Разновидности культурных норм

Привычки ―это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

Манера 1) внешняя форма поведения человека; обхождение, способ держать себя; 2) прием, образ действия, способ работы; 3) отличительные черты творчества какого-либо художника, писателя, свойственный ему стиль.

Этикет ― совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям (формы обращения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежда и т.п.).

***

Обычай ― стихийно сложившийся образец поведения, имеющий нормативное значение для членов общества.

Обычное право ― совокупность неписанных правил поведения (обычаев!), сложившихся в обществе вследствие их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.

Санкции (лат. sanctio ― строжайшее постановление) ― 1) вид поощрения или наказания, с помощью которого закрепляются социальные допустимые формы поведения; 2) утверждение, разрешение вышестоящей инстанции на что-либо; мера принуждения―, применение к нарушителям требований определенной юридической нормы.

***

Традиция 1) исторически сложившиеся в обществе и передаваемые из поколения в поколение идеи, вкусы (склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного), обычаи, порядки, правила поведения; 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту; 3) устный рассказ, передающийся из поколения к поколению, предание.

Мода (лат. modus ― мера, образ, правило) ― 1) периодически возникающие и повторяющиеся ч а с т и ч н ы е изменения внешних форм культуры, которые происходят под влиянием многих социальных факторов (экономических, психологических, культурологических, моральных и эстетических); 2) господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т.п.; образцы предметов одежды, отвечающие таким вкусам.

Церемония (лат. carimonia ― благоговение, культовый обряд) ― торжественный офици альный акт, при проведении которого установлен определенный порядок ― церемониал. Церемониал ― последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных ознаменованию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий ― подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

Ритуал (лат. ritualis ― обрядовый) ― 1) исторически сложившаяся определенная или специально установленная норма поведения, в которой формавыполнения действия строго канонизирована, лишена непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение; 2) установленный, исторически сформированный порядок обрядовых действий.

***

Мораль (лат moralis ― моральный; относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) ― 1) форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека в обществе, во всех без исключения сферах общественной жизни; 2) предмет изучения этики; 3) в переносном значении: поучительный, нравственный логический вывод из чего-либо, урок.

Задачи морали: 1) оценивать ― отделять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение; 2) регулировать ― направлять деятельность человека, общество на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество; 3) воспитывать ― воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию правильной ориентации.

Мораль религиозная― совокупность правил и норм, предписаний и оценок поведения людей, выдвинутых и освященных любой религией, определяющих их обязанности перед Богом, друг перед другом, перед обществом в целом. Характерной особенностью морали религиозной является то, что все ее положения считаются установленными Богом, а также идеальными и абсолютно вечными, неизменными. Моральная культура личности― степень восприятия индивидом морального сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органически требования морали воплотились в поступки человека благодаря формирующему влиянию общества и самовоспитанию. Моральная норма― одна из простейших форм морального требования, выступающая как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Это нормы поведения, обычаи, постоянно воссоздаваемые в однотипных поступках многих людей как моральный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Моральная оценка― одобрение или осуждение моральным сознанием разнообразных явлений социальной действительности, при котором устанавливается соответствие или несоответствие поступка, черт характера человека, образа жизни определенным моральным требованиям. Моральная санкция― подтверждение моральных требований с помощью одобрения или осуждения уже осуществленных поступков людей. Моральное действие― акт, приводящий к определенному общественно значимому результату (действию), имеющему положительную или отрицательную моральную ценность, поддающийся моральной оценке и за осуществление которого человек несет ответственность. Моральное поведение― совокупность поступков человека, имеющих моральное значение, осуществляемых им относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Моральное сознание― совокупность исторически сложившихся и развивающихся взглядов, представлений, идей, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения людей, отражающих всю систему общественных отношений, а также регулирующих эти отношения. Моральное убеждение― рациональная основа моральной деятельности личности, позволяющая ей осуществлять тот или иной поступок сознательно, с пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. Моральные качества― понятие морального сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Моральные отношения― особый вид общественных отношений, совокупность взаимодействий и связей, возникающих между людьми в процессе их моральной деятельности. Моральные принципы― одна из форм морального сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной морали, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся моральной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Моральные ценности― высшие ориентиры морального поведения человека, имеющие для него безусловную значимость и сгруппированные вокруг категории добра. Моральный идеал― 1)понятие морального сознания, в котором моральные требования, предъявляемые людям, выражаются в виде образа морально совершенной личности; 2)представление о человеке, воплотившем в себе все высочайшие моральные качества. Моральный кодекс― сборник моральных норм, обязательных для соблюдения. Моральный конфликт― специфическая ситуация морального выбора, в которой человек, принимающий решение, фиксирует в своем сознании противоречие: осуществление любого варианта по выбору определенной моральной нормы одновременно приводит к нарушению иной нормы, являющейся для данного человека определенной моральной ценностью.

Категории (общие понятия) морали: добро и зло; честь и совесть; долг и справедливость; добродетель и достоинство; стыд и правда; ответственность и др.

Из сказанного вытекает, что:

• мораль неуловима, потому что она везде, и под ее суд попадает вся жизнь человека. Она представляет собой специфический способ упорядочения общественных отношений, не зависящей от их предметно-содержательного наполнения. В морали фиксируется то общее и основное, что составляет культуру межличного общения людей;

• мораль не имеет определенных институтов-организаций. Этим она отличается от права, чьи нормы имеют формальную определенность, утверждаются и проводятся в жизнь специальными институтами-организациями (см. таблицу 1). Моральные нормы складываются в процессе жизнедеятельности общества, они, как правило, неписаны, стихийны. Действенная сила морали основывается на превращении ее требований в личные убеждения и мотивы поведения индивидов ― превращении, совершаемом в процессе их социализации, то есть приобщения к многообразию жизненных ролей: труженика, потребителя, собственника, гражданина и т.д.

