казахские племена и роды. Число подданных Кас-хана непрерывно росло и достигло млн человек. Став самостоятельным и независимым, ханство Кас приобрело известность в Европе, завязало дипломатические отношения с Московией, Русским государством, другими государствами. Крымский хан писал в это время турецк правителям о вызывающем беспокойство расширении Каз гос на Запад.Беспокойство было не напрасным. Касым продвинулся в западном направлении, воспользовавшись ослаблением Н.О. Немало племен и родов этой Орды отошли к Кас - хану, воевали под его знаменами. Границы каз гос достигли в ту пору северо-запада бассейна реки Урал. Магистральной линией хана Кас во внешней политике оставалась борьба за упрочнение своего господства над городами при Сырдарье. Кас хан активно участвовал и в среднеазиатских политических событиях. Стержнем их была все та же затяжная война за присырдарьинские города. Одержав победу над среднеазиатским властелином Мухаммадом Шайбани, Кас-хан забрал в свои руки большую часть городов Туркес, включая сам Туркес и Ташк. Народное предание связывает с именем Касым хана создание законов известных как « Касым ханнын каска жолы».Туркес стал в последующие века резиденцией каз ханов и одним из важнейших политических центров каз гос. Нет ничего вечного, Кас умер. Страну захлестнули междоусобицы чингизидов - джучидов, и она стала слабеть. В междоусобицах погиб сын Кас- хана Мамаш. Могучее при Кас Каз ханство уже не являлось централизованным гос. Ханы сменяли друг друга на престоле, а ханство, ослабляемое распрями, приходило постепенно в упадок.Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети XVI в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного каз ана Хакк-. Он боролся против ойратов и могульского' хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сиб хана Кучума Хакк установил союзные отношения с узбекским х Абдаллахом.Хакк пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную терр Каз. ханства при его отце Кас. Но в условиях тяжелой внешнеполит. обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русское гос после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырд появились каракалпаки. В Семир, тем временем, земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, оираты (джунгары). Каз роды кочевали на терр Сибир х, выходили в Барабинские степи, населенные в то время чатскими татарами. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях В. Каз.и Джун в зависимости от военных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе.Хакк удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства, препятствием для их расширения стало Рус гос.В Ю.К. Хакк попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание направо владения несколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов, в том числе двух сыновей Хакк. Вскоре погиб и сам Хакк.ТАУЕКЕЛ ХАН правитель Каз ханства, сын Шыгай хана. В 1581 г Шыгай хан со своим старшим сыном Т султаном и другими казахскими султанами прибыл к Абдуллах хану и принял вассальную от него зависимость, заключил с ним «клятвенный договор». Т султан с подчиненным ему войском поступил к Абдуллаху на службу и служил верно. Он отличался исключительной силой и отвагой. Значительная часть противников Абдуллах хана была уничтожена с его участием, его руками. В нач 1582 г казахские отряды Т султана приняли участие в походе Абдуллах хана на Ташкент против Баба султана и на овладение присырдарьинскими городами. Баба султану под Ташкентом было нанесено сокрушительное поражение. Баба султан бежал в ногайские степи, но решил вернуться. Об этом прознал Т и у города Яссы разбил его отряд. Баба султан был убит, обезглавлен. Его сын Латиф султан и ближайшее окружение пленены. Всех пленных и голову Баба султана Т оставил Абдуллах хану. Смерть Хакназар хана была отомщена. А Ташкент и все города по Сырдарье перешли под власть Абдуллаха. Казахам он не вернул ни одного города. Т султан получил от Абдуллаха богатые подарки и Африканетский вилает. Вскоре, в том же 1582 г, умер Шыгай хан. Прослужив еще несколько месяцев, Т орвал «клятвенный договор» с Абдуллахом и вернулся на родину. Здесь он выиграл долгую междоусобную борьбу с каз султанами и в 1586 году стал ханом каз х. Т вступил на ханствование в трудные времена, но показал, что он не только знаток военных действий, но и умелый политик. Ему удалось не просто упрочить свою власть в степи, но также расширить пределы владений казахов и поднять значение этого ханства в международных делах. К 1598 году имел хорошо вооруженное и обученное стотысячное войско. Грандиозным был его замысел рисоединить к своему ханству все узбекские земли, весь Мавераннахр. Он установил дружеские связи с московским царем Федором Иоанновичем. В январе 1594 г царское правительство обещало Тауекел хану военную помощь и политическую поддержку. В мае 1595 г у Т находилось русское посольство во главе В.Степановым. В 1598 г вместе со 120 казахскими султанами во главе 100-тыс. армии совершил поход в Мавараннахр, отвоевал города Сайрам, Ташк, Ясы (Туркис). Все города Ср А, в том числе Самарканд был подчинен казахским султанам, правителем Самарк был назначен брат хана - Есим султан. После смерти Абдуллы Т решился на захват Бухары. С 80 т. армией он осадил этот древний город. В одном из штурмов Т был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарк был возвращен бухарским эмирам, а Ташк, Сайрам и Андижан вошли в состав Каз хан.
