Третья редакция связана с именем новгородского князя Мстислава Владимировича,датируется1118 г.
В ПВЛ рассказывается о расселении славян, управлении славянскими племенами, их быте и верованиях. Автор повествует о призвании варягов, объединении Новгорода и Киева, основных событиях древнерусской истории.
Летописи велись не только при монастырях, но и при княжеских дворах, не только в Киеве, но и в других городах, впоследствии - землях. Хорошо известны Новгородские и Псковские летописи, Владимирский летописный свод и др.
Литература. «Слово о полку Игореве».
От XI-XII вв. до нас дошло 80 книг, 7 из них имеют точную датировку. Древнейшая книга – «Остромирово Евангелие». Переписана для новгородского посадника Остромира.
На Руси переписывали религиозные тексты, делали переводы с греческого и латинского языков. Были и оригинальные сочинения. В отличие от европейских стран, где официальным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.
Наиболее известными произведениями древнерусской литературы являются:
В житийном жанре – «Житие Бориса и Глеба» (дошло в летописи под 1015 г.) и «Сказание о Борисе и Глебе» (первая половина XI в.). Они повествуют о благочестивой жизни и трагической гибели русских князей, канонизированных церковью.
«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.). Центральная идея – отстаивание самостоятельности русской церкви. Суровый закон «Ветхого завета», предназначенный для одного народа, противопоставлен в этом сочинении благодати «Нового завета», имеющей общечеловеческий характер.
В жанре путевых записок написано «Хождение игумена Даниила на Ближний Восток» (около 1107 г.).
«Поучение» Владимира Мономаха (примерно 1117 г.) – своеобразное политическое завещание и наставление детям, написанное киевским князем.
Одним из наиболее выдающихся произведений древнерусской литературы принято считать «Слово о полку Игореве». В произведении рассказывается о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев и его поражении. Автор осуждает княжеские усобицы, вспоминает времена единства Руси и призывает князей объединиться и вызволить Игоря из половецкого плена.
Оригинал «Слова» погиб в Москве в 1812 г. во время пожара. Поэтому в литературе существуют разные точки зренияотносительно авторства «Слова» и времени его создания. Так, известный историк Б.А. Рыбаков считал автором киевского тысяцкого Петра Бориславича – участника событий. Писатель В. Чивилихин полагал, что автором являлся сам князь Игорь. Казахский поэт и писатель О. Сулейменов рассматривал «Слово» как памятник тюркской литературы. Значительная часть историков и литературоведов придерживается точки зрения, что автор неизвестен. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII в. (между 1185 и 1190 гг.). Историк и этнограф Л.Н. Гумилев считал, что «Слово» появилось в связи с восстаниями во второй половине XIII в. против монгольских сборщиков дани. Историк А.А. Зимин полагал, что «Слово о полку Игореве» – апокриф (подделка) конца XVIII в.
Архитектура. Изобразительное искусство.
С домонгольского времени до нас дошло более 150 памятников. До конца X в. постройки в основном деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных строений относится к концу X в. Это 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Сгорела при нашествии монголо-татар.
При Ярославе Мудром в Киеве были построены 13-купольный Софийский собор и Золотые ворота. Кроме Киева Софийские соборы были в Новгороде и Полоцке. Из других памятников архитектуры выделим: Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Спасские соборы в Чернигове и Новгороде, дворец князя Андрея Юрьевича в Боголюбове, храм Покрова на Нерли, соборы Переяславля-Зелесского, Суздаля, Юрьева-Польского.
Древнерусские мастера строили не «на глазок», они знали пропорции («золотое сечение»). Преобладала так называемая крестово-купольная композиция: прямоугольный объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых покоится центральный купол.
Основные строительные материалы:
в Киеве, Смоленске, Чернигове – плинфа(плоский кирпич 31х31х2,5-4 см.;
в Новгороде – известняк;
во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях – белый камень.
Внутри храмов были фрески и мозаика.
Фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Святой Софии в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого.
Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (специальный стекловидный материал). В Софийском соборе в Киеве – мозаичное изображение огромной фигуры молящейся за человечество Богоматери (Богоматерь Оранта).
В храмах находились иконы (по гречески - изображение, образ). Первые иконы были написаны греческими мастерами. Самая почитаемая – изображение Богоматери с младенцем на руках (рубеж XI-XII вв.) – Владимирская Богоматерь, своеобразный символ России (неизвестный греческий иконописец). Известны имена русских мастеров-иконописцев XI в.: Алимпий, Олисей, Георгий.
К памятникам изобразительного искусства можно отнести книжные миниатюры, орнаменты в виде заставок(узоры, виньетки в начале главы), украшения на полях книг. Из прикладного искусства – орнаменты на посуде, изделиях ремесла.
Художественное ремесло.
В ремесленном производстве было более 60 специальностей: кузнечное дело, гончарное дело, литье колоколов, производство кирпича, многоцветной керамики, обработка дерева и кожи, изготовление оружия, кольчуг, мечей, сабель, арбалетов и т.д.
Больших успехов достигло художественное ремесло. Изготавливали бронзовые, серебряные, медные украшения. Художественное литье в формах – один из технических приемов. Отливали кресты, подвески, височные кольца, подсвечники, браслеты, перстни и т.д.
Кроме литья – другие приемы художественного ремесла:
художественная ковка (кубки, блюда) и чеканка(шлемы);
чернь – резцом наносили рисунок, туда вбивали золотые или серебряные нити, пространство между нитями покрывали черным цветом;
зернь – по рисунку накладывались золотые и серебряные зерна и припаивались;
скань (филигрань) – изделия из скрученной, свитой золотой и серебряной проволоки;
эмаль – специальное покрытие изделий.
Устное народное творчество.
Устное народное творчество предшествовало появлению письменной литературы. Распространены легенды, были, сказки, песни, плачи, пословицы, заговоры, гадания.
Обрядовый фольклор – встречи (коляды) и проводы (масленица) зимы, встреча (красная горка) и проводы (семик) весны; летние праздники (русалии, купала); осенний – обжинок.
В X в. зарождается героический былинный эпос. Былины не слагали о князьях, воевавших в чужих землях и не заботившихся о своей (например, о Святославе Игоревиче); о междоусобных распрях и князьях, принимавших в них участие (о Ярославе Мудром, Юрие Долгоруком).
Одним из первых былинных героев был Микула Селянинович, воевавший в 975 г. с варягами.
Выделяют три былинных цикла:
1. О Владимире Святославиче, Владимире «Красное Солнышко» (как его называли в былинах), оборонявшем Русь от печенегов. Один из героев этого цикла – легендарный Илья Муромец.
2. О полоцком князе Всеславе, избранном киевским князем после народного восстания 1068 г.
3. О Владимире Мономахе и его борьбе с половцами.
Итогом культурного развития Киевской Руси стало складывание культуры древнерусской народности.