Таблица 1.

Отличия морали от права

Мораль (нормы морали) Право (нормы права)
Появились раньше политики, права и государства Появились позже морали
Пронизывает все стороны человеческой жизни, все общественные отношения (в том числе и те, которые не подлежат правовому регулированию) Регулирует определенную область общественных отношений
Выражает мнение общества Выражает волю государства, государственный подход к оценке общественных явлений
Формулируется обществом (людьми) Устанавливается и фиксируется государством
Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч Формируется в письменном виде в юридических актах
Более широки по содержанию, дают больший простор для толкования и применения Более конкретны по содержанию, характеризуются определенностью формулировок
Обеспечивается силой привычки, убежденностью, совестью, давлением общественного мнения В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством либо потерпевшими
Исполнять или нет, решает сам человек Обязательны для исполнения всеми
Формулирует требования в абстрактной, абстрактно-всеобщей форме Дает конкретную формулировку, что можно и чего нельзя
Показывает идеал поведения,, к которому необходимо стремится человеку Основывается на реальных условиях жизни
Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей
Существуют различные моральные принципы и моральные установки людей, социальных групп, народов Существует единая и единственная система права в каждом государстве, каждом обществе
Не признает формального равенства («Кому больше дано, с того больший спрос») Исходит из формального равенства людей: равные требования к разным людям
Для оценки поведения людей использует критерии: «честно ― нечестно», «нравственно ― безнравственно», «справедливо ― несправедливо» и др. Для оценки поведения использует критерии: «правомерно ― неправомерно», «законно ― незаконно» и др.

Общее у морали и права: а) регулируют общественные отношения (поведение людей); б)ориентируются на справедливость (не следует забывать максиму: чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали);

моральная регуляция это, прежде всего, саморегуляция, то есть способность личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответственности перед обществом направлять, контролировать, оценивать и эмоционально пережить свое поведение. Обобщенное выражение этой способности называется совестью.(Иногда совесть отождествляют с нравственным чувством, которым наделила человека природа. Это положение по крайней мере спорно: морали, нравственности в природе нет. Совесть ― не природа, а уж скорее общество, «сидящее» внутри нас, проявляющееся как своеобразный внутренний авторитет);

внешним авторитетом для морали служит общественное мнение, выполняющее в структуре моральной нормы роль, аналогичную роли государства в политической системе.Как государство принуждает к исполнению нормы правовой (юридической), так общество принуждает к исполнению нормы моральной. Но методами принуждения они пользуются разными. Моральное осуждение не уступает иногда, впрочем, по силе государственному принуждению. Осуждение ― только оценка, з а н е й с л е д у ю т и о п р е д е л е н н ы е д е й с т в и я. Так, дворянин, который нарушил кодекс чести, не только осуждался дворянским обществом, но и фактически ставил себя вне этого общества. Более того, моральное осуждение порой беспощаднее осуждения государственного, правового, ибо оно захватывает всего человека, проникает в самые потаенные уголки его внутреннего мира;

• в морали содержится высшая рациональность ― обеспечение выживания рода человеческого. От того факта, что мораль часто «невыгодна», так как не гарантирует благополучия тем, кто ее придерживается, не отменяет ее высшей рациональности: если не так уж трудно найти причины (почему?), объясняющие, например, человеческую слабость или бесчестный поступок, то ответить на вопрос, почему человек поступает по совести, делает добро людям, безусловно, труднее, так как добро возможно только ради самого добра. Поэтому мораль по определению бескорыстна. Творя добро, нельзя прямо рассчитывать на ответную благодарность «здесь и сейчас». Добро вернется к тебе, если общество, частью которого ты являешься, примет ее как моральную норму;

мораль участвует в процессе познания. Она отражает общее, типичное в разнообразных поведенческих актах людей, накапливает и закрепляет опыт межчеловеческого общения. Однако специфическая функция морали состоит не в том, чтобы давать людям знания (такая задача стоит перед этикой как наукой о морали), а чтобы регулировать посредством оценки их поведение;

многообразны взаимоотношения морали и искусства. У них общая забота ― человек, его духовные искания, его всестороннее и гармоничное развитие. То, что мораль признает добром и злом, искусство изображает как прекрасное и безобразное. Искусство с его образностью, чувственной конкретностью является действенным средством воспитания человека, формирования нравственных качеств личности. С другой стороны, и мораль влияет на искусство, поскольку нравственные ориентации человека, несомненно, сказываются на его эстетических оценках, художественных воззрениях, отношении к красоте в целом;

• говоря о соотношении морали и политики, которой свойственны, в том числе, и так называемые «черные технологии» с их манипулированием и общественным, и индивидуальным сознанием, нужно понимать, что в той или иной степени политика вынуждена считаться с господствующей в обществе моралью: без морального оправдания оказывается невозможной легитимизация политической власти. Можно надеяться, что по мере укрепления и развития гражданского общества, демократии мораль будет становиться все более важными фактором политической жизни общества.

***

Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева)

1.Не убий и не начинай войны.

2.Не помысли народ свой врагом других народов.

3.Не укради и не присваивай труда брата своего.

4.Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти.

5.Уважай мысли и чувства братьев своих.

6.Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7.Чти природу как матерь свою и помощницу.

8.Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, А НЕ РАБА.

9.Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10.Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Наши рекомендации