20.Этногенез казахского народа. Казахские жузы. Этноним «казах».
Само слово – казах- возникло в регионе обитания кыпчаков. Первоначально ареал распространения термина – казах- связана с Дешт-и-кыпчаком. Термин КАЗАХ стал употребляться как этноним для обозначесния уже сложившейся тюркской народности восточного Дешт-и-кыпчака, Семиречие и южного Казахстана. Эпоха завершения процесса формирования казахской народности . Образование казахской народности ускорил длительный и сложный путь сложения единой народности, под именем КАЗАХ. Вначале 16в этническую основу казахской народности составидли многочисленные разноязычные в прошлом племена и народы от саков, усуни, канглов, хуннов, тюрков,карлуков, кимаков кыпчаков, доаргынов,кереев,конратов,жалаиров,дулатов и др живших в разное время на территории Казахстана. ЖУЗ – историко-хозяйственный район, до сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина ЖУЗ. 1.Старший жуз – уйсуны,дулаты,канглы,жалаиры, албаны,суаны,шапрашты,ошакты,сиргели,шанышкылы - Южный, юговосточный Каз(район Туркестана и Семиречия). 2. Средний жуз – аргыны,наиманы,Кереи,кыпчаки,Конураты,уаки – Центральный,северный,восточный казахстан.Млалший жуз – алимулы, байулы, жетиру – западный казахстан. Казахская народность складывалась на основе тех же закономерностей, что и другие народы мира. Общая схема процесса этногенеза определялась следующим образом: отдельные роды, племена, племенные союзы, народности, нация. Параллельно шло развитие языка от родового к языкам племенным, от них — к языкам народностей, затем — к образованию национального языка. Этот процесс не является прямолинейным, он происходил противоречиво, через дробление, ассимиляцию, скрещивание и слияние, мог на время прекратиться, а затем возобновиться, но уже в новых исторических условиях. Известно, что казахская народность складывалась в основном из автохтонных племен и племенных объединений, издревле населявших громадную территорию Казахстана. Формирование народности было связано с крупнейшими этнополитическими событиями древности и раннего средневековья, с эволюцией хозяйственных форм и прогрессивными сдвигами в общественных отношениях, становлением и укреплением феодализма.Народность складывается и развивается в конкретной социально-экономической среде, поэтому она является общностью этносоциальной и типична, главным образом, для рабовладельческого и феодального строев. Монгольское нашествие оказало известное влияние на состав и антропологический тип тюркского населения, усиливая в нем монголоидные черты. Однако собственно монголы, составлявшие небольшую долю общего числа жителей в созданных им улусах, неизбежно растворялись в общей массе местного тюркоязычного населения, принимали его язык и обычаи.Нашествие монголов хотя существенно задержало поступательный процесс образования народности, но не могло остановить Здесь важную роль играли дуглаты, являвшиеся одним из наиболее крупных тюркских племен и занимавшие значительную территорию. Хотя государство Моголистан на время политически отделило тюркоязычное население Семиречья от родственного населения остальной территории Казахстана, но оно оказало влияние на ускорение процесса формирования казахской народности. монгольское владычество на всей территории Казахстана отодвинуло еще на двести лет процесс сложения казахской народности.По более или менее устоявшемуся мнению можно утверждать, что процесс образования казахской народности в основном завершился на рубеже XIV -XV вв. Казахский язык формировался на кыпшакской языковой основе. Казахская этническая общность и этническое самосознание возникли под влиянием общности территории, языка, общих культурных достояний, обычаев, нравов, ценностных ориентиров, общности происхождения племен.Образованию народности также содействовало возрождавшееся в X1V — XV вв. после монгольского завоевания на территории Казахстана традиционное хозяйство, слияние кочевого и полукочевого скотоводства с оседлым земледелием. В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения этнонима «казах». Одни выводили его из тюркских глаголов каз — «рыть», кез - «скитаться», каш — «бежать, спасаться»; другие создали невероятную этимологию этого слова от каз — «гусь» и ак — «белый». Вообще-то слово «казак» — тюркское.Но каково бы ни было происхождение слова "казах", несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение в смысле свободный, бездомный, скиталец, изгнанник.Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казах» обозначало всякого вольного человека
21.Казахское ханство в ХҮІІ- ХҮІІI веках. (Правление ханов Есима, Жангира, Тауке)
После смерти Тауекель-хана ханом становится султан Есим, сын Шигай-хана. Его правление стало временем очередного (третьего по счету) усиления Казахского ханства после Касым-хана и Хак-Назар-хана. Есим-хан переносит столицу ханства из Сыгнака в город Туркестан. Он подавляет восстание каракалпаков.
Период 15-летнего затишья в отношениях между Казахским ханством и Бухарой заканчивается. Есим-хан объединяет казахские войска и начинает поход против Ташкентского хана Турсун Мухаммад-хана и Бухары. В 1627 году он разбил врага. Есим-хан ликвидировал Ташкентское ханство. Гражданская война закончилась.
После смерти Есим-хана ханом становится Жанибек, старший сын Есим-хана, но, фактически, государством управляет Жангир, сын Есим-хана.
После смерти Есим-хана в Казахском ханстве начались усобицы, продолжавшиеся несколько лет. В конце концов ханом был провозглашен сын Есима Жангир хан (1643—1652). Вся история его правления связана с борьбой с джунгарской агрессией.
Западные ойраты объединились и создали в Восточном Казахстане в 1635 г. Джунгарское ханство. Сразу же началась изнурительная борьба с казахами за кочевья Жетысу и Северного Казахстана.
Первое сражение состоялось в 1635 г., но было неудачным для казахов. В 1643 г. 50-тысячное джунгарское войско вторглось в казахские кочевья. Жангир хан не успел собрать войско и дал бой местности Кызылкия. Здесь казахи впервые массово применили огнестрельное оружие. Джунгары были разбиты с помощью самаркандской армии во главе с Жалантос батыром и в беспорядке отступили.
В 1652 г. джунгары, закупив оружие и военное снаряжение у России, вновь выступили против казахов и кыргызов. Кыргызы были вынуждены признать свою зависимость от джунгарского хунтайши. В одной из битв погиб в поединке и Жангир хан. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые джунгарскими кочевьями.
В 60-х годах казахско-джунгарские столкновения ограничивались мелкими стычками, но при хунтайши Галдане-Бошокту крупномасштабные военные действия возобновились. Сын Жангир-хана — Тауке-хан (1680—1715) — не смог остановить джунгаров и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу. В результате походов 1683-84 гг. был взят и разрушен г. Сайрам и джунгары вторглись в Ферганскую долину. Особенно обострились казахско-джунгарские отношения в 90-х годах XVII в., когда Джунгарией правил хунтайши Цеван-Раптан. Изнурительная, шедшая на истребление, война с сильным противником за пастбища ослабила Казахское ханство. Несмотря на отдельные победы в крупных сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертису, Тарбагатаю, и в Жетысу, все дальше отступая на восток.
22.Историческая наука средневекового Казахстана: Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи-и-Рашиди», Кадыргали Жалаири «Джамиат таварих».
В 16-17 вв письменная литература на каз языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавлись исторические сочинения и генеалогии (шежире). Выдающиеся представители письм лит-ры Каз. Мухаммед Хайдар Дулати – «Тарихи-и-рашиди» является произведением, вобравшим в себя фольклорные и устные генеалогии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Каз ханства и империи Бабура. Известный историк, литератор; родился в Ташкенте, умер в Кашмирском крае Индии.
Поэма Мухаммед Хайдара Дулати "Джаханнама" вошла в известную книгу "Тарихи Рашиди.
Мухаммед Хайдар Дулати хорошо знал историю Моголстана, Средней Азии и Казахстана, особенно историю феодальной части племени дулат. В 1541-1546 годах в Кашмире он написал "Тарихи Рашиди".
Это произведение Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на рассказы о дулатах, передаваемые устно из поколения к поколению, легенды моголов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах моголских ханов: сведения различных свидетелей, а также собственные наблюдения.мухаммед Хайдар Дулати умер в 1551 году во время восстания местных жителей.
КАДЫРГАЛИ ДЖАЛАИРИ- великий казахский ученый, видный дипломат, выдающийся политический деятель, живший в XVI веке, автор исторического сочинения «Джами ат-таварих». Как историк он оставил народу очень ценный исторический труд. Это «Джами ат-таварих» - «Сборник летописей» - историческое сочинение, излагающее события, происходившие на территории Казахстана и Средней Азии в XIII-XV веках. Написано на смешанном казахско-чагатайском языке с широким применением народных пословиц и поговорок, употребляемых казахами и поныне. По оценке Шокана Уалиханова, эта работа К.Жалаири - один из важных источников по истории Казахстана, а по полноте сведений о казахах она занимает одно из первых мест.
Опираясь на фактический материал, можно по праву считать Кадыргали Жалаири родоначальником письменных сочинений на подлинно казахском языке. Выдающиеся казахские ученые Каныш Сатпаев и Алькей Маргулан ставят его имя в ряд с именами таких прославленных историков Средней Азии и Монголии, как Бабур, Бенан и Сенан Сэцен.
Кадыргали Жалаири находился на службе у сибирского хана Шибанида Кучума, был его советником, вел делопроизводство, занимался воспитанием молодых султанов. В начале 80-х годов XVI века, покинув Кучума, поступил на службу к казахскому султану Ондану и стал воспитателем и учителем его сына, молодого султана Ораз-Мухаммеда. До 1600 года К.Жалаири вместе с юным султаном прожил в Москве, а с 1602 года переехал с ним в г.Касимов (Керман), когда русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда правителем Касимовского царства. Кадыргали Жалаири был избран его главным визирем. Находясь при султане Ораз-Мухаммеде, Кадыргали пишет в 1600 году свою знаменитую книгу «Сборник летописей». Сочинение состоит из трех частей: описание правления Бориса Годунова; краткий перевод книги Рашид ад-дина «Джами ат-таварих»; краткий перевод родословной ханов от Орыс хана до султана Ораз-Мухаммеда. Основную цель написания книги Кадыргали видит в том, чтобы доказать что Ораз-Мухаммед достоин ханского престола. Вторую цель он видит в том, чтобы «показать правоту и справедливость царя Бориса Годунова, а также показать, что высокочтимого хана Ора-Мухаммеда на ханский трон посадил его превосходительство царь» (И.Березин «Библиотека восточных источников», том 1, Казань, 1854). Труд К.Жалаири ценен также сведениями о том, какой султан, хан как умер и где похоронен. Тауекел хана он называет «Главой исламского государства». «Ораз-Мухаммед умер в 1610 году геройской смертью в кровавой битве между Лжедмитрием и Василием Шуйским». Исследованием жизни и творчества К.Жалаири занимались в разные годы казахский ученый Ш.Уалиханов, русские востоковеды И.Березин и В.Вельяминов-Зернов. Значительный вклад внесли татарские ученые А.Рахим, М.Усманов, современный историк М.Сафаргалиев и др. Исследователи Казахстана А.Маргулан, Э.Масанов, К.Жунисбаев, Н.Мингулов, Р.Сыздыкова и др. уделяли значительное внимание этому источнику. События, связанные с пребыванием в России казахов во главе с Ораз-Мухаммедом и К.Жалаири, наиболее полно и красочно описал писатель Мухтар Магауин в романе «Аласапыран». Ш.Уалиханов высоко оценил научное значение книги, назвал ее бесценным памятником казахского языка. Единственная копия «Сборника летописей» была вручена библиотеке Казанского университета татарским ученым И.Халфиным.
В сборнике восточных рукописей, где была напечатана эта копия, есть следующее вступительное слово профессора И.Березина: «Мы не знаем, как называлась эта книга, но мы знаем что основная часть книги представляет собой краткий перевод известного произведения Рашид ад-дина, а потому можно назвать рукопись его именем». Поэтому он предложил дать труду К.Жалаири название «Джами ат-таварих» - «Сборник летописей», пока не будет найдена другая копия, по которой можно будет выяснить подлинное название книги. М.Койгельдиев в статье, опубликованной в 1994 году в журнале «Қазақ тарихы» пишет: «К сожалению, название рукописи, данное автором, отсутствовало и в копии, найденное позже в Петербурге. Поэтому название рукописи так и осталось в виде «Джами ат-таварих». Это обстоятельство послужило препятствием для ученых-историков дать объективную оценку оригинальным сведениям К.Жалаири, дало им повод рассматривать этот труд только как тюркский вариант произведения Рашид ад-дина».
В 1600 г. русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда ханом Касымовым (Касымовское царство). Кадыргали Жалайри был назначен одним из его 4-х визирей.
В этот период Кадыргали Жалайри вплотную занялся научной деятельностью. Начав писать в 1600 г. при Касы-ме свою знаменитую летописную книгу "Жами ат-тауа-рих" ("Сборник летописей"), Кадыргали Жалайри закончил ее в 1602 г. Летопись насчитывает 157 страниц и написана на китайской бумаге с особой аккуратностью. Следуя устоявшейся традиции восточных мыслителей, ученый посвятил свою работу русскому царю Борису Годунову. Автор в своих летописях, проводя обзор по восточным странам и городам, дает исторические определения и разъяснения тюркским родо-племенам, населявшим казахские просторы. Остановившись на эпохе Караханидов, автор высказывает свое мнение об огузах. Опираясь на написанную на персидском языке летописную книгу Раши-ад-Дина "Жами ат-тауарих", ученый приводит много исторических фактов о династии Чингисхана и о нем самом. В работе имеются ценные материалы о жизнедеятельности казахских ханов, казахской степи, городах и т. д.
Особый интерес представляет раздел книги, посвященный историческим событиям XIII-ХVI вв., происходившим на казахской земле. Этот раздел изобилует особо ценными материалами о внутреннем и внешнем положении казахских ханств, начиная с начала XVI в., образовании казахских племен, международной и общественно-политической ситуации казахских ханств, формировании патриархально-феодальных отношений, султанах, беках, хафизах и других социальных группах. В летописи содержится много ценных сведений по древней и средневековой истории Казахстана.
Автор в совершенстве владел древним казахским языком. Летопись Кадыргали Жалайри - первое историческое произведение, написанное на древнем казахском языке. Ученые, оценивая научную ценность его труда, ставят Кадыргали Жалайри в один ряд со многими выдающимися историками Средней Азии и Монголии.
Научный труд Кадыргали Жалайри был высоко оценен прославленными русскими учеными, профессорами Казанского университета Н.И.Ильминским, И.Н.Березиным, академиком В.В.Вельяминовым-Зерновым и выдающимся просветителем Ч.Валихановым.